Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Флирт без подсказки. Учат ли сказки?
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Русская народная сказка. Сказки – характерные образные примеры тех сценариев, которые мы часто выбираем. А потом не можем вырваться из Зазеркалья, как Алиса, бездействуем, как Спящая Красавица, капризничаем, как Принцесса на горошинеи так далее…. Сказочные герои, интригующие сюжеты, яркие эпизоды оказывают неизгладимое впечатление на романтичных девочек. Вот и выстраивают они свою взрослую жизнь по сценариям этих сказок, которые трансформировались в головах. Сюжетные основы сказок могут преломляться в разные жизненные ситуации, иногда помогая выбраться из запутанных лабиринтов, но, чаще всего, загоняя в другие тупики. Тут очень важно, с каким героем из сказки девочка себя идентифицирует. Например, сказка о Зайце и хитрой Лисице. Лукавая Лисица выгоняет бедного Зайчонка из его лубяного дома. Можно сочувственно относиться к Зайцу, и перенять роль Жертвы. А роль умудренной хитроумной Лисы не образец! Так в жизни и будет. Вы поняли, о чем я? Другой пример - роль веселого беззаботного Колобка. Вот уже и взрослая женщина катится по жизни, чередуя партнеров и, в конце концов, оказывается «съеденной» кем-то жестоким и коварным. Примерьте сказки вашего детства на себя, уже взрослую женщину. Так ли уж хорошо «костюмчик сидит»? Получается, одни сказки служат плохую службу, так как учат женщин пассивности. Как часто в жизни мы ищем свою «щуку» или «золотую рыбку», но не находим, оставаясь «у разбитого корыта». Сюжеты других сказок дают нам примеры доброты, любви, взаимопомощи. Много хороших и нужных сказок. Дальше я разбору содержание наиболее известных сказок, вдруг некий сценарий близок и вам? А потом решим, что с этим делать. Хороший пример жизнеутверждающей сказки – «Гадкий утенок». Она даёт позитивную установку на реализацию ваших возможностей. Сколько девочек с замиранием сердца перечитывали строки, описывающие превращение доброго, но некрасивого птенца в прекрасного лебедя. И скольким девушкам эта поучительная история помогла поверить в себя, в свою исключительную привлекательность, и действительно стать прекрасным Лебедем. В душу другим девочкам западают сказки, где с героиней постоянно случается что-нибудь плохое. Например, «Серая шейка». Сначала уточку покидает мама, улетая в тёплы края, потом к ней подкрадывается голодная лиса и пытается ухватить ее. А дальше, девочка не помнит. У нее в голове отложился этот яркий эпизод, вот в жизни она постоянно и ждет неприятностей. А они и вправду происходят. Помните строчку из «Сказки о царе Салтане»: «А орешки непростые, Все скорлупки золотые. Ядра чистый изумруд»? Была у меня клиентка, которая пребывала в мечтах, что и с мужчинами у нее будет как у этой белочки с орешками. Но жизнь всё поставила на свои места, подсунув не изумруды, а орехи с гнильцой. Она пришла ко мне менять установку на этот эпизод из сказки своего детства. Прочитала девочка «Сказку омертвой царевне и семи богатырях» – вот и «лежит», будучи взрослой, в хрустальном гробу, в тишине и покое, дожидаясь своего освободителя. Долго будет лежать, потому что «принцев» уже разобрали девушки, которые читали другие сказки. Французская «Красная Шапочка», родные «Три медведя» – сказки об инфантильных девочках. Героини этих историй не могут, да и не хотят нести ответственность за свои поступки. Мама для них - наставник, которому нужно подчиняться. А семейные отношения, нечто чужеродное, страшный дремучий лес, через который трудно пробраться. И пробраться можно только с помощью «компаса», в роли которого выступает мама. Но у мамы свой опыт общения с мужчинами, и она вдалбливает ту схему отношений, которую наработала сама. Со всеми запретами, заблуждениями, скованностью, агрессией в восприятии противоположного пола. Мужчин героини воспринимают как подсознательную угрозу, недаром это волк и медведи. Отношения с мужчинами строятся не на партнерстве, а по схеме: мужчин нужно опасаться, бороться с ними и выживать. И жизнь превращается в некую сделку: ты мне – я тебе. Супруги имеют разные интересы, настроены на разную волну, только случай свел их вместе, а жизнь заставила вариться в одном котле. А ведь можно было бы посмотреть на эту историю другими глазами. И дремучий лес мог оказаться красивым ухоженным парком, со всеми его сезонными прелестями: расцветающей нежной весенней зеленью, прохладой в жаркий летний день, золотом осенних листьев, белоснежными сугробами и пьянящими морозами зимой в Рождество и Новый год. Конечно, это аллегоричное сравнение, но ведь и отношения между мужчиной и женщиной развиваются так же, как происходит смена времен года в природе. Просто нужно любить окружающий мир и воспринимать его не как обузу, не ждать от него агрессии, а воспринимать жизнь как радость жизни, как глоток родниковой воды, а каждый отпущенный нам день и минуту в нем - как момент, который уникален и больше никогда не повторится.
Но продолжим о сказках. «Алиса в стране чудес» рисует некую романтическую девочку, предпочитающую мир иллюзий миру настоящему. Такие женщины встречаются и в реальной жизни. Они оторваны от действительности, строят воздушные замки, не способны жить своими интересами. Вот и ищут Вечного Принца, надеясь на безмятежное счастье в замке. Конечно, быть хрупкой и романтичной - это хорошо. Но только чтобы это не стало бегством от действительности, вследствие которой развиваются фобии, возникающие при столкновении с реальностью. Жить нужно настоящим и уметь справляться с трудностями, но не терять при этом внутренней красоты, обаяния и духовности. Принцев не бывает, бывают гармоничные отношения, над которыми нужно работать каждый день, а не уходить в мир грез и иллюзий. Небезызвестный комплекс «Золушки» - еще более пассивный, чем у Алисы вариант, который к тому же поддерживается мифом о неполноценности женщины. Своим послушанием, трудолюбием, безропотностью женщина по этому сценарию должна заработать любовь и внимание. Внушается мысль: «Будьте хорошими, всем помогайте и угождайте, тогда вас будут любить. Только за смирение положено счастье, его нужно заслужить!» Такая женщина даже представить не может, что её можно любить просто за то, что она есть! Нередко родители запугивают своего ребёнка: не будешь вести себя так, как я требую, потеряешь наше внимание и любовь. Но родительская любовь к своему ребенку не может быть вознаграждением за хорошие поступки. Есть множество других способов, как поощрить, как наказать ребенка. С детства, манипулируя любовью, родители потом огорчаются, что их дочери, став взрослыми, попадают под манипуляцию уже другой любви их безответственных мужей. У жертв комплекса Золушки с детства занижена самооценка, не веря в собственные силы, они мечтают встретить сначала Фею, потом Принца, которые в одночасье сделают их счастливой. Эта сказка детства внушает девочке, что можно пробиться в принцессы за чужой счет – выйти замуж за принца. Вот и живут они надеждой, что кто-то даст ей модную одежду, машину, положение в обществе. Нужно только вовремя оказаться на балу и встретить своего суженого. Золушка думает, что за ее благодетель судьба преподнесет ей подарок, но в жизни «по щучьему велению, по моему хотению» не бывает. Может быть где-то, когда-то, с кем-то что-то подобное и случалось, но большей частью в кинофильмах фабрики грез. Эта выдуманная, волшебная история растиражирована на все лады, еще долго будут романтические натуры умиляться этой сказкой. Однако скажу вам мечтательницы: «Хватит слюни пускать. Простите за грубость, но хватит вести себя как дура! Ждать, что он, красивый, богатый, умный, нежный уведет вас в замок!» Современные Золушки не хотят брать ответственность за собственную Судьбу в свои руки, потребительски относятся к жизни. Вся их энергия направлена на то, чтобы, ломая себя изнутри попытаться, заслужить любовь. Вместо того чтобы активно действовать, они бояться реальности, за это их и наказывает жизнь. Что удивительно, после свадьбы романтичная Золушка обнаруживает, что у неё возникли новые обязанности. Ведь Золушка, принимая его за принца, обычно выходит замуж за рефлектирующего мужчину, вечного неудачника, непризнанного гения или алкоголика, которого нужно жалеть и тащить на себе. Конечно, можно восхищаться ее долготерпением и преданностью, умением экономить, чтобы прокормить семью. Но разве этого ждала Золушка? Разве устраивает эту неухоженную женщину материальное неблагополучие, не признанность на работе, убогая квартира? Кстати, в этих женщинах заложен хороший потенциал: они умны, образованы, хорошо воспитаны. Но вместо того чтобы использовать этот потенциал, они ждут, пока изменятся обстоятельства. Вот и сидят «в угольном ящике», поджидая Фею, которая все изменит. Жизнь Золушки – постоянная зависимость от обстоятельств, но жизнь реальна и рано или поздно наступает разочарование от бессмысленного ожидания. Действуйте сами, воспитайте в себе Принцессу. Отбросьте образ благодетельной Золушки: этого забитого существа с тряпкой, которое никто не любит. И вот тогда в вашу жизнь войдет