Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физическая культура студента




По мере развития общества, науки и техники расширяется связь физической культуры с материальным производством и духовной жизнью общества, способствуя поддержанию необходимого равновесия между человеком и окружающей средой. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья человека, но и для адаптации его организма к условиям общественной жизни, для лучшего проявления индивидуальных возможностей в различных областях деятельности.

Термин “физическая культура” появился в конце XIX в. в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX в., после революции 1917 г. термин “физическая культура” получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 г. в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 г. Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 г. выходил журнал “Физическая культура”, а с 1925 г. и по настоящее время – журнал “Теория и практика физической культуры”. Постепенно термин “физическая культура” получил распространение во многих странах мира. И, тем не менее, вопрос об определении самого понятия “физическая культура” по сей день остается предметом оживленных дискуссий, так же, как и определение более широкого понятия “культура”.

Слово “культура” есть почти во всех языках народов мира. В переводе с латинского “culture” означает возделывание, преобразование, улучшение того, что дано природой, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Иными словами, под культурой следует понимать все то, что было, есть и будет создано, развито, улучшено, изменено людьми в процессе умственного и физического труда, в отличие от того, что дано природой. Деятельность – необходимое условие для производства, распространения и освоения ценностей культуры. Какую бы сферу культуры мы не рассматривали – научные открытия и технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права и т.д. – их необходимо оценивать в зависимости от того, какое положительное влияние они оказывают на развитие “человеческого в человеке”, как служат его благу, гуманизируют общество в целом. Напротив, такие “творения” рук и ума человека, социальные явления, как войны, преступность, терроризм, алкоголизм, наркомания и многие другие, а также умышленное или неумелое, некультурное использование не во благо человека достижений культуры (науки, техники и т.д.) составляют темный мир антикультуры.

Уже само наименование “физическая культура” указывает на ее принадлежность к культуре.

Современное понятие “культура” охватывает всю совокупность способов и результатов человеческой преобразовательной деятельности, имеющих ценность для общества и личности. Кроме предметных ценностей, создаваемых непосредственно в преобразовании внешней природы, культуру составляет и все то, что воплощает успехи человека в преобразовании своей собственной природы, в реализации заложенных в человеке природой способностей. Поэтому к таким слагаемым общей культуры человечества, безусловно, принадлежит и культура физическая, ставшая одним из важнейших факторов сохранения и умножения естественных жизненных сил человека. Предлагаемые ею для этого средства и методы при всей их внешней простоте удивительно действенны. Они позволяют не только создать благоприятный “фон” для основной жизнедеятельности, но и обеспечивают направленное развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, совершенствование телосложения, а также восстановление дееспособности органов и систем, утраченной при заболеваниях и травмах.

Важно отметить, что культура физическая (дословно – “культура телесная”, “культура тела”) имеет дело не только с заложенными природой физическими качествами человека, касающимися строения тела, его двигательных возможностей и функциональных резервов, но также и с его психическими, душевными качествами, в том числе, интеллектуальными способностями. Последние не отделимы от физического (телесного) состояния человека, и, более того, психическое и физическое в человеке взаимосвязаны, что справедливо выражено в известном афоризме “в здоровом теле – здоровый дух”. Оздоровление тела способствует оздоровлению психики, а здоровая, сильная психика помогает оздоровить тело, победить болезнь. Такая тесная взаимозависимость позволяет в рамках физической культуры говорить и о культуре психической, культуре духа, без которых в наш жестокий век трудно сохранить и физическое, и душевное здоровье. Недаром в теорию и практику физической культуры вошли такие термины, как психофизические качества, психофизическая подготовленность, психофизическое утомление и т.д.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека.

Итак, физическая культура –органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Базовая физическая культура – фундаментальная часть физической культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности. Основная форма базовой физической культуры – школьная физическая культура.

Предметная часть физической культуры – это результат материальной и духовной деятельности, материализованной в спортивных сооружениях, оборудовании, инвентаре, монографиях, учебниках и т.п.

Личностная часть физической культуры– результат реализации социальной программы физического развития, воплощенный в специальных знаниях и убеждениях, навыках и привычках, качествах и потребностях.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Важнейшей специфической функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Функции частного характера:

образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;

прикладные – имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи общекультурные социальные функции:

– ценностно-ориентационная (нормативная), вмещающая в себя существующее многообразие ценностей физической культуры и спорта (сам спортсмен, система спортивной подготовки, ценности управленческого плана, научные теории, монографии, учебники, программы);

– гедонистическая функция означает, что физическая культура и спорт используются как средство получения удовольствия от самих занятий физическими упражнениями;

– зрелищная функция служит интеграции значительной массы людей, обмену новостями между ними, относящимися к воспитанию и образованию, приобщению к активным занятиям физической культурой и спортом;

– информационная функция выражена в знаниях о здоровье нации, уровне ее физической подготовленности, системе спортивных тренировок и соревнований;

– познавательная функция связана с познанием законов использования физической культуры и спорта как средства решения ряда социальных проблем;

– прогностически-эвристическая функция проявляется в том, что спорт является полигоном, на котором создаются и исследуются модели всесторонне физически и духовно развитого человека, его резервные возможности;

– функция интеллектуализации вызвана тем, что требует знания ряда наук, достижений научно-технического прогресса;

– идеологическая функция состоит в том, что в физкультуре и спорте проявляется мировоззрение того общества, внутри которого оно развивается и функционирует. Главная задача этой функции – формирование гражданственности физкультурника и спортсмена;

– политическая функция связана с тем, что физкультура и спорт являются важными факторами интернационализма, борьбы за мир, прогресс и дружбу между народами, что придает этим социальным явлениям гуманистическую направленность;

– социальная функция содействует подготовке личности к успешному выполнению своих социальных обязанностей;

– нравственно-воспитательная функция содействует формированию положительного нравственно-этического опыта, целеустремленному характеру физкультурно-спортивной деятельности;

– престижная функция – фактор, придающий результатам спортивной деятельности политический характер, авторитет и движение;

– интернационально-интегративная функция проявляется в олимпийском движении, международном сотрудничестве, интеграционных связях.

Таким образом, в социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение –это совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спортивное движение – специфическая форма социального движения, исторически обусловленный процесс создания, развития, сохранения, обмена и потребления ценностей спорта, один из способов формирования личности.

Физическая культура студента – интегральное качество личности, условие предпосылки эффективной учебно-профессиональной деятельности, обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста, цель саморазвития и самосовершенствования личности.

Структура физической культуры студента – совокупность компонентов физической культуры, обеспечивающих целостный характер педагогического воздействия на личность студента. Включает в себя мотивационно-ценностный, операциональный и практико-деятельностный компоненты

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность человека по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания, которые можно разделить на: теоретические, методические и практические.

Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом “почему?”.

Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: “Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?”.

Практические знания отвечают на вопрос: “Как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?”.

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и, таким образом, самооценку личности. Она имеет две стороны – содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка – это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнитель­ного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет конкретный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

 

Убежденность определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребность в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Это потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании;
в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий,
в комфорте и др.

Потребности тесно связаны с эмоциями – переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение – отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот или иной вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

 

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

– физического совершенствования, связанные со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

– дружеской солидарности, продиктованные желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

– долженствования, связанные с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

– соперничества, характеризующие стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

– подражания, связанные со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

– спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

– процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

– игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

– комфортности, определяющие желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес – познакомиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный компонент связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства и эмоции. Эмоции – важнейший компонент ценностных ориентаций, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность.
С помощью эмоций выражаются удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. Эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления. Среди них можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Познавательный компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень стремлений; стремление к познанию и др.

В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребностей. В зависимости от активности поведенческого компонента, интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

– с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

– с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

– с перспективой занятия (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет к ней интереса.

Личностные отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и индивидуальную значимость физической культуры в жизни человека. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отношения. При активно-положительном отношении у личности ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение – это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно-отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества:

– упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость (стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности);

– самообладание;

– сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции;

– собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании.

К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...