Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
А сейчас для получения кинестетических ощущений, благодаря которым мы сознаем свое тело и его движения, представьте, что вы: · Идете, а потом бежите вдоль берега по пляжу: почувствуйте каждое движение своих мышц. · Ведете машину: отчетливо почувствуйте каждое движение, совершаемое при повороте руля, при нажатии на педали · Плаваете, играете в теннис, баскетбол или другой ваш любимый вид спорта. · Рубите дрова. ВКУСОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Представьте вкус, температуру и плотность: · Банана, · Кислого молока, · Ореха, · Взбитого крема. · Представьте, что вы садитесь за стол и едите свое любимое блюдо. Обращайте внимание на вкус и плотность каждого глотка, куска. Что вы чувствовали, выполняя эти упражнения? Серьезное напоминание: крайне важно не напрягаться. Один опытный фехтовальщик говорил: "Держите рапиру, словно птицу: не слишком крепко, чтобы птичка не задохнулась, и не слишком свободно, чтобы она не упорхнула". Это правило приложимо и ко вниманию. Едва почувствовав напряжение при выполнении упражнений, остановитесь. Птичка начинает задыхаться. Как только ум начал блуждать – стоп. Птичка улетела. СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Некоторым людям гораздо сложнее вызвать слуховые представления, чем представления, связанные с другими органами чувств. Тем не менее подобные упражнения также повышают остроту нашего восприятия действительных, не воображаемых раздражителей. Закройте глаза и прислушайтесь к следующим воображаемым звукам: · Голос, произносящий ваше имя, · Шум транспорта, · Шум дождя, · Голоса людей на вечеринке, · Волны, набегающие на берег, · Играющие дети, · Скрип двери, · Звук гонга, медленно растворяющийся в безмолвии.
Глава 2 ОТБЛЕСКИ ДАЛЕКОГО МИРА
Бессознательное по определению представляет ту нашу часть, которая недоступна непосредственному осознанию. Мы можем узнать, что здесь происходит, только благодаря случайным проявлениям, вроде оговорок, или с помощью специальных методик, предназначенных для обхода цензуры сознания: анализа сновидений, образов воображения, почерка, движений тела, свободных ассоциаций, результатов всякого рода тестов, ключевых слов и т.п. К этому можно добавить и свободный рисунок как, пожалуй, самый легкий и практичный метод. В свободном рисунке мы изображаем все, что приходит нам в голову, не обращая внимания на то, что и как мы рисуем. Затем мы смотрим, что вышло, и пытаемся этот рисунок проинтерпретировать. Результаты такой работы могут быть следующими: Очищение. Мы расцениваем недостаток физической гигиены как нецивилизованность. А как насчет психической гигиены? Современная цивилизация провоцирует массу чувств и в то же время подавляет их выражение. В результате этот подавленный эмоциональный материал определяет наши установки, блокирует свободное течение энергии в нашей психофизической системе и вызывает разные мелкие и крупные отклонения. Свободный рисунок наделяет зримым внешним образом сковывающую нас изнутри психическую энергию и ослабляет тем самым ее хватку. Понимание. Наблюдая проявление этих сил, опредмеченных на бумаге, мы можем получить лучшее представление о своих внутренних мирах. Обитающие здесь бессознательные силы влияют на наше поведение независимо от того, знаем мы о них или нет. Понимание изображений, которые возникают в ходе свободного рисунка, позволяет осознать, что определяет наши действия и установки. Освобождение. Понимание ведет к освобождению от контроля бессознательных энергий, слепо и автоматично управляющих нами. СВОБОДНЫЙ РИСУНОК 1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры и несколько листов бумаги. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться. 2. Теперь пусть рука начнет рисовать. С умеренным любопытством следите за тем, что появляется на бумаге. 3. Позвольте руке рисовать все, что ей заблагорассудится, абстрактное или конкретное. Качество рисунка значения не имеет, даже если он не соответствует вашим нынешним представлениям о себе. И пусть рука движется как хочет – плавно или отрывисто, быстро или медленно и т.д. 4. Когда вы почувствуете, что закончили, изучите свой рисунок. Действительно ли он закончен, или же ему недостает последнего штриха? Если да, то добавьте все, что хотите. Свой рисунок нужно принять как человека, прибывшего из дальней страны, обычаи которой сильно отличаются от принятых в нашей собственной. Вместо того, чтобы оценивать свой рисунок, нужно прислушаться к тому, что он рассказывает. Он может сообщить нам нечто новое, отличное от того, что известно нашему поверхностному уму. Мы пытаемся войти в резонанс со своим рисунком, интуитивно почувствовать, что он нам о нас рассказывает. Затем мы снова смотрим на рисунок, на этот раз анализируя его. В какой манере он выполнен (по-детски, нервно, механично и т.д.)? Как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах и т.д.)? Как использовано пространство листа (не хватило места, осталось незаполненным, организовано или использовано беспорядочно)? Статичный или динамичный рисунок (если есть движение, плавное оно или прерывистое, сдержанное или стремительное и т.д.)? Каковы взаимоотношения между элементами (противостоят друг другу, теснятся, танцуют вместе или нарисованы отдельно)? Каково общее настроение (мрачное, напряженное, радостное и т.д.)? Придав внутренним силам зримые формы, мы пытаемся перевести эти формы на простой понятный язык. Окраска, очертания и различные детали могут пробуждать у нас цепи свободных ассоциаций, тонкие, едва уловимые чувства, забытые воспоминания, интуитивные проблески. Через некоторое время мы откладываем рисунок и пишем, что приходит на ум. Здесь следует уточнить, что интерпретация – нечто большее, нежели просто интеллектуальная операция; что для нее не требуется специального кода расшифровки рисунка; что это озарение, а не рассуждение. Она может обогатить наше восприятие рисунка. И даже если наши рисунки останутся для нас не более чем бессмысленными иероглифами, мы по крайней мере удовлетворим частично одну из своих жизненных потребностей – потребность в самовыражении. Сделав несколько свободных рисунков, можно заметить появление множества форм. Можно обнаружить изображения цветов рядом с демонами, НЛО, безголовых людей, гигантских муравьев, незнакомые лица и т.д. Благодаря этому, мы сознаем невероятное разнообразие заключенных внутри нас энергий. Каждую из них можно рассматривать как самое настоящее психическое существо, как обитателя нашей психики, живущего своей собственной жизнью. И тот факт, что в обычном состоянии мы этой жизни не видим, не означает, что ее нет. Не следует ожидать, впрочем, что материал одного рисунка может раскрыть нам тайны нашего внутреннего мира. Работа эта кропотлива и длительна. Постепенно мы распознаем свои бессознательные настроения и побуждения. Действительно, ценные результаты можно получить, лишь сделав серию свободных рисунков. Главные темы будут появляться опять и опять в разных формах. И наконец может случиться, что во время серии рисунков, выполненных за короткое время, произойдет истинная трансформация, что на бумаге воплотится некое новое чувство, которое позволит выйти на свет сознания ранее скрытым уровням нашего существа. Обретя некоторый опыт рисования, мы можем продолжить исследовать себя в трех направлениях: телодвижения, воображение и письмо. Как и в предыдущем случае, это исследование может быть свободным или нацеленным на определенные темы или блоки. Наблюдая движения своего