Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специальность 31.08.57 Онкология




 

Факультет хирургический

 

Кафедра онкологии

 

 

Курс 2                                             Семестр 3

                                                        Зачет − 3 семестр

 

Лекции − 2 часа

Практические занятия − 17 час

Семинары – 8 часов

 

Всего часов аудиторной работы – 27 часов

 

Самостоятельная работа (внеаудиторная) − 9 часов

 

Общая трудоемкость дисциплины –36 часов / 1 зач. ед.

 

 

2015


Составители рабочей программы:

Беляев Алексей Михайлович, заведующий кафедрой онкологии, доктор медицинских наук, профессор;

Рогачев Михаил Васильевич, доцент кафедры онкологии, кандидат медицинских наук, доцент.

 

Рецензенты:

Семиглазов Владислав Владимирович, заведующий кафедрой онкологии ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор

 

Ивануса Сергей Ярославович, начальник кафедры и клиники общей хирургии, главный нештатный онколог ФГБВОУ ВПО «ВМА им. С. М. Кирова» Минобороны России, доктор медицинских наук, профессор

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры онкологии

« 21 » апреля 2015 г., протокол № 6

 

Заведующий кафедрой, проф. ___________________ /Беляев Алексей Михайлович/

СОГЛАСОВАНО:

 

с отделом образовательных стандартов и программ «____» _____________ 2015 г.

 

Начальник ООСП _________________ /Михайлова Ольга Антоновна/

 

 

Одобрено методическим советом хирургического факультета

«____» _____________ 2015 г.

 

 

Председатель, проф. _________________ /Глушков Николай Иванович/

 

 


1. Цели и задачи дисциплины:

Цель:практическая подготовка, систематизация, обновление, расширение знаний по радиотерапии, необходимым специалисту при выполнении профессиональных обязанностей по специальности «Онкология».

Задачи:формирование базовых медицинских знаний по радиотерапии; подготовка врача-онколога, обладающего навыками радиотерапии.

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП):

Дисциплина «Радиотерапия» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины» основной профессиональной образовательной программы ординатуры Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГСО ВО) по специальности 31.08.57 Онкология.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующей дисциплиной:

Дисциплина ОНКОЛОГИЯ

Знания:

- основ организации онкологической помощи населению, отчетности и анализа деятельности онкологических учреждений, принципов медико-социальной экспертизы и реабилитации онкологических больных, вопросов этики и деонтологии в онкологии, правовых вопросов онкологической службы;

- принципов организация онкоморфологических исследований, направлений деятельности онкоморфологического подразделения (отдела, отделения, лаборатории) онкологического учреждения, структуры онкоморфологической службы, организации прижизненного морфологического (гистологического) и цитологического исследований опухолей, принципов патологоанатомического исследования умéрших, методов клинико-анатомического анализа летальных исходов;

- основ онкоморфологии, элементов общей онкоморфологии, патологической анатомии опухолей и опухолеподобных процессов, форм роста и распространения опухолей, гистогенетического принципа построения классификации злокачественных опухолей;

- основ теоретической и экспериментальной онкологии, биологии нормальной и опухолевой клеток, этиологии опухолевого роста, понятия об онкогене, канцерогенеза на уровне клетки и органа;

- принципов и объема диагностических исследований в онкологии, этапов и алгоритма диагностики онкологического заболевания, нозологической диагностики первичного опухолевого заболевания, оценки степени распространения опухолевого заболевания, принципов формулирования клинического диагноза в онкологии;

- методов лабораторной диагностики в онкологии: исследования крови и мочи, исследования костного мозга;

- методов инструментальной диагностики в онкологии: рентгенологических методов исследования, ультразвукового исследования, радионуклидной (изотопной) диагностики, эндоскопической диагностики, методов функциональной диагностики, методов цитологического и гистологического исследования опухолей;

- принципов хирургического лечения опухолей, диагностических хирургических вмешательств в онкологии, возможностей лечебных операций в онкологии;

- принципов лучевой терапии злокачественных опухолей;

