Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТРУД ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЭНЕРГИИ




[...] В начале нашей статьи мы уже сказали, что на­стоящая работа есть не более как введение к более подроб­ному и фактическому рассмотрению поставленных здесь вопросов. Поэтому было бы несправедливо требовать от нас уже теперь окончательных выводов. Тем не менее мы в нескольких возможно коротких положениях желаем представить то направление, в котором, по нашему мне­нию, должны будут рассматриваться отношения, суще­ствующие между трудом человека и распределением энергии на земной поверхности.

1) Общее количество энергии, получаемое поверх­ностью земли из ее внутренности и от солнца, постепен­но уменьшается. В то же время общее количество энер­гии, накопленное на земной поверхности и находящееся в распоряжении человечества, постепенно увеличивается.

2) Увеличение это происходит под влиянием труда человека и домашних животных. Под именем полезного труда мы понимаем всякое потребление механической и психической работы человека и животных, имеющее результатом увеличение бюджета превратимой энергии на земной поверхности.

3) Человек обладает известным экономическим экви­валентом, который уменьшается по мере того, как по­требности человека возрастают.

4) Производительность труда человека увеличивается по мере уменьшения его экономического эквивалента, и с развитием его потребностей большая часть их удовлет­воряется трудом.

5) Производительность труда человека значительно увеличивается потреблением этого труда на превращение

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 35, стр. 109.

494


низших родов энергии в высшие, напр, воспитанием ра­бочего скота, устройством машин и пр.

6) Применение солнечной энергии в качестве непо­средственного двигателя и приготовление питательных веществ из неорганических материалов являются глав­ными вопросами, стоящими на очереди для продолжения наивыгоднейшего накопления энергии на земле.

7) Пока каждый человек может обладать суммой тех­нической работы, превышающей в столько раз его собст­венную, во сколько раз знаменатель его экономического эквивалента больше своего числителя, до тех пор сущест­вование и размножение людей обеспечено, так как меха­ническая работа всегда в каком-либо отношении может быть выражена в питательных веществах и прочих сред­ствах удовлетворения человеческих потребностей.

8) Границей этому закону является только абсолютное количество энергии, получаемой от солнца, и неоргани­ческих материалов, находящихся на земле.

9) Действия, имеющие результатом явления, противо­положные труду, представляют расхищение энергии, т. е. увеличение количества энергии, рассеиваемой в про­странство.

10) Главной целью человечества при труде должно быть абсолютное увеличение энергийного бюджета, так как при постоянной его величине превращение низшей энергии в высшую скоро достигает предела, далее кото­рого оно не может идти без излишних потерь на рассея­ние энергии (стр. 210—211).


ФРАНКО

Иван Яковлевич Франко (1856—1916) — выдающийся украин­ский писатель, ученый и общественный деятель, революционер-де­мократ. Родился в семье кузнеца, обучался в дрогобычской гимна­зии и на философском факультете Львовского, а позднее Черновиц­кого университетов. В 1893 г. защитил докторскую диссертацию в Венском университете. Наследие И. Франко огромно и разнооб­разно. Он явился наиболее значительным поэтом-новатором в украинской литературе послешевченковского периода, велик вклад его в развитие филологических наук, этнографии, истории. В художественном творчестве, многочисленных публикациях, по­священных проблемам философии, социологии, зтики, эстетики, атеизма, Франко предстает как оригинальный мыслитель.

Мировоззрение И. Франко формировалось в условиях нараста­ния освободительного движения трудящихся масс против социалъ-

495


(1, VII, стр. 54-55).


кого и национального гнета. Восприняв лучшие традиции передо­вой русской и украинской революционно-демократической мысли, И. Франко под влиянием рабочего движения и знакомства с мар­ксизмом развивает дальше революционно-демократические и ма­териалистические традиции Т. Г. Шевченко, Н. Г. Чернышевского

и др. И. Франко изучал и по­пуляризировал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Ему принадлежит перевод 24-го раздела I тома «Капитала» К. Маркса и раздела ив «Анти-Дюринга» Ф. Энгельса (при жизни И. Франко не удалось осуществить издание этих пе­реводов). Обосновывая идеи материализма и диалектики, И. Франко широко использо­вал новейшие достижения естественных наук. На этой основе он подвергает критике различные идеалистические, агностические концепции..

Социологическим воззре­ниям И. Франко присущи зна­чительные элементы материа­листического понимания исто­рии. Однако И. Франко не ви­дел глубокого качественного отличия марксистской филосо­фии от иных философских, со­циологических учений. Онне сумел понять сущности рево­люционного переворота, совер­шенного К. Марксом и Ф. Энгельсом в философии.

Настоящая подборка составлена автором данного вступитель­ного текста В. С. Горским по изданиям: 1) И. Франко. Сочи­нения в 10 томах. М., 1956—1959; 2) I. Франко. Вибрат сус-тлъно-полгтичт i фглософсъкг твори. Кшв, 1956. Перевод фраг­ментов из работы И. Франко «Наука и ее отношение к трудящимся классам» с украинского языка для данного издания осуществлен В. С. Горским.

EXCELSIOR!» КАМНЕЛОМЫ

Я видел странный сон. Как будто предо мною Простерлись широко пустынные края, А я, прикованный железной цепью злою, Стою под черною гранитною скалою, А дальше — тысячи таких же, как и я. Невзгоды каждому чело избороздили, Но взгляд у каждого горит любви огнем,

496


А цепи руки нам, как змеи, всем обвили И плечи каждого из нас к земле склонили, Ведь все мы на плечах тяжелый груз несем.

У каждого в руках железный тяжкий молот, И, как могучий гром, с высот к нам клич идет: «Ломайте все скалу! Пусть ни жара, ни холод Не остановят вас! Пусть жажда, труд и голод Обрушатся на вас, но пусть скала падет!»

Мы встали как один, и, что б нам ни грозило, В скалу врубались мы и пробивали путь. Летели с воем вниз куски горы сносимой; Отчаянье в те дни нам придавало силы, Стучали молоты о каменную грудь.

Как водопада рев, как гул войны кровавой,

Так наши молоты гремели много раз,

И с каждым шагом мы врубались глубже в скалы,

И хоть друзей в пути теряли мы немало,

Но удержать никто уже не смог бы нас!

И каждый знал из нас, что славы нам не будет, Ни памяти людской за этот страшный труд, Что лишь тогда пройдут дорогой этой люди, Когда пробьем ее и выровняем всюду И кости наши здесь среди камней сгниют.

Но славы этой мы совсем и не желали,

Себя героями никак не назовем.

Нет, добровольно мы свои оковы взяли,

Рабами воли мы, невольниками стали,

Мы камнеломы все — и к правде путь пробьем.

И все мы верили, что нашими руками Скалу повергнем в прах и разобьем гранит: Что кровью нашею и нашими костями Отныне твердый путь проложим, и за нами Придет иная жизнь, иной день прогремит.

И знали твердо мы, что где-то там на свете,

Который нами был покинут ради мук,

О нас грустят отцы, и матери, и дети,

Что всюду лишь хулу порыв и труд наш встретил,

Что недруг нас клянет и ненавидит друг.

Мы знали это всё. Не раз душа болела. И горя злой огонь нам сердце обжигал; Но ни печаль, ни боль израненного тела И ни проклятья нас не отвлекли от дела — И молота никто из рук не выпускал.

И так мы все идем, единой волей слиты,

И молоты несем, пристывшие к рукам.

Так пусть мы прокляты и светом позабыты!

Но к-правде путь пробьем, скала падет, разбита,

И счастье всех придет по нашим лишь костям

497


УВЯДШИЕ ЛИСТЬЯ

Душа бессмертна! Жить ей бесконечно! Вот дикая фантазия, достойна Она Лойолы или Торквемады! Мутится разум, застывает сердце. [...]

Ведь что есть дух? Он создан человеком Из ничего, в любой стране, эпохе, Дал человек ему свое подобье Затем, чтоб сотворить себе тирана.

Одно лишь безначально, бесконечно, Материя — она живет и крепнет: Ее один могущественней атом, Чем боги все, все Ягве 2 и Астарты 3.

В пространства бесконечном океане Встречаются там-сям водовороты, Они кружатся, бьются и клокочут, И все они — планетные системы.

В пучине этой волны — все планеты, В них пузырьков ничтожных миллиарды, И в каждом что-то видится неясно, Меняется, взбухает — до разрыва.

Всё это — наши чувства, наши знанья, Ничтожный шар в материи пучине. С их гибелью водоворот утихнет, Чтоб закружиться снова, в новом месте.

Круговорот бесцелен, безначален Всегда и всюду; звезды и планеты, Вплоть до бактерий или инфузорий, Идут по одинаковой дороге.

Лишь маленькие пузырьки людские, Вобравшие в себя кусок пучины, Мечтают, мучаются и стремятся Вместить в себя вселенной бесконечность.

Они ее себе уподобляют, Дают ей облик, сходный с человечьим, Потом они пугаются, как дети, Созданий своего воображенья.

Я не дитя, я не боюсь видений, Я только узник в этом доме пыток, Душа моя на волю жадно рвется, В материю обратно хочет кануть.

Стремится бедный пузырек взорваться И погасить больную искру — разум И ничего из свойств людских не хочет С собою взять, спасаясь в бесконечность

(1, VII, стр. 285—287). 498


ПИСЬМО К О. РОШКЕВИЧ

Львов, 20 сентября 1878 [г.]

[...] Главные вопросы, от которых может в данном слу­чае зависеть тот или иной поворот в нашей жизни, — это: 1) экономические, 2) политические, 3) религиозные, 4) социальные, 5) сугубо практические, то есть касаю­щиеся повседневной нашей жизнедеятельности. Я хочу тебе здесь вкратце ответить на эти вопросы и дать, так сказать, о каждом из них мое profession de foi4.

1) Я убежден, что в экономическом положении народа заключается главная основа его жизни, развития, про­гресса. Если экономическое положение народа плохое, то говорить о прогрессе, науке — пустая болтовня. Я убеж­ден, что теперешнее экономическое положение всех куль­турных народов во многих отношениях очень плохое, и главным образом по причине имущественного неравен­ства и резкого деления на касту богатых, которые только и пользуются благами культуры и науки, и касту бедня­ков, которых каждый новый шаг вперед только еще боль­ше душит. Такое экономическое положение не может быть ни вечным, ни неизменным. Возникшее в ходе истори­ческого развития, оно обязательно должно умереть, усту­пая место другому, более совершенному и справедливому, более человечному. Я убежден, что великая всемирная ре­волюция постепенно разрушит теперешний порядок и установит новый. Под словом «всемирная революция» я не подразумеваю всемирный бунт бедняков против бога­чей, всемирную резню; так могут понимать революцию только всемирные рутенцы5, плосколобы6 да полицей­ские, которым, например, невдомек, что изобретение па­ровых машин, телеграфа, фонографа, телефона, электри­ческих машин и т. п. произвело в мире, кто знает, едва ли не большую революцию, чем вся кровавая француз­ская революция. Под словом «революция» я понимаю именно большой ряд подобных культурных, научных и политических фактов, будь они кровавые или нет, кото­рые изменяют все основы и прежние понятия и повора­чивают все развитие данного народа совсем на иной • путь. Кто после этого говорит о «будущей социальной революции» — тот предъявляет свидетельство собственно-

499


го убожества, показывая, что не разбирается в самом поня­тии революции. Социальная революция началась уже с того момента, когда французская революция дала власть капиталистам, вырвав ее из рук родовой аристо­кратии. С первой же минуты своего владычества капита­листы борются с новой революцией, против которой блед­неют все факты и битвы, отмеченные когда-либо историей. Однако капиталисты борются подобно тому, как боролся черт с богом в гетевском «Фаусте», — желая творить зло — творил добро; так же точно и капиталисты, несмот­ря на свое упорство, каждым своим словом, делом, по­ступком только помогают осуществлению дела великой революции. Капиталистическая революция 1789 года ока­залась такой кровавой не потому, что каждая революция должна быть такой, а потому, что тирания господствовав­шей аристократии и духовенства не допускала распрост­раняться просвещению, которое только одно и могло смяг­чить страшный взрыв, в то время как другие причины: бедность, эксплуатация и т. д. — ускорили этот взрыв. Я убежден, что последний акт великой социальной рево­люции будет тем мягче, а тем самым и разумнее, глубже проведен, чем больше смогут просвещение и наука объяс­нить массам рабочего люда цель и средства всего дела. Отсюда встает простая задача перед каждым, кто при­знает и принимает душой эту мысль целиком: стараться смягчить последний революционный кризис распростра­нением здоровых и правдивых понятий. Как будет выгля­деть грядущий социальный строй — ныне сказать нельзя, да это и неважно. Наука выдвигает лишь одно основное положение: продуктивный капитал, то есть земля, маши­ны и все орудия производства, сырье и фабрики, должен быть общей, общественной собственностью. Общества со­стоят между собой в тесных, дружеских (федеративных) отношениях, каждое избирает свое управление, которое распоряжается хозяйственными делами. Плоды труда целиком принадлежат трудящимся. Это главные, основ­ные идеи, принятые теперешней экономической наукой за цель, к которой постепенно должна вести экономиче­ская реформа (1, X, стр. 500—502).

500










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...