тела, мы улавливаем органический резонанс, отклик того или иного психологического блока или содержания на физическом уровне, а затем намеренно выражаем его в позе или движении, как если бы были статуей, символизирующей этот блок, или танцором, демонстрирующим его в своем танце. Благодаря этому, мы лучше понимаем этот блок. Особую пользу от такой работы получают люди, более связанные со своим телом, чем другие, так как, работая на чисто психологическом уровне, им не всегда удается уловить, что происходит у них внутри. Исследование воображения состоит в том, чтобы придать психологическому содержанию, с которым мы работаем, конкретную форму, доступную нашему внутреннему взору. Скажем, мы работаем со страхом. Какого он цвета? Какого он размера и каковы его очертания? Как он реагирует на наше прикосновение? Как он пахнет? Как он звучит, и если у него есть голос, то что он нам сообщает? Благодаря этому, в человеке могут происходить значительные изменения, особенно в случаях работы с выражение отрицательными образами. Очень часто мои клиенты встречаются с осьминогами, мышами, летучими мышами, гигантскими пауками, монстрами различной формы и облика, колдунами, ведьмами и всякой другой нечистью. Как правило, они их пугаются. Я неизменно прошу их просто смотреть в лицо этим устрашающим созданиям, привыкнуть к ним, понять их, послушать их увещевания. Секрет в том, чтобы иметь мужество встретиться с отрицательным образом лицом к лицу и терпение остаться с ним. Очень часто после достаточно продолжительного контакта с отрицательным образом и свободного проявления соответствующих чувств происходит его преобразование. Однако, если некоторый образ продолжает несмотря на это наводить страх, я предлагаю его нарисовать. Выраженный образ может более полно раскрыть себя и подвергнуться закономерной трансформации в нечто более удобоваримое. Иногда полезно работать одновременно с телом и с образами, либо начиная с телесных ощущений и уже затем вызывая соответствующие им образы, либо сознавая особые, едва уловимые реакции организма, которые могут возникать во время работы с образами. Третий метод, письмо, может быть гораздо более эффективным, чем может показаться поначалу. Если мы начнем свободно писать о том, что нам интересно, то увидим, что выражаем вещи не так, как думали о них раньше. Нам приходится излагать на бумаге то, что ранее предполагалось, и вследствие этого прояснять для себя извлеченное на свет божий содержание своего сознания. Благодаря этому, мы можем прийти к новым заключениям и идеям. В том, что бессознательный материал так легко всплывает во время письма, нет ничего удивительного. Между бессознательным и сознанием нет никакой четкой границы, напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. Письмо стимулирует это взаимодействие, позволяя нам наблюдать его, понимать и управлять им. Первым этапом во всех трех методах служит сознавание. Уже после одного знакомства с нашими ограничениями и объективного их рассмотрения что-то изменится, ибо сам акт выявления и всестороннего рассмотрения того или иного психологического стереотипа меняет его. После этого первого этапа становится возможной замена непродуктивных и даже разрушительных тенденций на более продуктивные. Мы создаем новый канал для сил, что подобно прокладыванию новой тропы в джунглях. Пойдя по новому каналу, гнев, например, может преобразоваться в утверждение своего права быть собой, избыточная чувствительность явит себя как любовь, а упрямство – как настойчивость. Как будет показано далее, наша задача состоит в том, чтобы воспользоваться надлежащими средствами и способствовать прорастанию зерен этих естественных качеств, присутствующих в любом по видимости отрицательном элементе нашего внутреннего мира.
Глава 3 КАРТЫ
Прежде чем идти дальше, давайте познакомимся в общих чертах с различными измерениями внутреннего мира, которые мы будем исследовать, и с основными терминами, которые мы будем использовать для их описания. С этой целью мы воспользуемся двумя картами, на которых наш внутренний мир представлен в обозримом, схематизированном виде. Первая карта-схема, которую Ассаджоли назвал "яйцом" (рис. 1), представляет нашу психику в целом. Три горизонтальные части овала обозначают наше прошлое, настоящее и будущее. Низшее бессознательное (1) представляет главным образом прошлое нашей психики, присутствующее в ней в форме подавленных комплексов и давно забытых воспоминаний. Как было показано в предыдущей главе, если мы хотим сознательно содействовать своему росту, нам нужно исследовать свое низшее бессознательное. В противном случае оно может стать источником проблем, хранилищем подавленной энергии, которая контролирует наши поступки и лишает нас свободы. Среднее бессознательное (2) – это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания (4), где в данный момент у вас находится эта книга и слова, которые вы читаете. Наше эволюционное будущее содержится в области так называемого сверхсознательного (3). По словам Ассаджоли, "из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения – художественного, философского и научного, – этические "императивы", стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, например, как альтруистическая любовь; это источник таланта, а также состояний созерцания, просветления и экстаза". Исследование сверхсознательного – одна из величайших наших задач.
Рис. 1. Наша психика Различие между "низшим" и "высшим" бессознательным или сверхсознательным, – это вопрос развития, а не морали. Низшее бессознательное называется "низшим" просто потому, что оно представляет самую начальную, так сказать, исходную нашу часть. Оно не плохое, оно просто более раннее. Напротив, сверхсознательное включает все то, чего мы можем достичь в процессе развития. Однако это не просто абстрактная возможность, а живая реальность со своими собственными силами и законами. Наша психика не изолирована. Ее омывает море, которое Карл Юнг называл "коллективным бессознательным" (7). По Юнгу, коллективное бессознательное есть "предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны". Обратите внимание, что все линии на схеме выполнены пунктиром, чтобы подчеркнуть отсутствие резких границ, препятствующих взаимодействию между уровнями. Кто воспринимает все перечисленные уровни? Это делает "я". На ранних стадиях развития человек еще не сознает себя как "я". Большинство из нас в более-менее туманной смутной форме уже сознает себя. Наша задача – обрести этот опыт в чистом виде, осознать себя со всей ясностью как "я", личное "я" (5). Наше личное "я" представляет собой отражение надличного Я (6), достаточное, чтобы дать нам ощущение своего центрального положения в личности и чувство самотождественности (я – это я). Оно обитает в личности, то есть на индивидуальном уровне, и может научиться регулировать различные ее элементы, а также управлять ими. Сознавание личного "я" – залог психического здоровья. Отождествление с надличным Я – событие достаточно редкое; для некоторых это – высшая точка многолетней работы над собой, для других – из ряда вон выходящее непроизвольное переживание. Сохраняя чувство индивидуальности, надличное Я тем не менее обитает на уровне всеобщего, где личные планы и интересы отступают на периферию более широкого видения целого. Постижение надличного Я – признак духовного совершенства. По сути дела личное "я" и надличное Я представляют собой одно и то же, переживаемое на разных уровнях, – нашу истинную сущность, запредельную всем маскам и условностям.
