Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ребенок не рождается с готовыми границами




Генри Клауд, Джон Таунсенд

 

 

Boundaries With Kids: When to Say Yes, When to Say No to Help Your Children Gain Control of Their Lives (with John Townsend) (Zondervan, October 2001)

 

 

Дети: границы, границы

 

Введение

Хотите нарисовать картину счастливого будущего своих детей? Тогда уже сегодня начинайте четко обозначать ее кон­туры.

Вы, безусловно, мечтаете о том, чтобы ваши дети стали здравомыслящими взрослыми людьми, умеющими отвечать за свои поступки, систему ценностей, свою жизнь. Однако только указаний с вашей стороны для этого недостаточно. Начиная с момента первых детских капризов и заканчивая сложнейшим подростковым периодом, вы должны помогать детям: учить их брать на себя ответственность за свое поведение, чувства и мнения. Это можно сделать, проведя правиль­ные границы. Границы — основа человеческих отношений. Нет границ — не будет зрелости, безопасности и роста ваших детей и вас самих.

Книга «Дети: границы, границы...» поможет выработать у детей способность самим отвечать за себя. Опираясь на би­блейские принципы, авторы книги помогут вам:

• Понять, что в основе любого отклонения в поведе­нии ребенка лежат проблемы границ

• Сформировать границы и начать строить отношения с ребенком, опираясь на причинно-следственные связи

• Перестать изводить ребенка бесконечными придир­ками

• Прекратить контролировать каждый шаг ребенка и помочь ему стать самостоятельным

• Руководствоваться десятью законами формирования границ во взаимоотношениях между родителями и детьми

• Предпринять шесть практических шагов по возведе­нию границ с детьми

Доктора Генри Клауд и Джон Таунсенд покажут, как нужно управлять «неуправляемой» семейной жизнью; как ввести необходимые ограничения, не переставая при этом быть любящими родителями; как определить правильное место границ в вашей семье и кроме всего прочего как развить в детях угодные Богу свойства характера, являющиеся залогом здоровой полноценной жизни взрослого человека.

Книга содержит массу примеров из жизни, забавных историй. Она — лучший вклад родителей в благосостояние своиx детей,

Профессиональные психологи, доктора философских наук Генри Клауд и Джон Таунсенд — очень известные лич­ности. Они часто выступают с лекциями, ведут транслируе­мую на всю страну радиопередачу «Учимся жить по-ново­му!». Оба закончили докторантуру по специальности «прак­тическая психология» и используют свои знания в жизни. Изданные ими в соавторстве книги получили широкую из­вестность. Самые популярные среди них: «Брак: где проходит граница?», «Что значит быть мамой», «Надежные люди», «Двенадцать «христианских» принципов, от которых можно сойти с ума» и награжденная «Золотой медалью» книга «Барьеры».

 

 

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Рассказывает доктор Таунсенд

А что это за книга, которую вы пишете с дядей Генри? — спросил мой семилетний сын Рики.

— Это книга о детях и о границах, — ответил я. Рики немного подумал и сказал:

— Мне нравится говорить о границах, но не нравится слышать о них.

Рики, ты ничем не отличаешься от других представите­лей человечества. Нам всем нравится возводить границы, но не нравится слышать о границах других. Мы очень хорошо понимаем ваше состояние, дорогой читатель, ибо Рики выразил позицию всех детей (и большинства взрослых): то, что доставляет мне удовольствие, — это «хорошо», а то, что огорчает, — «плохом. Со времен Адама и Евы человек упорно не желает нести ответственность за собственную жизнь, не хо­чет отвечать за себя сам.

Задача родителей — на собственном примере помочь ребенку развить в себе ответственность, самообладание и внутреннюю свободу. Создание границ и соблюдение их неприкосновенности — задача непростая, но если вы будете следо­вать правилам, то результат не заставит себя ждать.

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Несколько лет назад мы вместе с доктором Клаудом написали книгу «Барьеры», в которой рассматривали такие проблемы: когда говорить «да», когда следует сказать «нет», как управлять своей жизнью. Основная идея книги такова:

введение определенных ограничений помогает нам лучше распоряжаться своей жизнью и в конечном счете сильнее лю­бить Бога и людей. Огромная популярность «Барьеров» гово­рит о том, что большое число людей в своих отношениях с близкими постоянно сталкивается с проблемами безответ­ственности, манипулирования, подавления личности, эмо­циональной незрелости, конфликтов с сослуживцами и т.д.

