Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Детский аналитик в качестве «нового объекта» для своего пациента




Годы развития человека характеризует, как упоминалось выше, жажда приключений, которая соседствует с навязчивым повто­рением и во всем ему противоположна. Чем нормальнее ребе­нок, тем больше он находится под воздействием первой, чем невротнчнсс — тем сильнее стремление к повторению. Дети, попадающие в анализ, находятся под влиянием обеих тенден­ций. Для здоровой части их личности аналитик является ин­тересной фигурой, которая вступает в их жизнь и побуждает к новым типам отношений, для больной стороны — он объект переноса, на котором вынуждены повторяться старые формы отношений. Для техники эта двойная установка ребенка озна­чает явную трудность. Там, где аналитик акцентирует первую роль и ведет себя сообразно с этим, он мешает переносу, где он делает обратное, он разочаровывает пациента в надеждах, кого* рые с детской точки зрения вполне обоснованы. Для терапевта также не всегда легко различить, какую часть детского поведения


Связь взрослого и детского анализа393

.приписать одной установке, а какую — другой. Такт, умение, благоразумие и свободное переключение с одной роли на дру­гую являются здесь техническим оружием детского анализа.


Детский аналитик как субъект либидоносного и агрессивного переносного замещения

Различий между детьми и взрослыми меньше всего там, где речь идет о феноменах переноса в собственном смысле слова. Здесь вызванная аналитической ситуацией регрессия распро­страняется на все ступени и формы отношений объектов. Нар-циссизм, симбиоз с матерью, несамостоятельность, предметное постоянство, амбивалентность, оральная, анальная и фалличе­ски-Эдипальная прегенитальность — все по-своему, раньше или позже, в той или иной степени, форме, последовательности поступают в анализ. Осуществляющиеся таким образом пере­носы дают, смотря по их происхождению, информацию о мас­штабе патологических регрессий пациента и об особых типах его патологии; соответственно своему происхождению они при­дают аналитической ситуации свой особый характер. Возврат нарцистического поведения раскрывается в анализе как отступ­ление к себе самому и к своим интересам, безразличие к вне­шнему миру и к аналитику и недоступность его усилиям. Новое появление симбнотических установок раскрывается в желании постоянной и ничем не нарушаемой совместной жизни с ана­литиком. Перенос отношения между объектами на опорный тип создает технические трудности особого типа. На первый взгляд перенос возникает как беспомощность ребенка, т. с. как желание помощи. При внимательном рассмотрении раскрыва­ется затем односторонность этого желания. Пациент всего тре­бует от аналитика, не будучи готовым к какому-либо соответ­ствующему ответному вознаграждению, усилию или сотруд­ничеству. Напротив, он в каждый момент готов разрушить отношения и тем самым анализ, даже если перед ним постав­лены самые незначительные требования. Переносы из ораль­ной фазы ответственны за ненасытные претензии ребенка к аналитику, а также и за неудовлетворенность всем предлагае­мым (игровой материал и т. д.); соответствующие побуждения



Раздел VI. Техника детского психоанализа

из анальной фазы — за упрямство юного пациента, за скрыва­ние материала, за провокации и враждебность, которая актив­на и подвергает анализ опасности. Инфантильные страхи по­тери любви и потери объекта проявляются в анализе как послу­шание и пассивное подчинение и приводят к поверхностным переносным успехам, из-за которых аналитик и родители толь­ко часто обманываются и приходят в заблуждение.

Попятно, что именно прегенитальные, преЭдипальные стремления придают переносу ребенка отрицательный, меша-< ющпй анализу характер. Детский аналитик был бы в тяжелом положении, если бы он в то же время не рассчитывал на инфор­мацию, идущую из переноса объектной фиксации и из поло­жительного и отрицательного Эдипова комплекса и несущую с собой такую позицию Я, как самонаблюдение, благоразумие и рациональное мышление. Она укрепляет терапевтический союз между ребенком и аналитиком и хотя бы немного помо­гает пациенту поддерживать сотрудничество, несмотря на дав­ление сопротивления и отрицательного переноса.

Здесь вспоминают одно из первых технических предписа­ний, что перенос всегда должен быть истолкован там, гдеонначинает служить переносу. Что касается детского анализа,тооказывается необходимым объяснить преЭдипальнуючастьпереноса раньше Эдипалыюй.

На основании изложенного мы также понимаем, почему детский анализ встречает особые технические трудности и по­чему становятся необходимыми технические поправки, где они касаются маленьких детей, не достигших фаллической фазы, или детей, развитие которых замерло на преЭдипальной ступе­ни (в противоположность регрессии с более высокой на более низкую ступень развития). Для случаев этой категории не при­способлен ни один технический метод, который предусматри­вает разумное и добровольное сотрудничество пациента, т. е. позицию либидо и Я, которая еще не созрела. В техническом отношении аналитики здесь многому научились и из анализа тех, кто рос без матери, сирот, выросших в концентрационных лагерях. Там, где во время своего развития дети не имели бла­гоприятных возможностей получать длительный контакт с объек­том, в анализе также отсутствовали элементы переносного










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...