Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Компоненты физической культуры




Компоненты физической культуры функционируют в единстве и взаимодействии друг с другом, их общим основным средством являются физические упражнения в сочетании с использованием естественных сил природы – солнце, вода, воздух; гигиенических факторов – личная гигиена, режим питания, труда и отдыха. Так, например, физкультурная деятельность студентов в рамках организованного учебного процесса по физическому воспитанию не обходится для каждого из них в большей или меньшей степени без спортивной составляющей, а при необходимости – и без лечебной физкультуры. С другой стороны, спорт на соответствующих уровнях может входить в повседневную жизнь студента и будущего специалиста как серьезное,
с выраженным спортивным интересом занятие, как средство активного отдыха и проведения досуга (физической рекреации), а во многих случаях – и как эффективное средство лечебной физкультуры.

В то же время каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания “физическая культура и спорт”, “физкультура и спорт”.

 

 


Физическое воспитание

 

Результаты деятельности в физической культуре проявляются через физическое воспитание и образование.

Под современным широким понятием “физическое воспитание” подразумевается органическая составная часть общего воспитания – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. Основным средством физического воспитания являются физические упражнения – двигательные действия, выполняемые для приобретения и усовершенствования физических качеств (сила, выносливость, быстрота, скорость, координационные способности), умений и двигательных навыков.

Немного из истории развития физического воспитания в нашей стране. В русском государстве в начале XVIII в. физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. Русский просветитель
Н.И. Новиков в последней четверти XVIII в. в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит понятие “физическое воспитание”. В 1765 г. академик А.П. Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами – “О физическом воспитании детей” и
“О необходимости движения для сохранения здоровья”.

 

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально – образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837–1909 гг.). Созданные им в 1896 г. “Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования” были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, т.е. освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания.

Следует различать термины “физкультурное образование” как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и “физическое образование” в его первоначальном
(по П.Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин “physical education” может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не в ходу английский термин “physical culture” в смысле нашего широкого понятия “физическая культура”. Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова “sport”, “physical education”, “physical training”, “fitness” и др.

 

Физическое образование– приобщение человека к физической культуре, в процессе которого личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

Не менее ценны процесс физического воспитания и другие формы занятий физкультурой и спортом во всестороннем развитии личности, в физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии. При этом влияние на умственное развитие проявляется в улучшении таких качеств, как восприятие, наблюдательность, память, внимание, уровень и устойчивость умственной работоспособности и др. Еще в 1888 г. П.Ф. Лесгафт в своем “Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста” писал: “Образование ни в каком случае невозможно без последовательного усовершенствования органов, при посредстве которых человек, главным образом, воспринимает действующие на него извне возбудители. Поэтому, насколько развит палец (орган осязания), глаз, ухо и все воспринимающие извне органы, настолько же развит и ум человека и настолько человек в состоянии самостоятельно действовать. Развитие всех этих органов получается исключительно упражнением и составляет одну из главных задач физического образования”.

Связи умственного и физического развития тесны и многообразны. Нормальное физическое развитие и хорошая физическая подготовленность являются важными предпосылками полноценной умственной деятельности.

В настоящее время все больше склоняются к тому, что оценку физического, психического и нравственного здоровья следует проводить не по наличию или отсутствию болезней, отклонений и недостатков, а в большей степени по присутствию немалого числа определенных положительных качеств и достоинств в структуре личности (коммуникабельность, оптимизм, высокая работоспособность и др.). Занятия физкультурой и особенно спортом способствуют обогащению личности этими положительными качествами и достоинствами. Занятия в организованном процессе физического воспитания или в других формах обычно имеют коллективный характер и учат занимающихся умению соразмерять личные и общественные интересы, подчиняться принятым правилам и соблюдать этические нормы, прививают чувство справедливости и культуру общения.

Как любой учебный труд, освоение ценностей физической культуры в учебном процессе физического воспитания или спортивной деятельности несет в себе одновременно и элементы трудового воспитания. К ним следует отнести в первую очередь воспитание трудолюбия и прилежания, выносливости и терпения, настойчивости.

В физической культуре заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в гармонично развитом теле человека, в его поступках, в отточенных до высокой степени совершенства движениях. Под влиянием физических упражнений тело становится красивым, движения и действия человека становятся более изящными, энергичными, выразительными. Красоту физической культуры можно обнаружить в спортивной фигуре, одежде, внешнем виде, спортивном поведении. Красиво смотрится умелое, эффективное проявление силы, скорости и стремительности, ловкости и выносливости. Недаром эстетические и нравственные ценности физической культуры находят свое отражение в произведениях искусства, песнях, в литературе, фильмах, в архитектуре спортивных сооружений, в ярких спортивных мероприятиях. Все эти отражения эстетики в прекрасном, возвышенном, героическом, трагическом и даже комическом, что свойственно особенно спорту, воспитывают эстетические вкусы, чувства, идеалы и потребности людей. Спорт оказывает воспитательное действие не только на его активных участников, но и на зрителей. Всеобщий интерес к спорту как зрелищу, его общепонятность, непредсказуемый драматизм, мощный эмоциональный заряд воспитывают и объединяют людей. Благодаря средствам массовой информации сопричастие, сопереживание одних и тех же спортивных событий людьми на разных концах планеты способствует взаимопониманию, товариществу и доброй воле.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания и развития студентов осуществляется на кафедре физического воспитания – это подразделение вуза, обеспечивающее учебный процесс по физическому воспитанию студентов.