После публикации книги родители буквально завалили нac вопросами — на консультациях и семинарах, во время наших выступлений по радио — о принципе действия границ в воспитании детей. Люди желают вырастить своих детей не только любящими, но и ответственными. Для этого они нуж­даются в руководстве к действию, которое помогло бы не только восстановить нарушенные границы, но и предотвра­тить появление связанных с границами проблем и сформировать границы у детей. Мы постарались рассказать об этом в данной книге. В ней приводятся принципы формирования

       11

границ с учетом специфических требований, предъявляемых к процессу воспитания.

Для кого предназначена эта книга?

Книга «Дети: границы, границы...» написана для родите­лей детей всех возрастов — от младенцев до подростков. Но она рассчитана не только на родителей. Книга подскажет каждому из вас, как помочь детям, которых вы любите и на которых оказываете определенное воздействие. Книга помо­жет вам, если вы —

Учитель

Бабушка или дедушка

Спортивный тренер

Сосед

Воспитательница или няня

Церковный служитель, работающий с молодежью

Подросток, трудящийся над созданием собственных

границ

Если у вас нет своих детей, но вы хотите внести вклад в развитие ребенка, судьба которого вам небезразлична, эта книга поможет вам в выработке соответствующих принципов — неважно, играете вы основную или второстепенную роль в воспитании ребенка.

Зачем нужна эта книга?

Книга «Дети: границы, границы...» предназначена не только для тех, кто оказался в критической ситуации. Приве­денные в ней принципы подходят вообще для всех ситуаций. Поведение ребенка дома, в школе и на улице должно отвечать требованиям соответствующего его возрасту уровня зрелости.

12


Вы, возможно, захотите использовать материал данной книги в период, когда ребенок плавно «перетекает» из одной возрастной группы в другую, а также на этапе окончательно­го взросления.

Эта книга поможет преодолеть многочисленные трудно­сти, с которыми нередко сталкиваются родители. (А сталки­ваются с ними все родители без исключения.)

Многие проблемы напрямую связаны с ответственнос­тью и умением владеть собой. Мы укажем вам путь в реше­нии следующих проблем:

• Импульсивность

• Непослушание

• Непризнание авторитета взрослых

• Нытье

• Привычка все откладывать на потом

• Неспособность довести начатое дело до конца

• Агрессивность

• Неприятности в школе

• Конфликты с друзьями

• Наркотики

• Хулиганские выходки

Хотя в нашей книге рассматриваются эти и многие дру­гие проблемы, ее основное содержание составляют не «про­блемы», а «принципы». В ней сформулированы основопола­гающие принципы, руководствуясь которыми, ваши дети на­учатся управлять своей жизнью. В основе этих принципов ле­жат библейские понятия и положения Божьего учения об от­ветственности, способности правильно распоряжаться своей жизнью и умении владеть собой. В книге «Барьеры» мы упо­минали десять законов формирования границ. Здесь же мы подробно остановимся на каждом из них применительно к отношениям между родителями и детьми.

Главы книги «Дети: границы, границы...» не расположе­ны в хронологической последовательности следующих друг за другом периодов развития ребенка: грудной ребенок, до­школьный возраст, младший школьный возраст и т.д. Мы считаем, что принципы формирования границ универсальны для всех детей, они подходят детям любого уровня развития. Вам нужно лишь применять эти законы к своему ребенку, учитывая его возраст и степень зрелости. Мы приводим в каждой главе множество примеров, иллюстрирующих при­менение данных законов к детям самых разных возрастов, чтобы вы могли использовать их в своей ситуации.

Книга объясняет родителям, не как «воспитывать» ре­бенка, а как вести себя с ним. Осознание границ приходит с опытом, когда человек на практике сталкивается с послед­ствиями своего поведения, учится брать на себя ответствен­ность за собственные поступки, имеет дело с границами дру­гих людей. Вот как в Библии представлен процесс роста:

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евреям 12:11).