- принципы лекарственной терапии злокачественных опухолей: химиотерапии, гормональной терапии, биотерапии, таргетной терапии, терапии, улучшающей качество жизни онкологических больных;

- ургентных состояний в онкологии: синдрома сдавления верхней полой вены, синдрома распада опухоли, синдрома компрессии спинного мозга (СКСМ), гиперкальциемии, фебрильной нейтропении, кровотечений при злокачественных опухолях органов грудной и брюшной полостей, нарушений проходимости желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей, патологических переломы костей;

- болевого синдрома у онкологических больных и принципов паллиативной медицинской помощи;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения опухолей головы и шеи и реабилитации онкологических пациентов после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения опухолей средостения, легких и плевры, пищевода и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения опухолей желудка, билиопанкреатодуоденальной области, печени, гастроинтестинальных стромальных опухолей, опухолей тонкой и толстой кишки, нейроэндокринных опухолей желудочно-кишечного тракта и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения забрюшинных внеорганных опухолей и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения опухолей шейки и тела матки, придатков матки и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения опухолей почки, мочевого пузыря, предстательной железы, яичка, полового члена и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения доброкачественных опухолей молочной железы, рака молочной железы и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения эпителиальных, меланоцитарных и неэпителиальных опухолей кожи и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения опухолей костей, мягких тканей и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения опухолей кроветворной системы и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения опухолей центральной нервной системы и реабилитации онкобольных после лечения;

- возможностей профилактики, диагностики, лечения опухолей у детей и реабилитации онкобольных после лечения.

Умения:

- анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом возможность дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности;

- проводить анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы диагностики и лечения онкологических заболеваний для профилактики осложнений;

- оформлять учетную и отчетную документацию в онкологическом учреждении;

- проводить профилактику онкологических болезней;

- ставить диагноз онкологического заболевания на основании результатов лабораторных и инструментальных исследований;

- назначать онкологическим больным адекватное (лекарственное, лучевое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, использовать алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии онкологического заболевания;

- купировать ургентные состояния у онкологических больных;

- купировать болевой синдром у онкологических пациентов;

- проводить реабилитационные мероприятия онкологическим пациентам.

Навыки:

- организации онкологической помощи населению, оформления отчетности и анализа деятельности онкологических учреждений, проведения медико-социальной экспертизы и реабилитации онкологических больных;

- проведения и интерпретации результатов опроса, физикального осмотра, клинического обследования, данных современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала;

- ведения медицинской карты стационарного больного;

- работы с медико-технической аппаратурой в онкологическом учреждении;

- оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии онкологических заболеваний у взрослого населения и детей;

- постановки диагноза онкологического заболевания на основании результатов лабораторных и инструментальных методов исследования и с учетом законов течения патологии;

- выявления у онкологических пациентов основных патологических симптомов и синдромов и постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) онкологического заболевания с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ);

- выполнения основных диагностических и лечебных мероприятий при неотложных и угрожающих жизни состояниях у онкологических больных;

- выполнения основных лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и детей, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход; своевременного выявления жизнеопасных нарушений (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использования методик их немедленного устранения, осуществления противошоковых мероприятий;

- назначения онкологическим больным адекватного (лекарственного, хирургического и лучевого) лечения в соответствии с выставленным диагнозом, алгоритма выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии онкологического заболевания;

- изучения научно-медицинской информации, отечественного и зарубежного опыта по онкологической патологии;

- участия в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования в онкологической практике.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций[6]:

№ п/п

Номер / индекс компетенции

Содержание

компетенции

В результате изучения учебной дисциплины

обучающиеся должны:

Знать Уметь Владеть Оценочные средства[7]
1 2 3 4 5 6 7
1. УК-1 Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Основные виды и формы мышления. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию. Использовать полученные знания в научных исследованиях и практической деятельности. Уметь выразить мысли словами. Специальной терминологией. Навыками анализа и логического мышления интерпретирования полученных результатов научных исследований, постановке диагноза у онкологических больных Собеседование
2. УК-2 Готовность к управлению коллективом онкологического подразделения, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия у персонала и пациентов Законодательную базу (нормативно-правовые документы), должностные и функциональные обязанности в соответствии с профессиональной деятельностью в области онкологии Применять базовые навыки управления при организации работы в соответствии с должностными обязанностями врача, среднего и вспомогательного персонала онкологических учреждений Основными методами организации лечебно-диагностического процесса в онкологии, технологиями управления коллективом Собеседование
3. УК-3 Готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения Научно-медицинс­кую информацию и информацию, полученную из различных источников по различной тематике. Современные тенденции развития медицинской науки в области онкологии. Основы логики и анализа, принципы ведения дискуссий и полемики. Элементы педагогики и психологии. Содержание программ ВО и ДПО по специальности «Онкология», теоретические и практические вопросы специальности. Самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой по онкологии. Использовать отечественный и зарубежный опыт по тематике. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; дискутировать и полемизировать в процессе педагогической и научно-практической деятельности. Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности. Медико-функциональным понятийным аппаратом. Навыками изложения самостоятельной точки зрения. Принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Собеседование
4. ПК-6 Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании онкологической медицинской помощи Структурные и функциональные основы нормы и патологии в онкологической практике, причины, основные механизмы развития онкологического заболевания. Понятия, морально-этические нормы, основные положения проведения экспертизы нетрудоспособности. Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды в норме и при патологических процессах. Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики онкологических заболеваний. Порядок и методы обследования пациентов онкологического профиля. Критерии оценки состояния органов и систем организма. Порядок оформления медицинской документации онкологического больного. Схему обследования онкологического больного. Показатели лабораторно-инст­рументальных исследований онкологических больных в норме и патологии. Анализировать отклонения функциональных возможностей тканей и органов в онкологической практике от нормы. Обследовать онкологического больного, используя основные и дополнительные методы исследования. Оформить медицинскую документацию онкологического больного. Интерпретировать результаты обследования. Анализировать и оценивать качество медицинской, онкологической помощи. Мануальными навыками в консервативной, оперативной и восстановительной онкологии. Методами комплексной терапии и реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями с учётом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии. Алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий. Навыками интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста. Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях. Собеседование
5. ПК-9 Готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих Основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения. Проблемы онкологической настороженности у лиц, связанным с профессиональными вредностями. Организацию врачебного контроля состояния здоровья населения. Проводить с больными и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Пропагандировать здоровый образ жизни. Проводить работу по пропаганде здоровья, нап­равленную на предупреждение наследственных и врожденных онкологических заболеваний. Методами организации первичной профилактики онкологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе, к отказу от вредных привычек, влияющих на онкологическую заболеваемость. Собеседование
6. ПК-10 Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях Основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения; основы страховой медицины в Российской Федерации, структуру современной системы здравоохранения Российской Федерации; особенности работы врача-онколога при заключению договоров на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования с пациентами, с любыми предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном законом порядке; структуру и оснащение онкологических кабинетов и отделений поликлиники и стационара; санитарно-гигиенические требования к организации медицинских организаций онкологического профиля; основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной онкологической помощи населению, современные организационные формы работы и диагностические возможности поликлинической онкологической службы Анализировать и оценивать качество медицинской, онкологической помощи, состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи. Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях; оценками состояния онкологического здоровья населения различных возрастно-половых групп; методами диспансеризации в онкологии у детей и взрослых. Собеседование
7. ПК-11 Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды в норме и при патологических процессах; современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных. Анализировать и оценивать качество медицинской, онкологической помощи, состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи. Интерпретировать результаты обследования, вести медицинскую документацию различного характера в онкологических амбулаторно-поликлинических учреждениях. Методами общего клинического обследования детей и взрослых. Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста. Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских и онкологических организациях Собеседование

Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении ординаторов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

Все компетенции делятся на универсальные компетенции (УК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределены по видам деятельности выпускника.

 

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...