Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прием «фокусировки» информации на одном образе




Эта техника применяется для запоминания достаточно большого количества однотипных сведений. Типичным примером такой информации может служить небольшая хронологическая таблица. Смысл фокусировки информации на одном образе в том, что запоминаемые сведения разбиваются на несколько частей, и каждая часть фиксируется на образе, выделенном из основного образа.

Центральный образ разбирается на части приемом выделения невидимых частей образа. К каждому выделенному подобразу привязывается начало цепочки опорных образов, на которых зафиксированы конкретные сведения. Собирающий образ лучше выбирать из часто встречающихся предметов (авторучка, телефон и т.п.) В качестве такого образа удобно использовать образ, выделенный методом Цицерона. В этом случае автоматически фиксируется последовательность информационных блоков. Рассмотрим эту технику на примере запоминания хронологической таблицы.

Запоминание хронологических таблиц

В качестве центрального образа возьмем образ шариковой авторучки. Она часто попадается на глаза и будет побуждать вас вспоминать хронологическую таблицу.

Разберите центральный образ на несколько частей. Выделите из авторучки: пружинку, стержень, пишущий узел, шарик.

Разделите хронологическую таблицу на несколько равных частей так, чтобы в каждой получилось по 8 дат.

Преобразуйте все даты таблицы в зрительные образы.

Приемом «Матрешка» запомните отдельно каждую короткую последовательность дат.

 

 

Первые образы каждой последовательности соедините с подобразами авторучки.

 

 

Схема «сборки» хронологической таблицы на одном образе.

Последовательность блоков информации удобно запоминать методом Цицерона.

 

Мысленно повторите запомненные последовательности и проверьте точность запоминания цифр дат.

Извлекайте из памяти образы, обозначающие цифры даты и ассоциативной связью привязывайте к ним соответствующие события.

После контрольного припоминания повторяйте таблицу мысленно по опорным образам и с полной расшифровкой.

 

Проанализируем запоминание на фрагменте хронологической таблицы.

После разбивки таблицы из 32 дат на четыре части получилось четыре фрагмента по 8 дат. Вот один из них.

Год        Событие        

500             возникновение государства франков

630             образование Арабского государства

800             провозглашение императором Карла Великого

843        заключение Верденского договора о разделе империи Карла Великого

863        создание Кириллом и Мефодием славянской письменности

962             образование Священной Римской империи

1054       разделение христианской церкви на Западную и Восточную 1066 завоевание Англии герцогом Нормандии

Преобразуем в образы цифры дат:

500 пБНмНм БаНаН; 630 ШлкХнМ ШаХМаты; 800 ВфНмНм ВаННа; 843 ВфЧщКх оВеЧКа; 863 ВфшЛКх ВаЛиК; 962 РцшЛдТ РуЛеТка; (1)054 НмПбЧщ Новая ПеЧь; (1)066 нМШлшЛ МыШеЛовка.

Привязываем первый образ «Банан» к образу «Пружинка». Приемом «Матрешка» запоминаем последовательность получившихся образов: пружинка, банан, шахматы, ванна, овечка, валик, рулетка, новая печь, мышеловка.

Мысленно повторяем и проверяем правильность кодирования и декодирования числовой информации.

Последовательно достаем из памяти опорные образы (в которых закодированы цифры дат) и, образуя с ними ассоциации, запоминаем события:

«Банан флажок франк»;

«Шахматы флажок араб»;

«Ванна ворона (Карл) корона»;

«Овечка веревка деньги ворона»;

«Валик энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;

«Рулетка римский священник корона»;

«Новая печь церковь»;

«Мышеловка обр. код Англии нора мандарин».

 Аналогично запоминаются и остальные части хронологической таблицы. Подбирайте образы максимально простые и информативные. Кодирование названий должно проводиться очень точно (нор манд ия).

После того, как запомнены все даты хронологической таблицы (в упражнении их 32), сделайте контрольное припоминание и приступайте к мысленному повторению. На материале этой хронологической таблицы отработайте три уровня повторения (см. «Метод активного повторения»).

Образы, в которых собраны блоки разной информации, дополнительно привязываются к легко припоминаемым опорным образам.

В более сложных хронологических таблицах, в которых присутствуют точные даты и трехзначные числа часто повторяются, за основу ассоциации следует брать образ, обозначающий событие. Т.е. числовая информация фиксируется как элемент ассоциации (см. «Прием записи на разные части образа»). Если в таблицах числа не повторяются, их можно (как исключение) запомнить последовательно, связывая друг с другом приемом «Матрешка».


Метод выделения отличительного признака

Каждый человек в школьные годы имел прозвище. Один был «Очкариком», другой «Шутом», третий «Толстым»... Пышки, быстрики, табаки, ржавые... все это отличительные признаки. Дети не любят фамилии и отчества слишком сложно запоминать. А имена у всех часто повторяются. Другое дело — прозвище. Оно индивидуально, по нему сразу можно понять, о ком идет речь. Прозвище отражает самое важное в человеке или сокращенно напоминает его фамилию. Очень важно и то, что прозвища, как правило, это слова, которые достаточно легко представить в виде зрительного образа.

Прозвище, с одной стороны, сразу напоминает нам соответствующего человека; с другой стороны, к этому образу можно привязывать ассоциациями любую дополнительную информацию о человеке.

Рассмотрим основные функции отличительного признака и опишем несколько форм его выделения.

Функции отличительного признака

1. Отличительный признак позволяет вспомнить конкретного человека.

2.  К отличительному признаку может быть привязана любая точная информация (Ф.И.О., адрес, телефон, пейджер, номер автомобиля, место работы, профессия и т.п.).

3. Отличительные признаки можно запомнить последовательно, что позволяет no-порядку вспоминать информацию о группе людей.

Функции отличительных признаков точно такие же, как и словесных опор, обозначающих логически законченные отрывки текстового материала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...