Научитесь требовать от ребенка быть ответственным, и он познает, насколько это ценно. Процесс начинается с вас.

Структура книги

Книга состоит из трех разделов. Часть 1«Почему дети нуждаются в границах?» объясняет, по каким причинам так важно помочь ребенку научиться быть ответственным. Она дает представление о том, каким является зрелый ребенок со сформированными границами и как должны вести себя по отношению к нему имеющие границы родители. В части 2 «Десять принципов формирования границ, которые необхо­димо знать детям» объясняется каждый из этих принципов. Из нее вы поймете, что следует не только учить этому детей,

но и в реальной жизни иметьграницы, основанные на при­чинно-следственной связи.Только тогда ребенок осознает, чтоего жизнь •— это его проблема,а не ваша. И, наконец, часть 3 «Возводим границы вотношениях с детьми» заверша­ет книгу, предлагая вашемувниманию шесть практических шагов по формированию границприменительно к конкрет­ной ситуации в жизни ребенка.

И последнее. Если решениезадачи по воспитанию ма­ленького человека, стремящегосялюбой ценой уйти от от­ветственности, отнимает у вас слишкоммного сил, то спе­шим вас успокоить. Бог — тоже Родитель, Который в течение многих лет прилагал точно такие же усилия, какие прилагае­те вы. Он понимает вас, поэтому направит ваше любящее сердце и поможет вам: «Ибо знает Господь путь праведных» (Псалом 1:6). Просите Его, чтобы Он помог вам, чтобы дал мудрость и силу, и тогда вы и дальше сможете помогать моло­дым людям расти и созревать в Нем.

Добро пожаловать в мир книги «Дети: границы, грани­цы...»!Мы молимся о том, чтобы вы нашли в ней необходи­мую помощь и информацию.Надеемся, вы сумеете помочь своим детям разобраться, когда следуетговорить «да» и когда «нет»,чтобы они смогли научиться управлять своей жизнью.


 

Почему дети нуждаются в границах


Будущее начинается сегодня

Рассказывает доктор Клауд

Этот ничемне отличаюшийся от других день в жизни моей хорошей знакомой Элисон во многом изменил ее взгляды на воспитание ребенка.

Я был у нее в гостях. Мы только что поужинали. Элисон убирала со стола, а мы с ее мужем Брюсом разговаривали. Раздался телефонный звонок. Брюс поспешил к телефону, а я решил пойти на кухню и помочь Элисон помыть посуду.Но Элисон была не на кухне, а в комнате своего четырнадцати-летнего сына Кэмерона. Я застыл на пороге, пораженный увиденным. Элисон энергично собирала разбросанную по всейкомнате одежду сына, приводила в порядок его спортив­ные принадлежности и стелила ему постель, приговаривая:

«Не могу же я ждать, пока онзакончит смотреть фотографии. Это может продолжаться до бесконечности.. ж Я спросил ее:

 

— Что ты делаешь? Она ответила:

— Прибираю комнатуКэмерона. Разве ты не видишь?

— Что. что?

— Я же сказала тебе: прибираю комнату Кэмерона. Почему ты так странно на меня смотришь? Единственное, что я могей ответить:

— Мне очень жальбудущую жену Кэмерона. Элисон резко выпрямилась,на мгновение застыла, а по­том быстро вышла из комнаты.Когда я вернулся в гостиную, она неподвижно стояла у стола.Я не знал, что сказать. Мы оба молчали. Спустя некотороевремя, взглянув на меня, она произнесла:

— Я никогда не думалао том, что ожидает Кэмерона в бу­дущем.

То же можно сказать о многих из нас. Мы воспитываем своих детей сегодня, не задумываясь об их будущем, решая в основном текущие проблемы. А ведь одна из задач воспита­ния — представлять себе то, что будет потом. Мы должны вы­растить детей ответственными взрослыми людьми.

Родители ведут себя с детьми таким способом, который считают наиболее естественным. Например, Элисон по сво­ей натуре относилась к разряду «помощников» и с радостью помогала сыну. Другие родители ведут себя по-иному. Некоторые вообще не заходят в комнату ребенка. Есть и та­кие, которые сразу же стремятся прибегнуть к суровому на­казанию за единожды неубранную сыном или дочерью по­стель.