настоящий Принц. Хотя, надо отдать должное, некую работу по построению собственной жизни современные Золушки проводят. На начальном этапе они прихорашиваются, следят за собой и по сторонам выглядывают своего Принца. Вот только завоёвывают его не гендерным поведением, а полным растворением в избраннике, всевозможными способами выражения того, какой «примерной ХОЗЯЙКОЙ» она может быть. В итоге, вместо красочной сказки - серый быт унылых будней, изменяющий и недовольный муж. Развал мечты и пустая жизнь. Совсем уж обречённый вариант - история Русалочки. С одой стороны – прекрасная романтичная сказка, над которой рыдает уже не одно поколение девочек. С другой, – установка на бесконечную жертвенность всем: своим окружением, своим здоровьем, своими чувствами, наконец, своей жизнью. И ради чего? Ради иллюзии любви, ради мужчины, который о ваших чувствах даже не догадывается! И где здесь, скажите, романтика? Триллер какой-то. Вспомним «Принцессу на горошине».Из девочки, которая любила эту сказку, вырастет истеричная женщина, постоянно устраивающая сцены мужу. Такая особа концентрирует внимание на мелочах, старается постоянно привлечь к себе нездоровое внимание. Любовь для нее представляется этакой разменной картой: · раз любишь, то на всё пойдёшь ради меня, · я такая несчастная, поэтому ты должен меня любить…. · я такая чувствительная, ты должен мне потакать
Конечно, мелочи очень важны, именно с помощью нюансов девушка и женщина могут понять, насколько мужчина к ним внимателен. Но, внимание не выклянчишь. Лучше быть красивой, загадочной, деликатной. Чтобы избранник, пытался угадать Ваши желания, стремился делать подарки и сюрпризы, а не выполнял капризы из разряда «я так хочу, дай, вынь, да положь…» «Красавица и чудовище» и аксаковский вариант – «Аленький цветочек»,это отдельная история. Она часто встречается мне в моей психологической практике. Женщины, которых вдохновляет эта сказка, всеми силами пытаются, превратить мужчину-чудовище в прекрасного принца, поэтому выбирают в мужья алкоголиков, домашних тиранов, бабников. И не отдают себе отчета, что никогда «чудовище» за счет вашего «терпения, любви, заботы и самопожертвования», не станет принцем! «Ну что ты тянешь? — говорят им подруги. — Бросай его! Ты же умница, красавица. Сколько можно с ним жить!»Но она верит, что вот-вот наступит рассвет и «чудище дремучее» преобразится. Скорее всего, в детстве Красавица пережила развод родителей, или отец был алкоголиком, а мать не уделяла ей должного внимания. У таких женщин есть реальный страх партнерских отношений, страх одиночества и надежда, что именно с этим «чудовищем» у нее все получится. Так можно и всю жизнь промучиться с чудовищем. Превращения в принца не произойдёт! Человека не переделаешь, если он не мотивирован к изменению. Итак, дорогие читательницы, повесть вашей жизни уже пишется с детских лет, появились герои, злодеи, второстепенные персонажи. В подростковом возрасте на детские впечатления накладываются новые образы. И не могу сказать, что классическая литература в изобилии содержит правильные сценарии женского поведения. Женские судьбы, с размахом описанные и русскими и зарубежными авторами, в большинстве своём тяжелы и трагичны, обременены спорными моральными и религиозными догмами. Героиня, позволившая себе любовь, либо должна отказаться от неё, оставшись неприступной и несчастной: «…Я другому отдана и буду век ему верна». Либо стать сломанной марионеткой в руках жестокого соблазнителя. Либо, с головой в речку, с обрыва, под поезд… Таким образом, сценарий продолжается: будь жертвой и постоянно старайся заслужить любовь, или будь осторожной и хитрой, не пускай мужчину в свою душу. Будучи взрослой, вы уже и не помните о том, откуда взяла начало линия вашей Судьбы. Сценарий обычно не осознается, он полностью бессознательный, но неуклонно ведет вас к развязке. Так, может быть, целенаправленно, и осознанно будем писать удачный сценарий, выдворим злодеев, прогоним чудовищ, разобьём кривые зеркала, выйдем из заколдованного леса, привлечем новых интересных героев.
Глава №2.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |