Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
IX. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Курс по выбору «Археология Юга России эпохи средневековья и Нового времени» является заключительным в череде спецкурсов, посвящённых археологии Юга России. Для изучения эпохи средневековья, несмотря на наличие значительного по объему корпуса письменных источников, большое значение имеют археологические материалы. В эпоху средневековья, особенно в пределах Юго-восточной Европы многие аспекты истории не нашли освещения в письменных источниках, и археология здесь выходит на первый план. В современной исторической науке наблюдается значительный интерес к средневековой археологии, поскольку в эпоху средневековья сформировались современные этнические общности, зародились государства, многие из которых существуют и в настоящее время, сформировалась различные культуры и религии. Поэтому археология этого периода очень актуальна и часто служит объектом спекуляций со стороны различных политических и националистических сил. Исследование средневековой археологии в какой-то степени легче, чем памятников других эпох, поскольку мы обладаем большим объёмом письменных и прочих источников, а памятники сохранились значительно лучше. С другой стороны, дать быстрые и однозначные ответы на вопросы археологи не в состоянии, что объясняется спецификой самого археологического материала. А есть проблемы, которые невозможно решить только на базе археологических данных. Всякий исследователь должен отдавать себе отчёт в ограниченных возможностях каждого из источников, в том числе и археологических. Также необходимо использовать особую методику синтеза разных видов источников, чтобы выводы, к которым приходит исследователь, были корректными. Это не значит, что осёдлого населения в степях не было. Как показывают археологические исследования, в южнорусских степях практически непрерывно существовало население, которое под влиянием кочевников и нашествий могло переселяться на окраины степи (в лесостепь, в предгорья Кавказа), но, как правило, между осёдлым населением и кочевниками выстраивалась система отношений, позволявшая им сосуществовать. Тем более что кочевники остро нуждались в продуктах земледелия и ремесла, которое им могли предоставить земледельцы. Изучению проблем средневековой археологии препятствуют мифы и историографические штампы. Так, кочевников часто рассматривали как хищников и разрушителей, отказывали культуре кочевников и ряда государств в высоких достижениях. Хазарский каганат привлёк особое внимание мифотворцев из-за государственного иудаизма. Примеров можно привести много, и на страницах пособия этому вопросу будет уделено особое внимание. Мы должны понимать, что история средневековья – очень сложна, и однозначной оценки произошедшим событиям дать невозможно и не нужно. Задача исследователя – изучить эту эпоху по всей совокупности имеющихся свидетельств, и предоставить результаты своей работы обществу. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «Археология Юга России эпохи средневековья и Нового времени» 5 зач.ед.; ак.ч всего: 54 в т.ч.: 18 лекций, 36 практич. и т.д. Преподаватели: доцент, к.и.н. Бойко А.Л., доцент к.и.н. Иванов А.А. Кафедра археологии и истории древнего мира Курс 1 , семестр 2 Направление подготовки (специальность): «Археология и история древнего мира»
|