Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ




 

1. Воспитание добрых чувств, чуткости, умения прийти на помощь

 

При воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т.д.) Задумайтесь над вопросом: как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок? (См. рисунок.)

Если ваш ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своем отношении с ребенком. Если ребенок захотел сесть между родителями и для этого предложил пересесть кому-либо из вас, радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребенок захотел сесть отдельно куда-то в угол – малышу в семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви.

 

2. Уровень трудолюбия

 

􀀹 Какие постоянные трудовые обязанности имеет ваш шестилетний ребенок?

􀀹Охотно ли откликается на поручения? Часто ли проявляет инициативу в выполнении трудовых дел?


       􀀹 Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или переключается на легкие, интересные дела?

􀀹 Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости и лишних движений.

􀀹 Мотивация труда ребенка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить похвалу.

 

3. Выражение себя и своего отношения к окружающему в изобразительной деятельности

 

Очень хорошо показывают дети свое отношение к членам семьи в рисунках.

Кроме того, характер детских работ отражает семейную атмосферу.

Предложите шестилетке нарисовать рисунок на тему «Моя семья»:

􀀹с удовольствием взялся – любит свою семью, дом, в котором он живет;

􀀹отказывается рисовать семью – с ней связаны неприятные ассоциации;

􀀹кого первого нарисовал – самая большая значимость для ребенка;

􀀹по величине нарисовал сам себя большого – ориентирован на себя, т. е. истероидный тип;

􀀹наоборот, сам очень маленький – показатель малозначимости в семье;

􀀹гигантская мама и маленький папа – нарушена психологическая гармония в семье. Мама значима;

􀀹все фигуры очень маленькие – у ребенка депрессия, подавленность, тревога;

􀀹ноги большие – признак места в семье, ноги маленькие – неустойчивая позиция в семье;

􀀹голова заштрихована, спиной к родителям – ушел в себя;

􀀹закрытое лицо – ребенок не любит быть в семье;

􀀹рот, губы большие, яркие – признак агрессии;

􀀹девочка рисует себе глаза с ресницами – хочет нравиться;

􀀹пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ – испытывает страх перед этим человеком;

􀀹все члены семьи в ячейках – семья недружная, многие отчуждены;

􀀹наличие телевизора, ковра – этому отдает предпочтение ребенок;

􀀹рисует просто дом вместо семьи – испытывает нежелание идти туда, дом для ребенка – источник угроз;

􀀹присутствие в рисунках куклы или собаки – не хватает тепла в семье, ребенок ищет общение с животными и игрушками;

􀀹много мелких деталей в рисунке – не хватает общения с близкими;

􀀹много черных штрихов – испытывает тревогу;

􀀹отказывается использовать цветные карандаши – низкая самооценка у ребенка, ощущение тревожности;

􀀹если ребенок нарисует себя в центре листа, значит, чувствует себя значимым, если внизу – значит, самым зависимым.

 


Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику

 

ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ

Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т. д.

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Ребенок должен знать:

􀀹цифры, знаки «+» и «–»;

􀀹смежные числа в пределах 10 («соседи числа»);

􀀹количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

􀀹простейшие геометрические фигуры.


 

Ребенок должен уметь:

􀀹читать числа до 20;

􀀹считать до 20 (прямой и обратный счет);

􀀹решать арифметические задачи в одно действие на «+» и «–»;

􀀹ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

􀀹решать примеры в пределах 10 (или 20);

􀀹пользоваться часами без секундной стрелки.

 

УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ребенок должен знать:

􀀹алфавит;

􀀹средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

􀀹ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

 

Ребенок должен уметь:

􀀹проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

􀀹различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

􀀹выделять ударение в словах;

􀀹устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

􀀹обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

 

Речь как показатель готовности к школьному обучению:

􀀹ясное произношение всех звуков родного языка;

􀀹умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно – быстро;

􀀹использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок;

􀀹уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

􀀹умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

􀀹умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.

 

УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

􀀹развитие мелкой моторики пальцев рук;

􀀹умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

􀀹умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

 

УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

􀀹умение выполнять действие классификации;

􀀹умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

􀀹умение строить простейшие умозаключения.

 

5. Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе

 

Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:

􀀹умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?


 

􀀹обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);

􀀹усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:

– основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

– умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.

􀀹 умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;

􀀹каков уровень организованности и самостоятельности;

􀀹каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).

 



Приложение 1

ТЕСТ-АНКЕТА АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (Ф. ТАТЛ И Л. БЕККЕР)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...