Совершенно очевидно, что в процессе воспитания следу­ет использовать различные приемы. Иногда нужно помочь, в другой раз не обратить внимания или строго наказать. Но всегда необходимо помнить о главном: с какой целью это де­лается? Может быть, вы поступаетебез всякой цели, автома­тически, потому что вас так воспитывали в детстве? Или по­тому, что вам кажется, что такнадо? Или вообще из-за како­го-то внутреннего страха?

Помните: процессвоспитания ориентирован не только на настоящее. Вы подготавливаетесвоего ребенка к будущей жизни.

Характер человека вомногом определяет его судьбу. Насколько счастливон будетв любви и станет ли преуспевать в профессиональном плане —зависит отего личных качеств. Если человек привык объяснятьсвое поведение множеством внешних причин, то не стоит удивляться, почему его жизнь не удалась. Большинство наших проблем — результат слабо­сти характера. Человек, обладающий внутренней силой, до­бивается успеха зачастую вопреки сложным обстоятельствам. Если же мы такой силой не обладаем, то либо останавливаем­ся на полпути, либо постоянно терпим неудачи. Человечес­кое общение требует, например, умения понимать другого и прощать. Если такого качества в нашем характере нет, то до­брые отношения не сложатся. Бывает, что на каком-то этапе профессиональной деятельности нам необходимо проявить терпение и подавить свои личные амбиции, а мы не способ­ны на это. В таком случае нас ждет крах. Характер — это все.

Само слово «характер» для разных людей означает раз­ное. Для некоторых это нравственная сущность или целост­ность. Мы под этим понятием подразумеваем склад челове­ческой личности в целом, стараемся понять, что этот человек представляет собой. Характер включает все, на что человек способен или не способен, его нравственные устои, то, как он проявляет себя в отношениях с окружающими, какие цели перед собой ставит, что делает в определенных ситуациях и как делает Если перед ним стоит конкретная задача, каким образом он стремится к ее решению? Может ли он любить? Способенли быть ответственным? Умеет ли сопереживать ближнему? Развивает ли данные ему таланты? В состоянии ли решать возникающие проблемы? Как воспринимает не­удачу? Как отражает Божий образ?Вот лишь некоторые во­просы, ответы на которые определяют характер человека.

Если будущее зависит от склада характера человека, то основная цель воспитания -- помочь ребенку выработать та­кой характер, который сделает его жизнь надежной, безопас­ной, эффективной и радостной. Родителям и всем, кто рабо­тает с детьми, следует об этом помнить.

Воспитывать ребенка - значит помогать ему развивать характер, способный обеспечить его будущее благополучие. Как только Эдисон представила, какая жизнь ждет ее маль­чика, она сразу изменила методы воспитания. Ей нравилось помогать сыну. Но во многих случаях она вовсе не помогала Кэмерону. У него сформировалась твердая убежденность в том, что все обязаны во всем ему помогать. И эта убежден­ность доминировала в его поведении как в школе, так и в церкви. Мама с радостью помогала сыну выбраться из любых трудных ситуаций, в которых он оказывался. Каждая непри­ятность ребенка являлась очередной возможностью для ма­тери продемонстрировать ему свою любовь.

Но Элисон была не только матерью, но и взрослой жен­щиной, и женой. Представив будущее сына и то, как он будет перекладывать свою ответственность на других, она призаду­малась. То, что не против сделать мать, у других людей вызы­вает осуждение. До Элисон наконец дошло: характер имеет огромное значение в судьбе человека. Теперь она начала ве­сти себя с Кэмероном по-другому: стала помогать ему выра­батывать в себе чувство ответственности, заставлять задумы­ваться о том, как его поведение сказывается на окружающих,

размышлять над тем, захотятили не захотят другие люди стать частью его жизни в будущем.

Вот что мы имеем в виду, говоря, что будущее начинается сегодня. Вы, родители, помогаете ребенку созидать его буду­щее.Все стереотипы поведения, усвоенные детьми в раннем возрасте (их характер), скажутся впоследствии на их жизни. А характер всегда формируется в процессе человеческих от­ношений. Трудно переоценить ту роль, которую играют при этом родители. Как говорится в книге Притчей Соломо­новых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Притчи 22:6).

Профилактическая медицина

В книге «Барьеры» мы рассказали, как нужно исправлять недостатки характера, связанные с отсутствием границ. В других книгах, в выступлениях по радио, на семинарах и кон­ференциях мы постоянно говорим людям о необходимости формирования личных границ. Уже тысячи человек написа­ли нам о том, что наличие границ помогло им полюбить и на­чать жить счастливой жизнью, причем многим в первый раз. Ничто не приносит большей радости, чем возможность на­блюдать рост и перемены в жизни человека.

На основании опыта общения с миллионной аудиторией мы пришли к выводу: связанные с границами проблемы по­являются у людей не во взрослой жизни. Люди усваивают определенные привычки еще в детстве и автоматически пе­реносят их во взрослую жизнь, в которой ставки гораздо вы­ше. Вот те проблемы, которые возникают в раннем возрасте из-за отсутствия границ.

• Неспособность сказать «нет» людям, которым ничего не стоит причинить обиду другому, и положить конец их оскорбительному поведению

• Собственные пагубныепривычки

• Неумение приниматьотказы отдругих и уважать установленные имирамки

• Неспособность ради достижения определенных це­лей и задач превозмочьв себе желание потакать соб­ственным прихотям

• Стремление иметьдело с безответственными или способными обидетьдругого человека людьми, пы­таясь при этом«повлиять» на них

• Желание взять насебя ответственность за жизнь дру­гих

• Способность легко оказаться объектом манипулиро­вания или «игрушкой»в чужих руках

• Неумение сближаться и налаживать близкие отноше­ния с другими людьми

• Неспособность бытьискренним с близкими

• Неспособность отстаивать свое мнение и продуктив­но решать возникающиеконфликты

• Стремление игратьроль жертвы, вместо того чтобы ставить перед собойконкретные цели и ощущать се­бя хозяином своейжизни

• Склонность к вреднымпривычкам и навязчивым со-стояниям

• Неорганизованностьи неумение довести начатое де­ло до конца

И тогда мы задумались о профилактических мерах. Нам нравитсяоказывать помощьвзрослым людям, годами испы­тывающим связанные с границами проблемы. Но нам очень хотелосьбы помочь детям избежать необходимости сталки­ваться стем, что мешает многим из нас, — с дефицитом гра­ниц.Поэтому мы и решили написать книгу о границах в от­ношенияхс детьми. Родителитех взрослых людей, с которы­ми нам доводилось иметь дело, действовали из лучших по-

буждений. Но зачастую они просто не знали, как возводить границы для своих детей, так каксами были их лишены. Если бы они представляли, как вырастить ребенка с хорошими границами, скольких неприятностей можно было бы избе­жать! Надеемся, что наша книга поможет вам сформировать в своих детях такой характер, который позволит им избежать множества проблем во взрослойжизни.

Родители сами просили наснаписать эту книгу. Они от­лично помнят испытанную имиболь и не хотят, чтобы их де­ти набивали те же шишки, что иони: уж лучше в детстве ли­шиться некоторых привилегий,чем во взрослом возрасте се­мьи и работы. Они поняли, чтосформированные границы — ключ к установлению любыхвзаимоотношений между людь­ми, поэтому захотели узнатьо принципах построения таких границ для детей. Вопросы, которые задают родители, можно объединить в три основные группы:

• Как научить ребенка проводить границы?

• Как самому возводить правильные границы с ребен­ком?

• Как сделать так, чтобы ребенок не столкнулся с теми же проблемами границ, с которыми столкнулсяя?

Очень хотим помочь вам найти ответы на эти вопросы, а вашим детям сформировать характер, который позволитим построить свою жизнь так, как замыслил для них Бог.

Ребенок не рождается с готовыми границами

 Граница — «линия, ограничивающая пределы чьей-либо

собственности», показывающая, где кончается частная соб-

ственность одного человека и начинается частная собствен­ность другого. Если мы знаем, где проходят границы данного человека, то нам хорошо видно, что находится в его ведении

24


Дети: границы, границы...