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

– укрепление здоровья и закаливание организма;

– гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;

– всестороннее развитие физических и психических качеств;

– обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине “Физическая культура” и самостоятельных дополнительных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее пяти часов в неделю.

Общей образовательной задачей физического воспитания является приобретение необходимого человеку объема знаний, умений и навыков в области физической культуры. В первую очередь это касается жизненно необходимых двигательных умений и навыков ходьбы, бега, прыжков, плавания, передвижения на лыжах и т.п., а также двигательных действий, полезных в трудовой, военной, бытовой или спортивной деятельности. Повышение физкультурной образованности (грамотности) студента осуществляется на теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятиях по дисциплине “Физическая культура”.

К воспитательным задачам физического воспитания относятся:

– формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом;

– развитие и совершенствование положительных качеств личности, ее морально-волевых, нравственных и эстетических начал.

Наиболее сильный воспитательный эффект оказывает использование в процессе физического воспитания занятий спортом.

Комплексное решение рассмотренных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач обеспечивается сочетанием в процессе физического воспитания занятий по основам физической культуры (массовая физкультура) с занятиями избранным видом спорта или системой физических упражнений, а также с лечебной физкультурой (для студентов специальной медицинской группы).

Для сознательного, активного участия в процессе физического воспитания и оценки его результатов важны понятия “физическое развитие”, “физическая подготовленность”, “функциональная подготовленность”.

Физическое развитиеэто биологический процесс становления, изменения естественных морфологических (от греч. morphe – форма) и функциональных (от лат. functio – исполнение, совершение, осуществление) свойств организма человека в течение его жизни (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо с помощью физических упражнений, различных видов спорта (плавание, легкая атлетика, гимнастика и др.), рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Однако следует иметь в виду следующее:

1) физическое развитие в известной мере обусловливается законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека;

2) процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в этот процесс с целью управления возможно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций организма, старения;

3) процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Физическая подготовленность – это состояние спортсмена, приобретаемое в результате подготовки (физической, технической, тактической, психической), позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности.

Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.

Двигательная деятельность – основной фактор воздействия на функциональные свойства организма, обеспечивающий формирование рациональных способов выполнения двигательных действий, умений и навыков, развитие физических качеств человека.

Жизненно необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.

В практике физического воспитания физическая подготовленность определяется по результатам выполнения специальных тестов.

Физическая подготовка – это многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие человека и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Физическая подготовка и ее результат – физическая подготовленность могут иметь как общий характер (общая физическая подготовка или подготовленность – ОФП), так и направленный на определенный вид деятельности (специальная физическая подготовка или подготовленность – СФП).

Общая физическая подготовка направлена на достижение определенного уровня развития основных физических качеств и на овладение жизненно необходимыми умениями и навыками и является основной составляющей процесса физического воспитания.

На основе общей физической подготовленности строится специальная физическая подготовка, в частности, спортивная и профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), являющиеся не менее важными составляющими процесса физического воспитания.

Профессионально-прикладная физическая культура – направленное использование физической культуры с целью формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и развития профессионально важных способностей (в том числе для военной службы); включает также производственную физическую культуру. Профессионально-прикладная физическая подготовка обеспечивает развитие и совершенствование профессионально важных физических и психофизиологических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма в условиях неблагоприятной среды. В арсенале физкультурной и спортивной деятельности накоплено достаточно эффективных средств, развивающих физические и психические качества и свойства личности, необходимые для высокопрофессионального труда. Опыт освоения разнообразных умений и навыков и укрепления здоровья в процессе физического воспитания ускоряет овладение трудовыми двигательными навыками, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Не менее важным в процессе ППФП является и овладение рекреационными (физкультурные паузы, активный отдых, подвижные игры, психорегуляция) и реабилитационными (лечебная физкультура, использование естественных сил природы) средствами физической культуры, позволяющими восстанавливать работоспособность и бороться с профессиональными заболеваниями.

Физическая неподготовленность не только снижает эффективность труда, но может привести и к потере здоровья, без которого даже прекрасная профессиональная подготовленность может оказаться невостребованной. Поэтому профессионально-прикладная физическая подготовленность является важной составляющей общей готовности специалиста к высокопроизводительному труду и в масштабах общества может дать большой экономический эффект.

Психофизическая подготовка – процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Функциональная подготовленность – результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. При этом организм в целом выполняет определенную работу, расходуя ту или иную энергию, и испытывает соответствующую физическую нагрузку. Состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку определяют функциональную подготовленность (приспосабливаемость) организма к физической нагрузке.

Функциональную подготовленность отдельной системы организма оценивают с помощью так называемых функциональных проб (велоэргометрия, степ-тест, спирометрия и др.), которые заключаются в проверке функций (деятельности) системы по ее реакции на воздействие на организм определенной, дозируемой физической нагрузки.

Соответствие между взаимозависимыми физической подготовленностью и функциональной подготовленностью устанавливается в процессе систематических целенаправленных занятий физкультурой и спортом, а дальнейшее повышение их уровня происходит по мере увеличения тренировочных нагрузок. В процессе рациональной тренировки повышается уровень и экономизация использования функциональных резервов организма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...