Рис. 2 Вторая карта-схема, которую Ассаджоли назвал "звездой" (рис. 2), представляет наши психические функции. Она призвана прояснить другие стороны нашего внутреннего мира, в частности, отношения ряда психических функций с волей. В процессе психосинтеза личность переходит из состояния разноголосой толпы противоречивых тенденций в состояние гармоничного целого, осмысленно организованного вокруг единого центра – "я". С помощью воли "я" может управлять затем любой из функций этого психофизиологического организма.
Глава 4 МНОЖЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ
Одно из самых вредных заблуждений – представление о себе как о неделимом, неизменном и во всем последовательном существе. Убедиться в том, что верно обратное, – одна из первых задач, стоящих перед нами на пути психосинтеза. Мы легко можем убедиться в своей многозначности, осознав, как часто мы меняем свою общую картину мира, сменяя принятую модель вселенной с той же легкостью, с какой меняем наряды. Поэтому и жизнь временами кажется нам болотом, временами гонками, приключением, кошмаром, загадкой, карнавалом и т.д. Различные модели мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой из них мы вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств, поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов образует нечто вроде личности в миниатюре или, как мы будем называть ее, субличность. Субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. Говоря словами португальского поэта Фернандо Пессо: "В каждом углу души моей алтарь иному божеству". В каждом из нас – толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк – каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом. Как говорит Ассаджоли: "Несколько субличностей постоянно дерутся: импульсы, желания, принципы, стремления вовлечены в бесконечную борьбу". ВЫЯВЛЕНИЕ СУБЛИЧНОСТЕЙ Мы начнем с выявления своих главных субличностей; знакомство с ними позволит нам вступить на долгий путь к обретению способности управлять их энергиями и, в конечном счете, приводить их к согласию. Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта. 1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов. 2. Закрыв глаза, начните сознавать эту свою часть. Затем дайте возникнуть представляющему ее образу. Это может быть женщина, мужчина, животное, эльф, предмет, вы сами в маске, чудовище или что-нибудь еще. Не пытайтесь сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем вскоре возникнет. 3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это ни вмешиваясь и не давая никаких оценок. Позвольте ему измениться, если он сам того хочет, и показать вам некоторые другие свои стороны. Прочувствуйте, какое он вызывает у вас общее ощущение. 4. Теперь пусть он говорит и как-то выражает себя. Предоставьте ему для этого место, особенно присмотритесь к его потребностям. Поговорите с ним (даже если ваш образ – предмет, он может разговаривать с вами: в мире воображения все возможно). Перед вами ваша субличность – разумное существо, живущее своей жизнью. 5. Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Затем дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Гад, Дед Мороз, Скептик, Шут, Пьяный матрос, "Я тебе сказал" и т.д. Наконец, опишите ее характерные черты, привычки, особенности. 6. После того, как вы назовете и исчерпывающе опишете одну субличность, можете переходить к другим. Но посвятите работе с каждой субличностью достаточно времени, пока не почувствуете, что работа эта завершена. В целом же работа будет состоять в том, чтобы отобрать еще несколько своих характерных черт, установок или мотивов, всякий раз проходя описанные 5 этапов. Вы можете выявить другие субличности, рассматривая также различные свои взгляды на жизнь, свое поведение в различных ситуациях и различные стили самопроявления. Будучи в состоянии выявлять таким образом свои субличности, мы можем быстро получать относительно ясную картину своей внутренней жизни. В свою очередь, эта ясность позволит нам свободнее себя чувствовать со всеми этими малознакомыми обитателями нашего внутреннего мира. Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. В психосинтезе это называется "растождествлением". Поскольку все мы склонны отождествлять себя – становиться "тем же" – с той или иной субличностью, мы начинаем полагать себя ею и верить, что мы есть она и ничто иное. Растождествление является разрывом с этой иллюзией и возвратом к себе. Нередко это сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности сопровождается также тревогой или страхом: например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: "Если я перестану жаловаться, то что мне еще остается?" Другие люди, выявив субличность, в особенности глубоко укорененную, внезапно чувствуют себя обнаженными и незащищенными, как если бы броня их растворилась, – что на самом деле и происходит. Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей во всех случаях повышается и, следовательно, повышается степень свободы. А теперь давайте рассмотрим несколько конкретных примеров. Роберт, молодой врач, страдал от внутренней скованности, которая пронизывала все его взаимоотношения, доставляя массу неприятностей. Некая субличность постоянно оценивала и критиковала все, что говорилось и делалось окружающими, в первую очередь самим Робертом. В нем словно жил неустанно поучающий внутренний моралист. Когда Роберт обратился к этому качеству и попытался вызвать его образ, он увидел старого церковника в очках, сурового, непреклонного, облаченного во все черное. Как только Роберт увидел этот четкий образ, он смог разглядеть в общих чертах и ту скованность, которая им управляла. Если ранее он ощущал ее как неясный дискомфорт и просто терпел, то теперь он впервые смог ее сбросить. После повторных растождествлений с субличностью сурового церковника Роберт записал: Я теперь не сужу других, особенно родителей, и мне легче понять, почему они ведут себя так, а не иначе. Я отношусь к себе более терпеливо и чувствую себя более уверенно. Я вижу, что жизнь сложна и непостижима, и во мне стало больше понимания и сострадания. Нет плохих или хороших субличностей. Все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только тогда, когда контролируют нас. Поэтому одна из целей нашей работы состоит в том, чтобы не позволить им подчинять нас себе и, следовательно, ограничивать, – чтобы обрести способность отождествляться и растождествляться с ними по своему желанию. Обратимся к опыту Киса, голландца тридцати с лишним лет: Однажды, после того как я уже некоторое время поработал с субличностями, я увидел следующий образ: я сижу в центре расположенных по кругу африканских хижин, в которых живут мои субличности. Они были настолько сильны, что каждая по очереди распоряжалась мною как своим пленником. Это могло продолжаться десять минут или десять лет; я не контролировал ситуацию. Что значит быть пленником субличности? Это значит, что она навязывает нам свойственные себе стереотипы и не допускает каких-либо иных. Но если какая-то установка или форма отношения к происходящему оказывается единственно для меня возможной, она становится нетерпимостью. Если какая-то форма поведения оказывается единственно для меня возможной, она становится вынужденной. Если какая-то точка зрения становится единственно для меня возможной, она становится шорами. Кис продолжает рассказывать, как развивался его образ себя: И вот как-то, когда я сидел там, я почувствовал, что их власти надо мной приходит конец. Вдруг я впервые явственно ощутил, что могу пойти в ту или иную хижину и выйти из нее. И я не обязан находиться в ней, если я того не хочу. Впоследствии я смог делать это не только в ситуациях работы с воображением, но и в реальной жизни. Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как "я", как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-"я". По словам Киса: "Иногда я ощущаю центр как место, где сохраняется полная тишина, тогда как вокруг может быть ужасно шумно". Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно научиться быть гибким, чтобы не зависеть от субличностей, но в то же время и не подавлять их самовыражения и не игнорировать их потребности, иными словами, уметь им сочувствовать. Работа с отдельными субличностями – это первый необходимый шаг. Предприняв его, мы сможем понять динамику их взаимоотношений и определить, каким образом нарушается наша целостность. Хотя выявление в себе ряда субличностей делает нас богаче и сильнее, следует учитывать, что их многообразные потребности могут вызвать у нас также чувство утраты внутреннего единства. Это может произойти в ситуации больших внешних перемен и напряженной деятельности. Человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. Субличностям несть числа, и они постоянно меняются. Более того, нам присущи многие общечеловеческие качества, для каждого из которых также можно подыскать субличность. Поэтому необходимо выработать фундаментальную установку на разумное чувство меры. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Как и во всех других случаях жизни, следует чувствовать момент, когда правильно будет остановиться, прежде чем произошел перебор. Более того, наша задача состоит не просто в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию их интересов в рамках живого целого. До того, как мы приступили к работе с ними, субличности – это миры, не связанные между собою, которые не принимают во внимание и не понимают друг друга. Но едва их пронизывает сознавание, как между ними начинают устанавливаться связи. Сознавание не только освобождает, но и объединяет. Люди нередко описывают этот процесс как "размораживание", – словно лед тает между населяющими их обитателями, и они сливаются между собой, сохраняя в то же время свои изначальные черты. Чтобы это стало возможным, требуется полный переворот нашего понимания субличностей. Вместо того, чтобы ограничиться сознанием их поверхностных проявлений, об истинном единстве которых говорить действительно не приходится, нужно научиться видеть в них падшие проявления архетипов высших качеств. Любое содержание нашей психики может "пасть", быть низведено на более низкую ступень проявления. Сострадание может превратиться в жалость к себе, радость в маниакальность, покой в инертность, юмор в сарказм, смышленость в хитрость и т.д. И наоборот, содержание сознания можно возвысить, возвести на более высокую ступень проявления: жалость к себе становится состраданием и т.д. Действительно, в жизни нашей нет ничего застывшего, неизменного. И чем выше мы восходим, тем ближе к единству. Как говорит Тейяр де Шарден, все восходящее сближается. Субличности – это падшие или извращенные проявления непреходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать – как извращение архетипа энергии, субличность соблазнителя – как дальнего родственника любви, субличность упрямца – как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко ни отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить для нас средством воссоединения с последним. Мы можем способствовать этому процессу с помощью методики направляемого воображения, умышленно использовав символику восхождения. Образное переживание восхождения на гору представляет собой внутреннее восхождение к высшим уровням своего существа, возврата к источнику жизни. Говоря словами французского психолога Дезуаля, "попытка восхождения, предпринимаемая человеком в своем воображении, приводит к появлению светоносных образов, которое сопровождается всякого рода эйфорическими переживаниями. Напротив, спуск вызывает мрачные образы и чувства уныния, тревоги и страдания". Если мы представим, что восходим на гору, взяв с собой какую-то субличность, то можем вызвать в ней удивительные изменения: мы можем вернуться от извращенного проявления к архетипу или, по крайней мере, понять значение данной субличности, ее настоящий и будущий вклад в совокупный ансамбль нашей личности. У одного из моих клиентов была субличность капризного и самонадеянного ребенка. Благодаря восхождению на гору эта субличность стала сперва юношей, а затем воином – символом силы. После того как это произошло, он смог вести себя гораздо более сдержанно и мягко с авторитетными лицами, оставив присущую ему защитную манеру поведения. В другом случае молодой человек визуализировал свою "скрытную, уклончивую, пугливую, агрессивную, вечно пытающуюся перехитрить других субличность" как Квазимодо, уродливого горбуна. Повстречавшись с ним в долине, они вместе добрались до вершины горы. Озарившее их солнце вызвало удивительное преображение: в его благотворных лучах Квазимодо превратился в золотой плуг – символ внутренней красоты, которая является результатом всестороннего жизненного опыта и умудренности личности. РАБОТА С СУБЛИЧНОСТЯМИ Следующее упражнение также может принести вам пользу. Выполняйте его в состоянии расслабления. Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Представьте, что вы вместе с этой субличностью находитесь в долине. Вы видите траву, цветы, деревья и гору. Оставайтесь там некоторое время, вслушиваясь в звуки и голоса окружающей вас природы: щебетанье птиц, шелест листьев и тому подобное. А теперь вместе с субличностью идите к горе. Начиная восхождение, представляйте разворачивающийся перед вами пейзаж, представляйте, что вы пробираетесь через заросли деревьев и каменные завалы, идете по горному лугу или по краю обрыва. Ощущайте, как нарастает чувство восхождения, ощущайте, как воздух становится все более чистым и бодрящим, вслушивайтесь в царящую на высоте тишину. На протяжении всего восхождения не забывайте о своей субличности. Вы можете заметить происходящие с ней едва уловимые перемены – вроде изменений настроения, выражения лица или одежды, или даже полное преображение, когда субличность превратится в нечто иное. Когда вы достигнете вершины, пусть вас освещает солнце, обнажая самую суть вашей субличности. При этом вы можете стать свидетелем еще одного преображения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качестве и пообщайтесь с ней. Разумеется, при однократном выполнение упражнения преображения может и не произойти. Субличность может даже еще больше отдалиться от своего истинного архетипа. Это может произойти в случае, если мы не признаем и не примем субличность такой, какая она есть, со всеми ее потребностями и ограничениями. Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Например, у одной женщины была очень сильная субличность, которую она назвала "Извините". Это была ее часть, которая постоянно чувствовала себя в чем-то виноватой, боялась потревожить других и предпочитала страдать сама, нежели причинить кому-либо малейшее беспокойство. Эта вечно оправдывающаяся субличность предстала перед ней в образе крошечного застенчивого старичка. Она не выносила эту свою часть и очень злилась на нее, считая ее источником своих проблем. Так оно и было, но гневом своим она заставляла старичка испытывать еще большую вину за то, что он – причина всех бед. Иными словами, не принимая субличность, мы способствуем ее вырождению, дальнейшему отпадению от истока. Едва только эта женщина признала свою субличность частью самое себя, как проявилась ее конструктивная сторона. Образ маленького старичка превратился в образ молодого, сильного человека с чувствительными глазами, символизирующими отзывчивость и понимание. В дальнейшем эта женщина постепенно поднялась выше своего чувства вины и раскрыла в себе чувствительность. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали нам лучшие свои стороны, мы должны относиться к ним с пониманием. Подводя итог, отметим, какую пользу дает работа с субличностями: 1. Мы учимся распознавать разнообразные, подчас противоречивые стороны своей личности, подвергая ее тем самым миниатюрному психоанализу. При этом мы "усыновляем", признаем и принимаем все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное. 2. Мы учимся освобождаться из-под контроля властвующих над нами сил, которые бросают нас из стороны в сторону, как шарик для пинг-понга. 3. Мы повышаем уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей и позволяя им усиливать друг друга. 4. Мы можем возвести каждую субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей, обнаружив тем самым, что любое психологическое содержание несет в себе зерно собственного преображения. 5. И наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей личности – своего истинного я.
