Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ




История

 

Направленность (профиль) программы:

магистерская программа «Археология и история древнего мира»

 

 

_________________________________________________

 

Уровень образования:

Основная образовательная программа

Высшего образования

_________________________________________________

 

Форма обучения:

Очная

_________________________________________________

 

 

Ростов-на-Дону, 2017


Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 История, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____» _____________ 20_____ г. № _____

 

Составитель:

______________________                              к.и.н., Иванов А.А.

подпись                                                                                                  ФИО

«____» _____________ 20_____ г.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры археологии и истории древнего мира

«____» _____________ 20_____ г., протокол № _____

Заведующий кафедрой:

______________________             д.и.н., проф. Кияшко А.В

подпись                                                                          ФИО

«____» _____________ 20_____ г.

 

 




I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины.  Реализация учебной дисциплины «Археология Юга России эпохи средневековья и Нового времени» предполагает следующие цели:

1) ознакомление слушателей с историей и археологией Юго-Восточной Европы эпохи средневековья и Нового времени с целью выработки представлений о едином историческом процессе развития археологических культур от древности до эпохи средневековья

 2) на основе обширного исторического и археологического материала выработку у студентов представлений о закономерностях развития материальной культуры, а также исторического развития народов, населявших Подонье, Северный Кавказ, Крым и Восточное Причерноморье в эпоху средневековья и Новое временя.

3) ориентация студентов на практическое применение полученных знаний в ходе самостоятельной исследовательской работы.

Задачи:

– дать студентам систематическое представление о наиболее выразительных памятниках и археологических культурах эпохи средневековья и Нового времени в пределах Юго-Восточной Европы;

– познакомить студентов с проблемами хронологии и периодизации древностей эпохи средневековья и Нового времени;

– ввести студентов в курс современных представлений об особенностях материальной культуры народов Юго-Восточной Европы эпохи средневековья, особенностях планировки и устройства поселений эпохи средневековья и Нового времени, хронологии, погребальной обрядности населения Юго-Восточной Европы.

– дать студентам систематическое представление об истории изучения памятников эпохи средневековья и Нового времени,  современном состоянии проблем средневековой археологии, современных методах исследования памятников Юго-Восточной Европы в Новое время.

– выработать у студентов навыки анализа материалов эпох средневековья и Нового времени относящимся к культурам Юго-Восточной Европы;

Курс предполагает углубление специальных знаний студентов по дисциплине «археология», что позволит на более высоком научном и методическом уровне анализировать археологические источники средневековой и эпохи Нового времени, применять полученные знания в ходе самостоятельной исследовательской работы, как в полевых, так и в камеральных условиях.

 

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Археология Юга России эпохи средневековья и Нового времени» относится к циклу Б1.ДВ5 Дисциплины по выбору магистерской программы «Археология и история древнего мира» по направлению подготовки 46.04.01 История

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Археология Юга России»,«Археология эпохи палеометалла», «Археология античного времени Северного Причерноморья»:  «Охрана памятников культурного наследия и музейная археология».

Знания:

- истории, теории и методологии дисциплин, связанных с изучением материальных свидетельств прошлого;

- специфики вещественных источников эпохи средневековья и нового времени;

- современных методов археологических исследований;

- основных методологические концепции, применяемые в археологии;

- особенностей археологических реконструкций прошлого на основе памятников материальной культуры эпохи средневековья и Нового времени.

Умения:

- определять взаимосвязь и специфику археологии в соотношении с историей и другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами;

- извлекать из вещественных источников содержащуюся в них информацию о прошлом человеческого общества;

- дополнять исторические сведения о прошлом, данными об облике и тенденциях развития материальной культуры в условиях современного общества;

Умения:

- обладать представлениями об особенностях, возможностях и границах информативности источниковой базы относимой к памятникам материальной культуры;

- владеть основами методики самостоятельной работы с материалами формированию и функционированию системы охраны культурного наследия (познавательного, аналитического источниковедческого и историографического характера).

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Охрана памятников культурного наследия и музейная археология», «Актуальные проблемы исторического исследования».

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК-3

Способность к владению современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования

 

Знать: – историю становления и современную практику археологии как части общего исторического знания; – современную методики проведения археологических раскопок и наблюдений на различных типах территорий; –  технологию и приемы практической археологической деятельности
Уметь: – анализировать различные виды археологических источников; применять современные концепции и инструментарий археологии в практической работе с объектами культурного наследия
Владеть: – понятийным аппаратом археологии и смежных дисциплин; – основными технологиями и приемами практической археологической деятельности

ПК-7

Способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей

 

Знать: - роль археологии в изучении прошлого человечества;
Уметь: - научного анализа археологических и письменных источников в рамках реконструкции социально-политических и культурных процессов в изучаемом регионе в древности и средневековье;
Владеть: - умение интегрировать археологическую составляющую истории региона (Северное Причерноморье, Предкавказье, Нижнее Подонье, Нижнее Поволжье) в общемировую и евразийскую историю.

ПК-13

Способность к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений

Знать: - принципов документирования использования и охраны памятников истории и культуры
Уметь: - использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения исторического наследия
Владеть: -методики разработки проектной документации, оценки и контроля деятельности владельцев объектов культурного и природного наследия

ПК-14

Способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации

Знать: - основ современного законодательства в сфере охраны исторического и культурного наследия.
Уметь: - разрабатывать информационно-аналитические материалы для государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации
Владеть:  - использования методов научного исследования в осуществлении историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и государственных органов, и учреждений


IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов,

 в том числе _______ зачетных единиц ,_______часов на экзамен (при наличии)

Форма отчетности: зачет

(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)

4.1Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1 Модуль 1. Юго-Восточная Европа в эпоху Великого переселения народов (IV-VII вв.). 2 4 8   30 Реферат
2 Модуль 2.Юго-Восточная Европа в хазарскую эпоху и время ранних кочевников (VIII-XII вв.). 2 4 8   32 Контрольная работа
3 Модуль 3. Степи Восточной Европы в золотоордынский период (XIII-XV вв.). 2 4 8   32 Контрольная работа
4 Модуль 4. Археологические памятники Юга России исторического периода: от позднего средневековья к новому времени. 2 6 12   32 Эссе

Итого часов

  18 36   126  

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
2 Древности эпохи Великого переселения народов (IV-VII вв.). Конспект, реферат, подготовка доклада   30 Реферат Доп. литература
2 Хазарская эпоха Юго-Восточное Европы: городские и сельские поселения, крепости и замки. Конспект, подготовка и написание контрольной работы   32 Контрольная работа Доп. литература
2 Памятники эпохи средневековья на Нижнем Дону (эмирский город Азак и Азовский санджак в XIV-XVII вв.) Конспект, подготовка и написание контрольной работы   32 Контрольная работа Доп. литература
2 Археология южного провинциального города (XVIII-XIX вв.) Изучение дополнительной литературы, подготовка эссе   32 Эссе Доп. литература

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

126    

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 127.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...