Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА' В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Гигиеническое воспитание детей Привитие детям гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание детей имеет целью привитие им гигиенических навыков и сообщение элементарных знаний, обосновывающих эти навыки. Одно из обязательных условий эффективности такого воспитания—санитарно-гигиеническая организация среды, постоянный пример со стороны взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей. Гигиенические навыки' должны воспитываться с самых ранних лет и постепенно превращаться в устойчивую привычку. В основном они сводятся к поддержанию чистоты кожных покровов, полости рта, к соблюдению чистоты и аккуратности в одежде и посгельных принадлежностей, чистоты и порядка в комнате, на рабочем месте ребенка, в шкафах с книгами, игрушками и проч. Хорошее усвоение гигиенических навыков требует соответствующих условий. Так, необходимо иметь: индивидуальные предметы туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта), хранящиеся в определенном, доступном для ребенка месте; стеллажи и шкафы для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; приспособления для вытирания ног (мат, тряпка), щетки для чистки обуви и одежды, что должно находиться в передней или вестибюле. Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др. Надо разъяснять им в доступной форме значение того или иного гигиенического правила, а также плохих последствий, которые могут возникнуть при его нарушении. Воспитание гигиенических навыков должно проводиться так, чтобы вызывать у детей положительные эмоции, в частности во время игры, прогулки, при чтении соответствующих рассказов, сказок. Большое значение имеет сознательное отношение к задачам гигиенического воспитания и активная помощь родителей и технического персонала детского учреждения. 283 88. Санитарно-просветительная работа Санитарно-просветительная работа с родителями. Работа с родителями, направленная на повышение гигиенических знаний по уходу и воспитанию детей, должна проводиться в дошкольных учреждениях по специально разработанному плану, в необходимых случаях и сверх плана, например при появлении в дошкольном учреждении инфекционных заболеваний, при проведении профилактических прививок, закаливающих процедур и пр. При поступлении ребенка в детское учреждение после предварительного знакомства с ним и его медицинского обследования следует провести беседу с родителями (санитарно-просветительный инструктаж). Обычно это делает врач или медицинская сестра в присутствии воспитателя, в группу которого поступает ребенок. Родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, подчеркивая необходимость соблюдения дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, и закрепления прививаемых ребенку гигиенических навыков. Если лекции проводятся главным образом врачом или заведующей и приурочиваются к родительским собраниям, когда собирается большая аудитория, то беседы должны в основном проводить воспитатели, чаще с небольшой группой или отдельными родителями при приеме и выдаче детей, при посещении детей на дому, когда воспитатель знакомится с бытовыми условиями семьи. Если родители нарушают санитарно-гигиенические правила, воспитатель должен разъяснять необходимость их соблюдения и регулярно проверять, соблюдаются ли они в дальнейшем. Всякое запланированное выступление требует предварительной подготовки. Надо по каждой санитарно-просветительной теме заранее составить план или перечень основных вопросов в той последовательности, в какой воспитатель предполагает их излагать во время лекции или беседы. План этот надо проконсультировать с врачом, обслуживающим детское учреждение. Беседы и лекции не следует читать по написанному: они должны быть непринужденными, доступными, без излишних иностранных слов или научных терминов. Для лучшей наглядности во время бесед и лекций хорошо демонстрировать муляжи, макеты, рисунки, плакаты, таблицы и пр., пользоваться проекционными фонарями, эпидиаскопами или фильмоскопами. Санитарно-гигиенический уголок. В вестибюле (приемной) дошкольного учреждения желательно оформить специальный санп-тарно-гигиенический уголок. Здесь на отдельном столике можно разложить соответствующие памятки, листовки, брошюры, журналы: повесить лозунги и плакаты, санитарную стенную газету, доску вопросов и ответов. 284 Здесь медицинский персонал, заведующая, воспитатели могут регулярно проводить беседы и с родителями, и с техническим персоналом. Для лучшего оформления уголка можно использовать выставочные диапозитивы, которые помещаются в специальных деревянных конструкциях (вертушках), освещенных изнутри, а также диапозитивы в ширмочках, которые располагают на подоконниках. В стенных газетах, бюллетенях желательно главным образом использовать местный материал, освещать те или иные конкретные примеры из жизни данного дошкольного учреждения, Вопросы: 1. Какие гигиенические навыки следует прививать детям в дошкольных учреждениях, какое значение они имеют для ребенка? 2. Какие условия необходимо соблюдать при привитии гигиенических навыков детям? 