Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.




 

Государство и право, их многоплановое и активное функционирование – суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причём это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка – вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело.

И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, наука о государстве и праве формулирует понятия и определения государственно-

правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи о содержании и формах государства и права.

В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание

государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. «Нет ничего практичнее хорошей теории», – гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг.

Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность... своего мышления».

Задание 24 № 8262

Каковы, по мне­нию автора, два ос­нов­ных элемента, об­ра­зу­ю­щих си­сте­му со­ци­аль­ной власти? Какие три опоры вла­сти ука­за­ны в тексте?

 

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов - устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придаёт обществу целостность, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности (властвующего субъекта) подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов: неполитическая и политическая.

Власть не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учёта которого невозможно понять её природу и суть отношений властвования. Это обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой - подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с её субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, то есть никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» - первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна и без объектов своего воздействия - индивидов, социальных групп, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчётливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчёркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других её структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишённая силы, она перестаёт быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает устойчива за счёт поддержки народных масс, то есть опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто опирается на идеологическое воздействие, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные опоры - органы принуждения, вооруженные организации людей.

Определяющая черта власти - способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного её использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоёв и групп.

Задание 24 № 8265

Автор пишет о су­ще­ство­ва­нии не­га­тив­ной сто­ро­ны власти. Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния укажите, в чём она может проявляться. При­ве­ди­те три проявления.

Задание 24 № 8468

Автор пишет, что даже в зре­лом де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве «скорее го­ло­су­ют те, кто чув­ству­ет себя более уко­ре­нен­ным в обществе». Вы­ра­зи­те свою точку зре­ния от­но­си­тель­но по­зи­ции автора. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в за­щи­ту своей точки зрения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 947.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...