и за что он несет ответственность (имеются вввду его чув­ства, поступки и взгляды). Нам нередко приходилось сталки­ваться с супругами, которые бесконечно выясняли отноше­ния друг с другом и искали виновного, но при этом никто из двоих не желал брать на себя ответственность за происходя­щее. Мы должны определиться в своих отношениях с другим человеком, уточнить, что именно мы от него ожидаем. И по­сле этого можно требовать определенной ответственности от каждого за свою часть отношений. Если все члены семьи от­вечают за свою долю собственности, то отношения между до­мочадцами складываются великолепно: люди добиваются поставленных перед собой целей.

То же относится и к отношениям с ребенком. Ребенок должен знать, где проходят границы его собственности, т.е. за что он должен отвечать и за что не должен. Если он знает, что существование в этом мире требует, чтобы он отвечал за себя и свои поступки, то он научится жить в соответствии с этими требованиями, и его жизнь сложится удачно.

А вот если в детстве у ребенкане сложилось четкого представления о том, где проходят его границы (за что он не­сет ответственность) и где проходят границы других (за что они несут ответственность), у него не разовьется умение вла­деть собой, без которого он не сможет счастливо идти по жизни. Расплывчатое представление о допустимых границах приведет к тому, что такой человек станет требовать полного подчинения себе окружающих и совершенно не будет кон­тролировать себя. Дети как раз и являются такими людьми, не способными контролировать себя и пытающимися подчи­нить себе окружающих. Они не хотят согласовывать свои действия с требованиями мамы и папы; они желают, чтобы мама и папа изменили свои требования в угодуим!

Вы, вероятно, уже догадались, почему процесс воспита­ния настолько труден. Дети не рождаются с готовыми грани­цами. Они их усваивают благодаря общению и дисциплине.

Чтобы дети поняли, кто они такие и за что отвечают, родите­ли должны установить четкие границы в отношениях с ними и строить эти отношения таким образом, чтобы помочь де­тям осознать собственные границы.

При наличии ясно различимых границ у детей развива­ются следующие качества:

• Четкое ощущение того, кто они такие

• Представление о том, за что они отвечают

• Способность самим делать выбор

• Понимание того, что если сделан правильный выбор, то все сложится хорошо, а если неправильный, то им придется страдать

• Возможность познатьистинную любовь — любовь, основанную на свободе

Сущность границ — самообладание, ответственность, свобода и любовь. Это основные составляющие духовной жизни. Весь вопрос в том, как этого добиться.

Тройная роль родителей

Процесс воспитания можно рассматривать с различных точек зрения. Кто-то видит в родителе тренера, кто-то надзи­рателя, кто-то друга, а кто-то Бога. На самом деле родителям приходится играть каждую из этих ролей.

С нашей точки зрения, в их обязанности входит выпол­нение трех основных функций:

• Опека

• Руководство

• Источник существования

Опека

\

Опека — юридическая ответственность за ребенка, вклю­чающая обеспечение его защиты и сохранности.Почему ро­дители должны обеспечивать защиту и сохранность ребенка?

Библия говорит, что ребенок до определенного срока «подчинен попечителям и домоправителям» (Галатам 4:2). Дети не обладают достаточной мудростью, чтобы защищать­ся и охранять себя.Они не могут отличить правильноеот не­правильного, опасное от безопасного, хорошееот плохого, жизнь от смерти. Они не думают, к чему могутпривести их действия, и стремятся лишь к удовлетворениюсиюминутныхпотребностей. Поэтому исследующие и определяющие пре­делы своего пространства дети подвергаются опасности.

Мудрость приходит лишь с опытом — аименно его ре­бенку недостает.

Опека над ребенком заключается в создании безопасной для него среды обитания, пока он будет учиться жить и наби­раться мудрости. Предоставь вы ему чуть меньше необходи­мой для приобретения опыта свободы — и он навсегда оста­нется ребенком, чуть больше свободы — и над ним нависнет опасность причинить вред самому себе. Поэтому основная задача воспитания — установить равновесие между свободой и ограничениями. Родители обязаны оберегать ребенка от опасностей, защищать от вредных воздействий и способство­вать поддержанию его жизни.

Шаги, направленныена защиту жизни ребенка, в сочета­нии с соответствующимиграницами и ограничениями убере­гут его от следующих видовопасности:

1. Опасность, исходящая от самого ребенка

2. Опасность, исходящая от внешнего мира

3. Неадекватная степень свободы, которую он не в со­стоянии выдержать

4. Неправомочные или злостные действия, поступки или взгляды {например, неоднократно совершаемые преступления или употребление наркотиков)

5. Регрессивная тенденция ребенка оставаться зависи­мым существом и не стремиться к взрослению

Выступающие в роли опекунов родители обеспечивают безопасность, рост и здоровье ребенка. Формирование гра­ниц в значительной степени требуется именно для выполне­ния данной функции. Установление конкретных пределов свободы как раз и служит целям зашиты ребенка. В процессе их усвоения ребенок набирается мудрости и постепенно учится заботиться о себе без посторонней помощи.

Руководство

Руководитель следитза тем, чтобы все было в порядке:

чтобы задачи выполнялись, требования соблюдались, ожида­ния оправдывались. Дети не рождаются дисциплинирован­ными — это качество приобретается в процессе воспитания. Руководитель следит за тем, чтобы ребенок своевременно ре­шал стоящие передним задачи, способствующие его росту.

Наделенные руководящими полномочиями люди рас­полагают определенным набором средств, необходимых для контроля, обучения, установления причинно-следственных связей, корректировки, наказания, обеспечения порядка и выработки навыков.Они осуществляют надзор за выполне­нием ежедневной напряженной работы, направленной на до­стижение поставленных целей.

Решив противостоять стремлению Кэмерона уйти от личной ответственности, Элисон взяла на себя руководство данным процессом. Нетрудно догадаться, что Кэмерон вос­принял мамино решение без особого энтузиазма! Элисон пришлось поставить перед собой конкретные задачи, задействовать все имеющиеся в ее распоряжении средства и уста­новить причинно-следственные связи. Только так сын мог научиться быть дисциплинированным, без чего невозможно поддерживать нормальные отношения с любым другим чело­веком. Короче говоря, ей пришлось управлять его незрелос­тью. Так, она установила для мальчика временные рамки, в пределах которых он должен был научиться раскладывать по местам свои вещи и убираться в комнате. Мать поставила сы­на в известность о том, что произойдет, если он не будет это­го делать, и строго следила за соблюдением установленных правил. Мальчик лишился очень многого и узнал цену своей лени.

Границы играют важнейшую роль в руководстве любым процессом. Введение определенных ограничений и соблюде­ние требования, чтобы ребенок сам отвечал за себя (воспри­нимал проблему как свою собственную и стремился к ее ре­шению), и является правильным пониманиемграниц. Позжемы остановимся на этом подробнее.

Источник существования

Ребенок приходит в мир без необходимых внутренних резервов. Он не знает, как добывать пищу, где искать укрытия от жары или холода, где брать деньги на жизнь, а также как удовлетворять нематериальные потребности. Он нуждается в любви, духовном росте, мудрости, поддержке и знаниях — но все это находится вне пределов его досягаемости.

Родители — источник всего положительного для детей. Они являются мостом между ребенком и внешним миром, содержащим необходимые для поддержания жизни ресурсы. В процессе предоставления и использования ресурсов грани­цы играют немаловажную роль. Дети должны узнать, как по­лучить необходимое икак ответственно распорядиться тем, что им дано, чтобы постепенно самим научиться находить

способы удовлетворения своих потребностей. В самом нача­ле жизни ребенка родители являются источником его суще­ствования; но со временем они предоставляют ему все боль­шую и большую независимость, чтобыон сам добивался все­го, в чем нуждается.

Являться источником существования ребенка — великое благословение и нелегкий труд. Если родители лишь отдают, не соблюдая никаких границ, то дети начинают чувствовать, чтоим позволяется все, и становятся эгоистичными и требо­вательными. Неблагодарность превращается в черту их ха­рактера. Если родители обеспечивают ребенка слишком ограниченными средствами существования, то в нем растет неуверенность в себе и не развивается стремление к достиже­нию цели, приносящее радостное чувство удовлетворения. Мы подробнее расскажем о том, как границы помогают вы­работать структуру ресурсообеспечения ребенка и насколько важна их роль в воспитании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...