3. Какие задачи преследует санитарно-просветительная работа с родителями? 4. Какие средства следует использовать при проведении санитарно-просветительной работы с родителями? Задание: Пронаблюдать, какие методы и средства используются в дошкольном учреждении для привития гигиенических навыков детям и санитарно-просветительной работы с родителями. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............... 3 Клеточное строение и развитие организма ..... 4 (1. Клетки и ткани . .......... — 2 Ткани ............... 6 3 Рост и развитие ........... 8 Двигательный аппарат .......... 11 4. Общий обзор скелета человека ........ — 5 Свойство и развитие костной ткани ...... 16 6. Развитие скелета человека .,...,... 20 7 Скелетные мышцы ............ 22 8 Работа мышц ............. 24 ^ Развитие мышц у ребенка ......... 27 10 Развитие основных свойств двигательного аппарата . . 31 11 Развитие правильной осанки ......... За Нервная система ............ 41 12 Общий обзор строения и функций нервной системы . . — 13 Проведение возбуждения в нервной системе .... 46 14. Координация функций организма ........ 4) 15 Развитие нервной системы .......... 53 4^Высшая нервная деятельность ........ 57 Ч^Условные рефлексы и их образование ...... — |7/ Торможение условных рефлексов .... ... 62 То Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий ............... 64 19. Изучение условных рефлексов у человека ..... 66 20 Особенности высшей нервной деятельности детей ... 68 21. Развитие речи .......... . , 72 2.2. Обобщение и различение комплексных раздражителей . . 75 gjl/типы высшей нервной деятельности ....... 77 2^' Сон и его физиологическое значение ...... 79 25. Гигиеническая организация сна ....... .83 '•^ 26. Утомление и борьба с ним ......... 85 27. Режим в дошкольных учреждениях ..... .89 28. Гигиенические требования к проведению занятий и игр . 90 29. Детская нервность ............ 94 Анализаторы ............. 99 30. Общие закономерности функций анализаторов .... — "31. Кожный анализатор ........... 103 32. Внутренние анализаторы ......... .-^ 106 33. Обонятельный и вкусовой анализаторы.... ,/'' . 108° 34. Слуховой анализатор ........ •^•' • 112 35. Развитие слухового анализатора. Гигиена слуха /. . .113 36. Строение и развитие глаза . . . . . /:' . . .116 37. Светопреломляющий аппарат глаза . . у • . . .118 38. Дальнозоркость и близорукость . . . '. . . . .120 39 Восприятие света и цвета .... .4 . . .- • .124 40. Пространственное зрение . . . •/ • • • * • .127 41. Гигиена зрения . . . . . /. ..... 130 6. Кровеносная система . . . • /. . . . . • .135 42. Значение кровеносной системы ./...,...—' А. Кровь . . . . . . / . . . . . . l . 137 43. Состав крови . . . . , f. . ...... — 44. Возрастные особенности' крови у. . . . . . . . 142 45. Антигены и антитела .../........ 145 46. Иммунитет....../....•••• J^\ Б. Кровообращение.. .1. . . . . . . . \lj^y 47. Сердце и его работа . .I . . . . . . . . — 48. Возрастные особенности строения и работы сердца . . 152 49 Движение крови по сосудам у . . . . . . . 158 50. Регуляция кровообращения /....,.... 162 51. Тренировка сердца . . /. ........ 165 7. Органы дыхания . . . . . . . • • • . • 169 52. Строение органов дыхания ......... — 53. Дыхательные движения .......... 1Z2 54. Развитие органов дыхания , . . . . г ^« . . ^Ъ 55. Голос и речь ............. Г8Т 56. Значение правильного дыхания ....*... 183 57. Воздушный режим дошкольных учреждений . . . . . 185 Пищеварение ............. 189 58 Поступление пищи в пищеварительный 1ракт .... — 59. Переваривание пищи . . . . . . . . . . . 192 60. Работа органов пищеварения в целом ...... 196 61. Возрастные особенности строения и работы органов пищеварения . , . . . . . . . . . . . . . 197 9. Питание . . . . . . . . . . . . . . • 201 62. Обмен веществ и энергии в организме ...... — 63. Витамины . . __ . . . . . . у . . . . 205 64. Энергетическая с^ря1йга~вб*<еяа._ннормы питания . . . 208 65. Физиолого-гигиенические основы бргаЯтгващпп питания . . 213 66. Вскармливание грудных детей . . . "n^ .... 215 67. Организация питания детей от 1 года до 7 лет .... 219 68. Желудочно-кишечные заболевания у детей . . . . . 221 69 Гигиена питания ............ 227 Органы выделения ........... 223— 70. Образование мочи . . . ^ . ........ — 71. Выведение мочи из организма ........ 232 Железы внутренней секреции ........ 235 72 Гормональная регуляция функций организма .... — 73. Внутренняя секреция растущего организма ..... 239 Половые железы ............ 240 74. Мужские и женские половые органы ....... — •>»• 13. Кожа .............. 243 75. Строение и функции кожи ......... — 76. Поражения кожи при различных заболеваниях . ^. . 246 77. Гигиена кожи и одежды .......... 249 Закаливание детского организма ........ 255 78. Основы закаливания ........... — 79. Средства закаливания ........... 257 Инфекционные заболевания ......... 263 80. Общие сведения о заразных болезнях и борьбе с ними . — 81. Острые инфекционные заболевания ....... 265 82. Хронические- заразные заболевания ....... 270 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 152. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |