Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.




Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не

обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

 

(Н. Смелзер)

Задание 24 № 5908

Используя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те при­ме­ры ис­поль­зо­ва­ния ре­зуль­та­тов со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов 1) в политике, 2) в бизнесе, 3) в об­ра­зо­ва­тель­ных организациях.

 

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определённой последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса; 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную... 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора…

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка,

когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий...

Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – всё это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса… Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с её точностью.

 

(Ю. Волков и др.)

Задание 24 № 6111

По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы в подтверждение данного утверждения при помощи.

 

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Саморазвитие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет определённый вектор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и регресса.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и разума, в улуч­ше­нии нравов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах прогресса, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и справедливости. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи прогресса...

Многие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия общества, ро­стом веры в каж­дом человеке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских отношений, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Соответственно, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном направлении, как тор­же­ство зла и несправедливости, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «золотым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и человека, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил общества, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той личности. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном направлении, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные общественно-политические силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют изменяться. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го человека. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие критерии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смертности, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здоровья, чув­ство удовлетворённости жиз­нью и т.п. Ни один вид про­грес­са (в экономической, социально-политической и дру­гих сфе­рах жизни общества) не может рас­смат­ри­вать­ся как ведущий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на планете. С дру­гой стороны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в обществе, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом направлении.

 

(В. Кохановский)

Задание 24 № 6145

Какой тип по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра из числа оха­рак­те­ри­зо­ван­ных автором, с Вашей точки зрения, яв­ля­ет­ся предпочтительным? При­ве­ди­те три объяснения, почему.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...