Глава 5 СОВЕРШЕННО НЕИЗМЕРИМОЕ Несколько лет назад мне довелось посмотреть фильм "2001: космическая одиссея". В каком-то эпизоде один из астронавтов покидает космический корабль, будучи связан с ним только шлангом для подачи воздуха. Но шланг рвется, и астронавт удаляется от корабля в открытый космос. Умирая в страшных муках, он становится куском космического мусора, плавающим в бесконечном пространстве. Когда я наблюдал эту сцену, меня охватила невероятная паника. Сердце у меня заколотилось, и я почувствовал, что испытываемый мной ужас – нечто большее, нежели мой собственный ужас: это был вселенский ужас, если вы знаете, что я имею в виду. С тех пор у меня стали случаться внезапные приступы сильной беспричинной тревоги. Разумеется, я и прежде испытывал тревогу, но этот эпизод резко ухудшил положение. Дэвид, автор этих строк, – студент 26 лет. Это очень интеллигентный молодой человек, который любит музыку и природу. Он высокий и худой, а взгляд его выражает страх, словно астронавтом, обреченным на одинокую смерть в безмерном пространстве космоса, был он сам. Когда возникает этот страх, я чувствую себя расщепленным на множество кусочков, каждый из которых существует сам по себе. Словно земля уходит у меня из-под ног, я теряю точку опоры и мне не на что опереться. Преодолев этот кризис, год спустя он пишет: Моему росту способствовало много факторов – встреча с понимающим меня человеком, исследование своего бессознательного, пробуждение спавшей во мне любви... Но самая яркая звезда среди прочих – это "я". Я обнаружил в себе этот источник жизненных сил, о существовании которого не предполагал. Самое замечательное, что силу мне придали не вы, не друзья, не благоприятные обстоятельства, не таблетки – я сам. Временами я еще испытываю страх или отчуждение, но теперь я гораздо сильнее их, и они меня не задевают, стекая с меня, словно дождевые капли с листа. Что Дэвид имел в виду, говоря о "я" как о "самой яркой звезде"? Обычно под "я" подразумевается фактор, отделяющий каждого из нас от других людей и всего остального мира как "не-я", наделяющий каждого из нас ощущением "себя" и, следовательно, позволяющий каждому из нас стать обособленным индивидом. Каждое утро, когда мы пробуждаемся и восстаем из мрака сна к осознанию окружающей нас обстановки, текущего времени и своего присутствия в этом мире, мы за несколько мгновений проходим путь, на который ушли миллионы лет: путь пробуждения из глубин бессознательного. Эта история началась, когда на планете возникли первые формы жизни и достигла своей высшей точки с появлением самосознания и индивидуальности. Именно сознание себя позволяет нам испытывать одиночество и любовь, чувствовать себя ответственными перед другими людьми, сознавать, что есть прошлое и будущее, жизнь и смерть, принимать ценности, строить планы, сознавать свое развитие и далее влиять на ход последнего. Психосинтез рассматривает "я" как самую элементарную, далее неразложимую различимую часть нашего существа – иными словами, ядро нашего существа. Природа этого ядра полностью отличается от природы остальных элементов (телесных ощущений, чувств, мыслей и т.д.), составляющих нашу личность. Благодаря этому, оно может выступать в качестве объединяющего центра, который руководит своим окружением и организует его в одно органичное целое. В этом плане "я" отделяет нас не только от других людей, но и от вечно изменчивых содержаний нашего собственного сознания. Дэвид освободился от власти страха, осознав, что его "я" и страх – вещи разные. Как "я" он смог выйти из страха, растождествиться со страхом и наблюдать за ним как за чем-то по отношению к себе внешним. Страх можно было увидеть со стороны, он стал просто одним из психологических объектов с присущими ему четко очерченными границами. "Я" можно определить также как единственную нашу часть, которая никогда не меняется. Будучи однажды обнаружена и вполне испытана, эта неизменность становится вездесущей точкой опоры для всей остальной личности, внутренней твердыней, на которую мы всегда можем положиться, чтобы вернуть себе чувство равновесия и устойчивости. Впоследствии мы обнаруживаем, что "я" остается неизменным в экстазе и отчаянии, в покое и суете, в боли и наслаждении, в победе и поражении. Говоря языком поэзии Рабиндраната Тагора: "Все то же солнце встает в новых землях в кольце бесконечной зари". Ясное дело, что если мы обратимся к своему психофизическому организму, нам покажется на первый взгляд, что никакой такой точки опоры здесь нет, что все находится в постоянном движении. Наше тело иногда устает, а иногда полно энергии, оно бывает здоровым и больным, молодым и старым, сонливым и бодрым, голодным и сытым. Наши чувства столь же изменчивы и еще более непостоянны, чем мысли. И все же если мы достаточно пристально вглядимся в себя, то обнаружим один постоянный элемент. Телесные ощущения меняются, чувства угасают, мысли текут, но кто-то продолжает следить за этим течением. Этот "кто-то" и есть я. Можно сказать, что я – это сознавание в его химически чистом, неразведенном виде. Это состояние психологической наготы, в котором мы сбросили с себя все психологические одежды – мысли, чувства, представления, телесные ощущения. Это чистое сознавание непроизвольно принимает формы того, с чем оно соприкасается. Если я радуюсь, сознавание становится радостью, если у меня болит зуб, оно становится болью и т.д. Этот процесс, называемый отождествлением, протекает в каждом из нас. Обладая определенным навыком, мы можем отделить сознавание от оформляющих его состояний (растождествление) и обрести опыт сознавания, лишенного какого бы то ни было содержания (самоотождествление). Отождествление можно приравнять к помрачению сознания, сновидению или иллюзии. Мы отождествляем себя со своими чувствами, желаниями, мнениями, ролями, телом. Проблема состоит в том, что если я, например, отождествился с какой-то идеей, в истинность которой верю и которая вдруг оказалась неправильной, то я чувствую неправым самого себя. Если мое тело служит для меня источником успеха и власти над людьми, если я воспринимаю себя прежде всего как тело, то когда тело мое слабеет, болеет или дляхлеет, я чувствую себя слабым, больным и дряхлым. Если я отождествляю себя со своей ролью ("я бизнесмен", "я учитель", "я жена" и т.