Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психотехнические упражнения




Кроме мнемотехнических упражнений (формирующих навыки запоминания), существует большое количество психотехнических упражнений, способствующих активному применению навыков запоминания. Совокупность психотехнических упражнений называется психотехникой.

В процессе запоминания принимают участие многие психические процессы. От качества их работы зависит не только способность запоминания, но и многие другие характеристики деятельности человека.

Еще в начале нашего века академик В.М.Бехтерев, исследуя процессы внимания, установил, что у испытуемых в результате выполнения тестов на проверку внимания характеристики этого процесса быстро улучшаются. Внимание проверялось с помощью разных тестов, в которых нужно было на время зачеркивать определенные значки, буквы, слова или вставлять пропущенные слова в текст. Экспериментатор фиксировал время выполнения упражнения и количество ошибок (пропусков). С каждым разом у испытуемых наблюдалось уменьшение времени выполнения упражнений и сокращалось количество пропусков. Качество выполнения задания повышалось.

Примерно в это же время и начала развиваться психотехника — практическая дисциплина, объединяющая самую разнообразную технику воздействия на психические процессы человека. Среди отечественных авторов этого направления выделим В.Леви, Д.Кандыбу, Н.Цзен и Ю.Пахомова. В арсенале психотехники собрано очень большое количество упражнений. Вам для тренировки предлагаются лишь самые необходимые для развития навыков запоминания.

В принципе при занятиях мнемотехникой психотехнические упражнения можно и не выполнять, так как упражнения на запоминание и припоминание сами по себе отлично тренируют все психические процессы и обеспечивают достаточную тренировочную нагрузку на мозг. Однако если у вас возникли трудности с представлением образов, образованием ассоциаций и с концентрацией внимания (при запоминании и припоминании), мы рекомендуем тщательно выполнять психотехнические упражнения дома самостоятельно перед каждым занятием мнемотехникой, при выполнении домашнего задания. Время выполнения всех психотехнических упражнений — примерно 30 минут.

Релаксационные упражнения

Упражнение «Пальцы». Соедините кисти рук так, чтобы оставались свободными большие пальцы. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и медленно вращайте большие пальцы относительно друг друга. Старайтесь ни о чем не думать. Движение на первых порах помогает вам сосредоточиться и в то же время отвлечься от посторонних мыслей и житейских забот. Внимание похоже на часы с одной стрелкой. В этом и других упражнениях вы тренируетесь сознательно удерживать эту «стрелку» в нужном вам направлении. Это не так просто. Внимание очень непослушно. Оно будет пытаться перескакивать на что-то другое. Но вы мягко, но настойчиво скажите своему вниманию: «Теперь не ты будешь управлять мною, а я тобою».

Упражнение «Дыхание». Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и сосредоточьте внимание на своем дыхании. Дышите как обычно. Просто наблюдайте за этим процессом как бы со стороны. Ритм вашего дыхания не должен нарушаться. Старайтесь ни о чем не думать. Просто равнодушно наблюдайте за своим дыханием.

Упражнение «Тепло». Сведите ладони рук на расстояние одного сантиметра. Вы почувствуете тепло. Сосредоточьте внимание на этом чувстве тепла. При этом вы как бы замрете, затаитесь. Постарайтесь запомнить это расслабленное (затаенное) состояние. Максимальной сосредоточенности удается достигнуть именно в расслабленном состоянии.

Упражнение «Фокусировка». Сосредоточьте внимание сразу на всем своем теле. Мысленно пройдитесь по нему своим внутренним взором. Постарайтесь почувствовать приятную волну, проходящую по телу от головы до ног. Сосредоточьте внимание только на правой руке. Затем на предплечье правой руки. На кисти правой руки. На указательном пальце, на кончике указательного пальца. И опять — на всем теле. Повторите упражнение для другой руки. После выполнения серии релаксационных упражнений приступайте к упражнениям на тренировку внимания и визуального мышления.

Упражнения на тренировку внимания и мышления

Упражнение «Буквы». Возьмите газету или журнал, выберите для упражнения три-четыре абзаца. Читайте статью и подсчитывайте в ней количество букв «а». Затем прочитайте еще раз и подсчитайте количество букв «в». Прочитайте статью снова и зафиксируйте количество слов в выбранном вами отрывке. Результат запишите. Упражняйтесь с одним текстом, пока количество подсчитанных вами букв не перестанет меняться. Упражнение можно выполнять произвольно, подсчитывая любые буквы и используя для этого любой текст. Очень хорошо дополнительно фиксировать время выполнения упражнения по секундомеру. Тогда вы сможете сравнить свои результаты по времени выполнения упражнения и по количеству ошибок (пропусков).

Упражнение «Активизация памяти». Как можно подробнее вспомните свой вчерашний день, недавно просмотренный фильм, свой летний отдых. Главное в этом упражнении — удерживать внимание на процессе припоминания достаточно длительное время (5-10 минут), не допуская перескакивания мысли на другие темы. Вспоминайте как можно подробнее, все мелочи. Продвигайтесь по воспоминанию медленно, шаг за шагом. Если вам это удается очень легко, попробуйте вспоминать все наоборот, поверните время вспять. Упражнение сильно усложнится.

Упражнение «Мысленная прорисовка». Рисуйте перед своим мысленным взором буквы, числа, простые и сложные геометрические фигуры. Не путайте мысленную прорисовку с обычным представлением какого-либо образа. В этом упражнении необходимо именно «рисовать» — так, как будто вы рисуете фломастером на листе, пальцем на пыльной поверхности или кистью на стене. Постарайтесь рисовать крупнее. При этом ощутите движение своей руки, которая должна быть неподвижна.

Упражнение «Манипулирование образами». Представьте мысленно стакан и рядом с ним коробок спичек. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы. Проделывайте с представляемыми предметами самые разнообразные манипуляции. Перемещайте и совмещайте их (коробок в стакане, стакан на коробке, коробок на перевернутом стакане и т.д.) Манипулируйте в уме другими предметами (двумя, тремя, четырьмя).

Упражнение «Трансформация образов». Представьте себе какойлибо предмет и изменяйте его, но чтобы он при этом не терял своего видового названия (чашка при любых ваших изменениях всегда должна оставаться чашкой).

Упражнение «Вращение образов». Представьте образ и вращайте его мысленно, рассматривая с разных сторон, под разными углами, приближая и удаляя от себя. Постарайтесь сделать так, чтобы образ вращался сам, а вы только лишь наблюдали бы за его вращением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...