Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Фонд оценочных средств
Для проведения промежуточной аттестации
По дисциплине «Основы взаимодействия государства и бизнеса»
Обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»,
Профиль «Финансы и кредит» (бакалавриат)
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Таблица 1- Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Основы взаимодействия государства и бизнеса», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
ПКН-4. Способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов
| Знания:
| Умения:
| Владения:
| - основных нормативно- правовых документов, регламентирующие взаимодействие государства и бизнеса;
- способы оценивания финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, в области взаимодействия государства и бизнеса.
| - проводить оценку финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов;
- использовать результаты анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
| - навыками оценки финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов;
- оценкой результатов анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
| ПКН-5. Способность составлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую, статистическую отчетность с учетом международных стандартов и использовать их результаты для принятия управленческих решений.
| Знания:
| Умения:
| Владения:
| - составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности с учетом международных стандартов.
| - составлять и анализировать финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности с учетом международных стандартов;
- использовать результаты анализа выше указанной отчетности для принятия управленческих решений.
| - навыками составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности, с учетом международных стандартов;
- оценкой результатов анализа отчетности для принятия управленческих решений.
| ПКН-6. Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях.
| Знания:
| Умения:
| Владения:
| - теоретических основ взаимодействия государства и бизнеса в меняющихся финансово-экономических условиях;
- основных форм взаимодействия государства и бизнеса.
| - определять роль институтов развития в механизмах
взаимодействия государства и бизнеса;
- предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях.
| - навыками принятия решений вфинансово-экономических условиях взаимодействия государства и бизнеса;
- навыками использования специальной терминологии в области взаимодействия государства и бизнеса.
|
Таблица 2– Этапы формирования компетенции
Результат обучения
| Этап формирования
| ПКН-4. Способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов
| Знать:
- основные нормативно- правовые документы, регламентирующие взаимодействие государства и бизнеса;
- способы оценивания финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, в области взаимодействия государства и бизнеса.
| Лекция по т.1,2
Практическое/семинарское занятие по т.1,2
- опрос по темам 1,2
- выполнение контрольной работы
| Уметь:
- проводить оценку финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов;
- использовать результаты анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
| Лекция по т.3,4
Практическое/семинарское занятие по т. 3,4
- опрос по темам 3,4
- выполнение контрольной работы
| Владеть:
- навыками оценки финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов;
- оценкой результатов анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
| Лекция по т. 5,6
Практическое/семинарское занятие по т. 5,6
- опрос по темам 5,6
- выполнение контрольной работы
| ПКН-5. Способность составлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую, статистическую отчетность с учетом международных стандартов и использовать их результаты для принятия управленческих решений.
| Знать:
- составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности с учетом международных стандартов.
| Лекция по т.1,2
Практическое/семинарское занятие по т.1,2
- опрос по темам 1,2
- выполнение контрольной работы
| Уметь:
- составлять и анализировать финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности с учетом международных стандартов;
- использовать результаты анализа выше указанной отчетности для принятия управленческих решений.
| Лекция по т.3,4
Практическое/семинарское занятие по т. 3,4
- опрос по темам 3,4
- выполнение контрольной работы
| Владеть:
- навыками составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности, с учетом международных стандартов;
- оценкой результатов анализа отчетности для принятия управленческих решений.
| Лекция по т. 5,6
Практическое/семинарское занятие по т. 5,6
- опрос по темам 5,6
- выполнение контрольной работы
| ПКН-6. Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях.
| Знать:
- теоретические основы взаимодействия государства и бизнеса в меняющихся финансово-экономических условиях;
- основные формы взаимодействия государства и бизнеса.
| Лекция по т.1,2,3
Практическое/семинарское занятие по т.1,2,3
- опрос по темам 1,2,3
- выполнение контрольной работы
| Уметь:
- определять роль институтов развития в механизмах
взаимодействия государства и бизнеса;
- предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях.
| Лекция по т.4,5,6
Практическое/семинарское занятие по т. 4,5,6
- опрос по темам 4,5,6,
- выполнение контрольной работы
| Владеть:
- навыками принятия решений вфинансово-экономических условиях взаимодействия государства и бизнеса;
- навыками использования специальной терминологии в области взаимодействия государства и бизнеса.
| Лекция по т. 7,8,9
Практическое/семинарское занятие по т. 7,8,9
- опрос по темам 7,8,9
- выполнение контрольной работы
|
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Показателями оценивания компетенций являются наиболее значимые знания, умения и владения, которые формирует данная дисциплина«Основы взаимодействия государства и бизнеса». В качестве шкалы оценивания в ходе промежуточной аттестации выделяют три уровня освоения компетенций (высокий, продвинутый, пороговый), каждый из которых описывается посредством критериев оценивания.
Таблица 3 – Оценка уровня сформированности компетенции
ПКН-4. Способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов.
| Показатели оценивания
| Критерии оценивания компетенций
| Шкала оценивания
| Знать:
- основные нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие государства и бизнеса;
- способы оценивания финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, в области взаимодействия государства и бизнеса.
Уметь:
- проводить оценку финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов;
- использовать результаты анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
Владеть:
- навыками оценки финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов;
- оценкой результатов анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
| Знать только основные нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие государства и бизнеса.
Уметь - проводить оценку финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов.
| Пороговый уровень
| Знатьосновные нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие государства и бизнеса;
- способы оценивания финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, в области взаимодействия государства и бизнеса.
Уметь- использовать результаты анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
- использовать результаты анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
Владеть - навыками оценки финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов.
Допустимы несущественные неточности в знании и владении понятийным аппаратом.
| Продвинутый уровень
| Знатьосновные нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие государства и бизнеса;
- способы оценивания финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, в области взаимодействия государства и бизнеса.
Уметь- использовать результаты анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
- использовать результаты анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
Владеть -навыками оценки финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов;
- оценкой результатов анализа финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом взаимодействия государства и бизнеса.
| Высокий уровень
| ПКН-5.Способность составлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую, статистическую отчетность с учетом международных стандартов и использовать их результаты для принятия управленческих решений.
| Показатели оценивания
| Критерии оценивания компетенций
| Шкала оценивания
| Знать:
- составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности с учетом международных стандартов
Уметь:
- составлять и анализировать финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности с учетом международных стандартов;
- использовать результаты анализа выше указанной отчетности для принятия управленческих решений.
Владеть:
- навыками составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности, с учетом международных стандартов;
- оценкой результатов анализа отчетности для принятия управленческих решений.
| Знатьтолько основной материал, допустимы неточности в ответе на знание соответствующих методик, нарушение логической последовательности в изложении программного материала.
Уметьсоставлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую, статистическую отчетность с учетом международных стандартов.
| Пороговый уровень
| Знатьметодику составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности с учетом международных стандартов.
Уметь составлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую, статистическую отчетность с учетом международных стандартов;
- использовать результаты анализа выше указанной отчетности для принятия управленческих решений.
Владеть - навыками составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности, с учетом международных стандартов.
Допустимы несущественные неточности в знании и владении понятийным аппаратом.
| Продвинутый уровень
| Знать -методику составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности с учетом международных стандартов.
Уметь- составлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую, статистическую отчетность с учетом международных стандартов;
- использовать результаты анализа выше указанной отчетности для принятия управленческих решений.
Владеть- навыками составления и анализа финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности, с учетом международных стандартов;
- оценкой результатов анализа отчетности для принятия управленческих решений.
| Высокий уровень
| ПКН-6.Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях.
| Показатели оценивания
| Критерии оценивания компетенций
| Шкала оценивания
| Знать:
- теоретические основы взаимодействия государства и бизнеса в меняющихся финансово-экономических условиях;
- основные формы взаимодействия государства и бизнеса.
Уметь:
- определять роль институтов развития в механизмах
взаимодействия государства и бизнеса;
- предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях
Владеть:
- навыками принятия решений вфинансово-экономических условиях взаимодействия государства и бизнеса;
- навыками использования специальной терминологии в области взаимодействия государства и бизнеса.
| Знатьтолько основной материал взаимодействия государства и бизнеса в меняющихся финансово-экономических условиях.
Уметь- определять основные формы взаимодействия государства и бизнеса.
| Пороговый уровень
| Знать- теоретические основы взаимодействия государства и бизнеса в меняющихся финансово-экономических условиях;
- основные формы взаимодействия государства и бизнеса.
Уметь- определять роль институтов развития в механизмах
взаимодействия государства и бизнеса;
- предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях
Владеть- навыками принятия решений вфинансово-экономических условиях взаимодействия государства и бизнеса;
Допустимы несущественные неточности в знании и владении понятийным аппаратом.
| Продвинутый уровень
| Знать- теоретические основы взаимодействия государства и бизнеса в меняющихся финансово-экономических условиях;
- основные формы взаимодействия государства и бизнеса.
Уметь- определять роль институтов развития в механизмах
взаимодействия государства и бизнеса;
- предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях
Владеть- навыками принятия решений вфинансово-экономических условиях взаимодействия государства и бизнеса;
- навыками использования специальной терминологии в области взаимодействия государства и бизнеса.
Допустимы несущественные неточности в знании и владении понятийным аппаратом.
| Высокий уровень
| Таблица 4 - Шкала распределения баллов в ходе проведения промежуточной аттестации
Показатель
| Шкала оценивания
| Текущий контроль
| От 0 до 40
| Промежуточная аттестация:
|
| Теоретический вопрос
| От 0 до 15
| Короткий вопрос формула, определение понятия
| От 0 до 15
| Тестовое задание (5 тестовых заданий по 3 балла)
| От 0 до 15
| Практико-ориентированное задание (разбор ситуации, решение задачи)
| От 0 до 15
| Итого
| 60
| ВСЕГО
| 100
|
Таблица 5 - Шкала распределения баллов текущего контроля успеваемости
Показатель
| Критерий оценивания компетенций
| Шкала оценивания
(максимальное количество за семестр)
| Посещение аудиторных занятий (лекционных и практических/семинарских)
| Посещение свыше 90 % занятий
| 5
| Посещение от 60 до 90% занятий
| 4
| Посещение до 60% занятий
| 1
| Занятия не посещались
| 0
| Активная работа во время аудиторных занятий (лекции/практические/семинарские занятия)
| Задание выполнено в объеме свыше 90% (ответы на вопросы, выносимые для опроса, дискуссии, круглого стола; решение ситуационных задач)
| 5
| Задание выполнено в объеме от 60% до 90% (ответы на вопросы, выносимые для опроса, дискуссии, круглого стола; решение ситуационных задач)
| 4
| Задание выполнено в объеме от 30% до 60% (ответы на вопросы, выносимые для опроса, дискуссии, круглого стола; решение ситуационных задач)
| 1
| Задание выполнено в объеме ниже 50% или нет понимания в обсуждаемых вопросах (ответы на вопросы, выносимые для опроса, дискуссии, круглого стола; решение ситуационных задач)
| 0
| Контрольная работа/домашнее творческое задание/эссе
| Выполнена полностью
| 25
| Имеются несущественные замечания
| 20
| Имеются существенные замечания
| 10
| Работа не выполнена
| 0
| Участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, наличие публикаций
|
| 5
|
Критерии оценивания определяются в соответствии со шкалами оценивания:
Оценка 5 «отлично» и «зачтено» соответствует высокому уровню сформированности компетенции: глубокое освоение программного материала, логически стройное его изложение, дискуссионность данной проблематики, умение связать теорию с возможностями ее применения на практике, свободное решение задач и обоснование принятого решения, владение методологией и методиками исследований, методами моделирования;
Оценка 4 «хорошо» и «зачтено» соответствует продвинутому уровню сформированности компетенции: твердые знания программного материала, допустимы несущественные неточности в ответе на вопрос, правильное применение теоретических положений при решении вопросов и задач, умение выбирать конкретные методы решения сложных задач, используя методы сбора, расчета, анализа, классификации, интерпретации данных, самостоятельно применяя математический и статистический аппарат;
Оценка 3 «удовлетворительно» и «зачтено» соответствует пороговому уровню сформированности компетенции: знание только основного материала, допустимы неточности в ответе на вопросы, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, умение решать простые задачи на основе базовых знаний и заданных алгоритмов действий, испытывать затруднения при решении практических задач
Оценка 2 «неудовлетворительно» и «незачтено» - компетенция не сформирована: незнание значительной части программного материала, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на задаваемые вопросы, невыполнение практических заданий
Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Теоретические вопросы для подготовки к зачету
1. Роль государства в рыночной экономике.
2. Основные функции государства в условиях совершенного рынка.
3. Изменение функций государства в условиях несовершенного рынка ХХ века.
4. Новые тенденции в развитии деятельности государства. Изменение макроэкономических условий деятельности государства.
5. Концепция нового государственного менеджмента (New public management), изменение концепции формирования и использования финансовых ресурсов в соответствие с концепцией New public management.
6. Изменение условий существования бизнеса.
7. Социализация деятельности коммерческих организаций.
8. Развитие этики и корпоративной культуры.
9. Усиление рисков и неопределенности в макроэкономической среде.
10. Объективность взаимодействия государства и бизнеса.
11. Понятие государственно-частного партнерства.
12. Причины распространения государственно-частного партнерства в конце 80-х годов
13. Цели, интересы, мотивация участников государственно-частного партнерства.
14. Принципы взаимосвязи государства и бизнеса: взаимовыгодность контракта, баланс экономических интересов, долгосрочность и пр.
15. Выгоды и потери для участников государственно-частного партнерства.
16. Влияние государственно-частного партнерства на макроэкономические процессы: экономический и социальный эффект.
17. Синергетический эффект государственно-частного партнерства.
18. Модели государственно-частного партнерства: контрактная модель и институциональная модель.
19. Разновидности государственно-частного партнерства контрактного характера.
20. Институциональная модель государственно-частного партнерства: совместное предприятие (JointVenture), специальная компания(SPV).
21. Традиционные формы государственно-частного партнерства в России: контракты, лизинг, аренда, соглашение о разделе продукции, концессия.
22. Механизмы государственно-частного партнерства.
23. Формирование новых моделей государственно-частного партнерства.
24. Контракты жизненного цикла.
25. Ключевые пилотные проекты государственно-частного партнерства в России.
26. Понятия «институт развития».
27. Основные функции институтов развития, виды.
28. Основные виды институтов развития в Российской Федерации, их функции.
29. Направления деятельности институтов развития в зарубежных странах.
30. Структура нормативно-правового обеспечения государственно - частного партнерства в Российской Федерации.
31. Основные нормативные правовые документы.
32. Основные направления нормативного регулирования государственно - частного партнерства.
33. Проблемы нормативно-правового обеспечения взаимосвязей государства и бизнеса и пути их решения.
34. Организация сотрудничества государства и бизнеса в дореволюционной России.
35. Особенности привлечения частного капитала в России в двадцатые годы ХХ века.
36. Особенности организации современного сотрудничества государства и бизнеса в РФ.
37. Организация государственно-частного партнерства в зарубежных странах в конце ХХ-начале ХХI вв.
38. Особенности организации ЧГП в США, Великобритании, Германии и других странах.
Тестовые задания
1. Коммерческие организации, их союзы (ассоциации) как субъекты политических отношений могут:
а) избирать и быть избранными;
б) участвовать в управлении делами государства;
в) направлять финансовые пожертвования в избирательные фонды кандидатов;
г) принимать участие в митингах, шествиях, демонстрация и др.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления регулируют сферы экономики и предпринимательства путем:
а) невмешательства в процессы самоурегулирования;
б) установления правил лицензирования, сертификации, стандартизации и др.;
в) оказания публичных услуг населению в сфере обороны и безопасности;
г) управления государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
3. Органы государственной власти и местного самоуправления могут делегировать субъектам экономической деятельности функции или отдельные процессы, связанные с их реализацией, в форме:
а) создания (приобретения) юридического лица частного права;
б) публичного аутсорсинга, т.е. без государственного участия в их уставном капитале;
в) продажи публичной функции на аукционе;
г) передачи государственного и муниципального имущества частным лицам.
4. Частно-государственное партнерство – это:
а) объединение работодателей, работников и государства;
б) самоуправляемое объединение граждан, имеющее целью удовлетворения их потребностей;
в) объединение публичного и частного капиталов для создания общественно-полезных объектов;
г) привлечение государством частных инвесторов для реализации целевых программ.
5. Субъектами частно-государственного партнерства в России могут являться:
а) Инвестиционный фонд РФ;
б) банки;
в) некоммерческие организации;
г) профсоюзы.
6. Экономико-правовыми механизмами социальной ответственности бизнеса являются:
а) социальный заказ;
б) благотворительность;
в) волонтерство;
г) тендеры с социальными обязательствами
7. Социальный заказ заключается в форме:
а) гранта;
б) муниципального или государственного контракта;
в) договора арены;
г) протокола конкурса.
8. Лица частного права могут привлекаться к оказанию публичных услуг в форме:
а) участия в образовании коммерческой организации;
б) публичного аутсорсинга;
в) включение их в саморегулируемую организацию;
г) включение их в государственную корпорацию.
9. Правовыми формами представительства интересов субъектов экономической деятельности в органах публичной власти являются:
а) коррупция;
б) рейдерство;
в) участие в консультативных и совещательных органах;
г) право на обращение.
10. Лоббистами могут быть признаны:
а) чиновники;
б) некоммерческие организации;
в) коммерческие организации;
г) союзы (ассоциации) некоммерческих организаций.
11. Результатом лоббистской деятельности является:
а) доведение информации до должностного лица;
б) принятие публично-властного решения в интересах лоббиста и (или) клиента;
в) взятка;
г) получение информации от органа власти.
12. Правовыми ограничениями «грязного» лоббизма могут являться:
а) раскрытие конфликта интересов;
б) правила этики поведения должностных лиц;
в) усиление государственного вмешательства в экономические процессы;
г) механизмы декларирования благосостояния чиновников.
13. К лоббистским технологиям относятся:
а) механизмы взаимодействия субъектов в законодательном процессе;
б) рассылка экспертной информации чиновникам перед обсуждением решения;
в) использование лоббистом ораторских способностей;
г) организация публикаций в СМИ «нужной» точки зрения.
|