д.) и затем этой роли приходит конец, то я чувствую, что моя жизнь утратила всякий смысл. Если я отождествляюсь со своим желанием и желание это не удовлетворяется, я чувствую себя неудовлетворенным. Поскольку все содержания сознавания меняются и в какой-то момент неизбежно исчезают, отождествление с любым из них неизбежно ведет к своего рода смерти. С другой стороны, отождествление с самим собою, с "я" дает ощущение постоянства своего бытия, этого ничем не обусловленного ядра личности, которое остается неизменным во всех жизненных ситуациях. Как сказала об этом одна женщина, "когда я говорю "я есмь", я знаю, что я есмь прежде мысли, прежде чувства, прежде действия. Я есмь чистая возможность". "Я" человека – это место его максимальной свободы. До тех пор, пока мы отождествляем себя с теми или иными ощущениями, чувствами, желаниями, мыслями, наше ощущение своего бытия ("я есмь") привязано к ним, и поэтому они могут захлестывать нас, управлять нами, ограничивать наше мировосприятие и отсекать от нас все другие ощущения, чувства, желания и мнения. С другой стороны, когда мы отождествляем себя с собой, с "я", нам становится гораздо легче наблюдать любые содержания своего сознавания, а также управлять ими, направлять их и оставлять их, идти дальше, – поскольку мы с ними растождествились. Тут может возникнуть вопрос: не является ли такое растождествление отречением от какой-то части нас самих? Нет, растождествление с какой-то своей частью не мешает нам затем отождествиться с ней или какой-либо иной, если мы того пожелаем. Напротив, благодаря этому, наша способность к отождествлению возрастает. От чего мы хотим избавиться, так это от постоянного и непроизвольного отождествления с какими-то случайными процессами в нашей личности. Это всегда приводит к своеобразному застыванию того, с чем мы отождествляемся. Так, · тело становится напряженным, · чувство становится экзальтацией, · желание становится одержимостью, · мнение становится предубеждением, · роль становится маской. Напротив, когда мы растождествляемся с ними и приходим в себя, экзальтация становится чувством, предубеждение – мнением и т.д. Разотождествление происходит путем наблюдения. Вместо того, чтобы растворяться в ощущении, чувстве, желании или мысли, мы наблюдаем за ними со стороны без какой-либо оценки, без намерения изменить их, без какого бы то ни было взаимодействия с ними вообще. Мы смотрим на них как на нечто внешнее, будто рассматриваем некий пейзаж (см. рис. 3).
Рис. 3 Первым результатом такого наблюдения является освобождение от наблюдаемого. Если "мне страшно", я наблюдаю свой страх, я ясно вижу его очертания, я вижу, что страх – это не я, что он представляет собой нечто внешнее; я вижу, что сам я свободен от этого страха. "Я" – это та наша часть, которая способна наблюдать любое содержание психики, не будучи вовлеченной в его атмосферу. Наличие такой части позволяет всей личности обрести равновесие, которое в противном случае было бы невозможным. Эту ситуацию можно проиллюстрировать восточной притчей о десяти глупцах. Десять глупцов переплыли реку; добравшись до другого берега, они захотели убедиться, что все живы и здоровы. Один из них начал считать, но забыл о себе и сосчитал только девять остальных. "Нас только девять, – заявил он. – Один из нас, должно быть, утонул". "Ты уверен, что посчитал правильно?", – спросил другой глупец и принялся пересчитывать, но о себе тоже забыл. Тут и другие глупцы этим занялись, но сколько ни считали, результат был тот же – девять. Уверившись, что один из них утонул, они стали оплакивать его гибель, хотя не могли сообразить, чью именно. Проходивший мимо человек поинтересовался, что случилось, и глупцы ему объяснили. Поскольку перед ним стояли все десятеро, прохожий догадался, в чем дело, и стал считать их, прикасаясь к каждому по очереди и требуя, чтобы тот называл свой порядковый номер. "Один" – сказал первый, "два" – произнес второй, и так добрались до последнего, который сказал "десять". Пораженные глупцы поблагодарили прохожего и порадовались благополучному исходу дела. Эта история показывает, как легко стать жертвой иллюзии, не располагая единой точкой зрения на происходящее. Чтобы иметь возможность составить ясное и верное представление о ситуации, нужно быть независимым от игры включенных в нее сил. В случае человеческой личности такие условия достигаются путем самоотождествления. Самоотождествление можно сравнить с панорамной смотровой площадкой, поскольку с наблюдательного пункта "я" мы можем обозревать общую картину вечно изменчивого содержания своей личности. Первые четыре пункта приведенного ниже упражнения служат восхождению на эту смотровую площадку внутреннего пространства. Пятый пункт, естественно вытекающий из предыдущих, нацелен на то, чтобы пережить себя как чистое сознавание. САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ 1. Начните сознавать свое тело. Некоторое время просто отмечайте, не пытаясь изменить их, все телесные ощущения, которые вы можете осознать. Сознавайте, например, как ваше тело соприкасается со стулом, на котором вы сидите, ноги – с полом, одежда – с кожей. Сознавайте свое дыхание. Почувствовав, что вы достаточно исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите к следующему этапу упражнения. 2. Начните сознавать свои чувства. Какие чувства вы испытываете в данный момент? Какие основные чувства вы чаще всего испытываете в повседневной жизни? Рассмотрите как положительные, так и отрицательные чувства: любовь и раздражение, ревность и нежность, подавленность и приподнятость. Не оценивайте своих чувств. Просто рассматривайте их как ученый, делающий описание явления. Удовлетворившись проведенным обзором, отвлекитесь от чувств и переходите к следующему этапу упражнения. 3. Обратите внимание на свои желания. С тех же беспристрастных позиций рассмотрите основные желания, побуждающие вас что-либо предпринимать в повседневной жизни. Нередко вы можете отождествлять себя с тем или иным из них, но сейчас просто рассмотрите их одно за другим. Наконец, оставьте свои желания и переходите к следующему этапу. 4. Понаблюдайте за миром своих мыслей. Как только появляется мысль, следите за ней до тех пор, пока ее место не займет другая, третья и т.д. Если вы думаете, что никаких мыслей у вас нет, осознайте, что это тоже мысль. Наблюдайте за течением потока своего сознания: воспоминания, мнения, чепуха, доводы, образы. Занимайтесь этим пару минут, а затем оставьте и эту сферу. 5. Наблюдатель – тот, кто следит за вашими ощущениями, чувствами, желаниями и мыслями, – представляет собой нечто иное, нежели объекты, за которыми он наблюдает. Кто наблюдал за всеми этими сферами? Наблюдал "я". "Я" – не образ или мысль, а существо, наблюдавшее за ними и непохожее на них. Это существо – вы. Скажите про себя: "я – это я, центр чистого сознавания". Пытайтесь сознавать это в течение двух минут. Сознавание себя собой – самое фундаментальное, основополагающее из доступных нам переживаний, кристально ясное и очевидное. И все же опыт такого самосознавания, как правило, не приходит сам собой, так что для обретения его с помощью приведенного выше упражнения может понадобиться какое-то время. Не следует забывать также, что "я", подлежащее сознаванию, находится не в каком-то "другом месте", которое нужно где-то искать и которого нужно пытаться достичь. Напротив, "я" всегда здесь, каждый из нас уже "я". Более того, опыт сознавания себя "собой" не предполагает непременного устранения остальных содержаний сознания. Чувства и мысли могут появляться и исчезать, но теперь они смещаются на задний план сознавания, которое становится самосознаванием. Наконец, "я" постижимо не только с закрытыми глазами. Себя можно сознавать и в гуще повседневной жизни. Несмотря на то, что "я" – это полная внутренняя тишина по определению, последняя не обязательно уводит нас от наших повседневных дел и настроений; напротив, как будет показано далее, она может значительно повышать нашу дееспособность и способность полагаться на себя. * * * Никогда не летавший самолет, затянутый паутиной; груда развалин; затонувший корабль; безжизненная кукла. Эти образы всякий раз возникают у Лии перед закрытыми глазами, когда я прошу ее дать волю своему воображению. И все они явственно обнажают ее самоощущение: Я испытываю чувство заброшенности, ненужности, как если бы я была ни на что не годна. Создаешь самолет и оставляешь его затягиваться паутиной. Существуешь, но весь мир так занят, что не замечает этого. Я испытываю мучительное чувство. В отчаянии спрашиваешь, за что. Никто не знает о том, что самолет существует. Что-то случилось, но никто об этом не знает. А случилось то, что на свете живет Лия. Лия – учительница 30-ти лет. Ее отец умер, когда она была ребенком, и она его почти не помнит. Мать упорно отвергала ее. Долгое время Лия жила в школе-интернате, вдали от дома. Эти обстоятельства могли послужить почвой для ее чувства заброшенности и "сладкого желания исчезнуть". Безразличие окружающих причиняет ей боль. Ее сравнение себя с Гурдулу, персонажем из "Несуществующего рыцаря" Кальвино, помогло мне выявить ядро ее трудностей. Гурдулу – лишь одно из многочисленных имен героя. У него нет имени, но он может носить любое имя. Он есть, но он не знает об этом. Поэтому он становится всем, что видит. Увидев лягушку, он становится лягушкой и начинает квакать; увидев грушу, он считает себя грушей; увидев большой котел с супом, он ныряет в суп, полагая себя – и все остальное – супом. Лия чувствовала себя так же. Когда она была с другими, она растворялась в их желаниях, мнениях, мировосприятии, становилась ими, совершенно того не сознавая: "Когда я окончательно теряла чувство реальности, возникала растущая тревога и казалось, что внутри меня все застывает. Особенно это проявлялось в общении с людьми, которых я считала лучше себя". Ее работу над собой в рамках психосинтеза можно определить в двух словах как поиск себя, – поиск того, что сама она называет "центром". В ходе такой работы она постепенно осознала, что существует независимо от признания других людей и что это действительно так. Подводя итоги своего опыта, Лия говорит: "Чтобы убедиться в том, что я существую, я нуждалась в оценках других людей. Я пыталась выведать мнения друзей о себе, чтобы иметь о себе какое-то представление. Теперь мне это больше не нужно. Огромная жизненная энергия "я" рассеяла эту избыточную потребность в одобрении других людей и позволила обрести внутреннее равновесие". В истории Лии, как и в случае Дэвида, мы видим одно ключевое следствие выявления "я" – обретение способности полагаться на себя. Огромное число людей сохраняет с детских лет потребность полагаться на других, как если бы их "центр тяжести" находился не в них самих, а где-то в другом месте. И хотя поведение их в общих чертах может казаться зрелым, они все же не осознали по-настоящему решающего факта существования человека – его глубинного, сущностного одиночества. Они неявно, смутно ожидают, что внешняя среда обеспечит их тем, чего сами они, по их мнению, не имеют: силой, направлением жизни и даже жизнью как таковой. Поскольку упования такого рода удовлетворяются крайне редко, эти люди почти незнакомы с чувством внутреннего равновесия. Любой признак невнимания к своей персоне они оценивают как пренебрежение к себе или поражение. Необходимость самим отвечать за себя они по-детски воспринимают как бессмысленную и неприятную обязанность. Временами их охватывает невыносимый ужас перед одиночеством. Постижение себя как "я" преподносит им тот трудный урок, что другие люди не являются производными от их собственного существования, что каждый человек в глубине души остается самим собой и наедине с собой и что этот естественный факт – который вовсе не является трагедией – может способствовать их обращению к своим собственным творческим ресурсам. Это может показаться парадоксом, но встреча со своим сущностным одиночеством является необходимым шагом на пути постижения своего сущностного единства со всеми существами. Постижение личного "я" представляет собой начало долгого пути развития, который может вывести нас за пределы личного самосознания. После того как чистое сознавание (личное я) отделилось от структурирующих его обычно содержаний внутреннего мира, оно непроизвольно стремится подняться к своему истоку (надличному Я). От постижения своей индивидуальности и способности во всем полагаться на себя может произойти постепенный переход ко всеобъемлющему постижению всеобщности. По мере того, как опыт чистого сознавания становится все более ясным и полным, происходит глубинный сдвиг в самых основаниях нашего существа, благодаря чему мы получаем непосредственный доступ к животворящему источнику жизни. Последнее нуждается в пояснении. Как правило, мы ощущаем жизнь – мы чувствуем, что живы, что живем, – в связи с какой-то ситуацией: рядом человек, которого мы любим; мы добились успеха; мы заработали денег; мы даем на мотоцикле 160 километров в час и т.д. Нет соответствующей ситуации, – нет и ощущения жизни. Если мне не отвечают взаимностью, если я не заработал денег, если мой мотоцикл сломался, я не чувствую, что живу. Глубинное ощущение жизни связано с этими "если". Но ощущать жизнь можно и без каких бы то ни было "если". Для этого нужно открыть в себе то всецело и безусловно живое, что не зависит ни от каких "если", – наше надличное Я. Несмотря на то, что полное постижение этого Я случается крайне редко, с ним соприкасалось множество людей на протяжении всей истории человечества, как на Востоке, так и на Западе. Плотин говорил о нем как о "совершенно неизмеримом, которое не может быть увеличено, ибо не имеет границ".
Глава 6 ВОЛЯ
Воля, при надлежащем к ней отношении, служит ключом к личной силе и свободе человека. В самом деле, волю можно рассматривать как проявление того, что Ангьял назвал "автономностью" – способностью организма к свободному функционированию в соответствии со своей собственной внутренней природой, а не под давлением внешних сил. Фактически всю эволюцию можно рассматривать как постепенное проявление этой свободы. Начнем с того, что переход от растительного к животному царству знаменуется обретением свободы передвижения. Этот переход отчетливо виден у некоторых видов медуз, которые проводят часть жизни, прикрепившись к камням, как растения, а затем начинают жить как животные, свободно перемещаясь. Свобода наименее развитых организмов едва ли не исчерпывается способностью к передвижению. Поведение насекомых, например, полностью обусловлено жесткими программами, и их зачаточная нервная система не допускает никакой возможности выбора. По мере продвижения по эволюционной лестнице в мозгу у животных появляются ассоциативные клетки, позволяющие воспринимать окружающий мир через несколько органов чувств сразу. Но поведение их по-прежнему определяется заданными программами. Отдельные виды рыб, например, запрограммированы на существование в стае. И только на уровне птиц и млекопитающих поведение перестает быть полностью заданным. Мозг этих животных обладает избирательной способностью и может различать стимулы, значимые для выживания, и просто случайные раздражители. Для них становится возможным не только инстинктивное поведение, но и научение, выработка новых стратегий на основе проб и ошибок. Однако они все еще зависят от внешних стимулов: они прикованы к природной среде. С появлением человека мы попадаем в совсем другое царство. Подобно тому, как животные свободнее растений, потому что могут передвигаться в физическом мире, люди свободнее животных, потому что могут двигаться в мире идей, планов и бесконечно разнообразных образов воображения, независимо от окружающей среды. Наша нервная система делает нас самым непредсказуемым из всех видов, потому что мы меньше всего зависим от инстинктивных программ поведения. Действительно, мы можем поддаваться внешнему давлению социальных ограничений, пропаганды и т, п. Мы можем идти на поводу привычек и действовать автоматически, мы можем действовать даже чисто инстинктивно. Но мы можем также принимать совершенно свободные решения, будучи при этом полностью ответственны за свое самоопределение. Именно это эволюционное приобретение, в значительной степени еще не освоенное человеком, мы называем в психосинтезе волей. Все мы временами сталкиваемся с обстоятельствами, требующими от нас обращения к воле. Проявив ее, мы становимся сильнее и свободнее. Не проявив, мы оказываемся раздавленными жизненными обстоятельствами. Тут может быть выведен общий принцип: если человек не уделяет внимания своей воле, если он подавляет ее или насилует или если он вообще не имеет воли, в жизнь его входят страдания и болезни. КАКОВА МОЯ ВОЛЯ? Взгляните на свою волю. · Часто ли она бывает притеснена волей других людей? · Порабощена чувствами, например, подавленностью, гневом или страхом? · Парализована инертностью? · Убаюкана привычкой? · Изъедена сомнениями? · Делаете ли вы обычно то, что хотите в глубине души, или на ваши поступки влияют какие-то другие факторы? Посвятите какое-то время рассмотрению важнейших сфер своей жизни и самых значимых отношений. Затем подробно запишите свои ответы. ВОЛЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Несмотря на множество препятствий, стоящих на пути проявления нашей воли, обнаружить ее не составляет труда. Если мы хотим способствовать ее развитию, начать можно с самого простого: мы можем усиливать свою волю, начав проявлять ее. Возможности тому представляются нам постоянно; если мы используем их, наша жизнь становится лабораторией для исследования и развития воли. Существует множество способов пробуждения воли в ситуациях повседневной жизни; здесь приведены некоторые из них: · Сделайте что-нибудь, чего никогда раньше не делали. · Совершите отважный поступок. · Запланируйте что-нибудь, а затем осуществите свой план. · Продолжайте делать то, что делали, еще пять минут, даже если вы устали или вас стало привлекать нечто иное. · Сделайте что-нибудь крайне медленно. · Когда легче сказать "да", но правильнее сказать "нет", говорите "нет". · Делайте то, что считаете, в настоящий момент самым важным. · В самых незначительных ситуациях выбора совершайте его не колеблясь. · Поступайте вопреки всем ожиданиям. · Поступайте независимо от того, что другие могли бы сказать или подумать. · Воздерживайтесь говорить то, что вас подмывает сказать. · Отложите то, к чему вы предпочли бы приступить прямо сейчас. · Сразу же приступите к тому, что вы предпочли бы отложить. · Ежедневно выполняйте одно психосинтетическое упражнение в течение месяца, даже если это кажется вам бесполезным. · Освободите свою жизнь от чего-нибудь лишнего. · Сломайте какую-нибудь привычку. · Сделайте что-нибудь рискованное. · Сделайте что-нибудь с полной отдачей и осознанием, как если бы это было последним, что вы делаете в этой жизни. Любое действие можно превратить в упражнение воли, если осуществлять его сознательно, а не по привычке или из чувства долга. Истинное проявление воли не имеет ничего общего с бытующими представлениями о "силе воли" как непрерывном принуждении себя делать то, что не хочешь. Подлинное назначение воли состоит в том, чтобы направлять, а не в том, чтобы принуждать к чему-либо. Истинная воля подобна "мета-силе" (термин Элис и Элмер Грин), способной управлять взаимодействием различных элементов личности с независимой позиции, не смешиваясь и не отождествляясь с каким-то из них. Но, как правило, мы даже не подозреваем, что это возможно. Прилагая огромные волевые усилия, люди обычно находятся под контролем какого-то чувства или желания, будь то бунт против страдания, амбиция или страх. Это не воля "я". Они выражают не свою волю. Вместо этого проявление воли становится "попыткой", усилием, слепым напором. Здесь воля уже не мета-сила, а лишь одна из действующих сил наряду со множеством других. |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 274. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |