Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмпириокритицизм (II позитивизм). Э.Мах, Р. Авенариус. Трактовка природы сознания. Понятие «элементов мира». Конвенционализм




Эмпириокритици́зм, (греч. empeiría — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми. к19-н20в Связ с радиоакт-ю и необх-ю переосм-я мира. Проблематика: природа познания, со­отношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", вза­имоотношение физического и психического. Пр-пы: критика опыта (очищ-е опыта от изл-ей теорет нагр-ти, иллюзий и от фил); экономии мышления (связыв экономию с истинностью); конвенционализма (научн знание зависит от субъекта и необх соглаш-я между учёными о сп-ах опис объекта. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Конвенционали́зм — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учеными.

 

37. Философия неопозитивизма. Логический позитивизм. Постпозитивизм. М. Шлик; Р.Карнап. К. Поппер, П. Фейерабенд. Понятие псевдопроблем. Природа научного знания. Конвенционализм в науке. Трактовка философии. Принцип верификации. Понятие факта. Анализ языка.неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Г. Райхенбах и др.). Первый и основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм (логический эмпиризм). Его основания сводились к следующему:Положения "метафизики" (традиционной философии) есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла. Философия вообще не имеет своего предмета.Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики.Законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, представляя собою результат условного соглашения ученых.Философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм обратился к реальным проблемам, поставленным развитием современной науки. Это прежде всего осмысленность научных утверждений (например, проблема релятивистских эффектов в теории относительности); возможность опытной проверки абстрактных теоретических конструктов; проблема соотношения содержательных и формальных компонентов научной теории, остро вставшая в связи с возрастающей математизацией и формализацией научного знания. Основная философская программа логического позитивизма выражена в принципе верификации и формулируется так: научный смысл имеют те предложения, которые прямо или косвенно допускают их сведение к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида или протокольные записи ученого. Иначе говоря, нужно сравнивать предложения с эмпирической действительностью, указать условия, при которых они будут истинными или ложными.Карл Поппер, предложивший заменить принцип верификации принципом фальсификации. Одной из важнейших задач философии Поппер считал проблему демаркации — отделения научного знания от ненаучного и нахождения критерия, который позволял бы провести разграничение между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, а также философскими (метафизическими) системами — с другой. Методом демаркации, согласно Попперу, является фальсификация — принципиальная опровержимость любого научного утверждения. Однако данную методологическую процедуру он рассматривал не как самоцель, а лишь как способность теории, гипотезы и т.п. подвергнуться критическому анализу.Постпозитивизм. 1950г. Снижение интереса, проблема формальной логики. Интересует не научн знание, а его развитие. Поппер: выдвинуть множ-во гипотез, опровергать их пока не останется 1 – ст-ся рабочей.Суть научного знания можно выразить в трех следующих тезисах.1. Ученые стремятся получить истинное описание мира.2. Истинная теория описывает "сущности", лежащие в основе наблюдаемых явлений.3. Поэтому, если теория истинна, то она не допускает никакого сомнения и не нуждается в дальнейшем объяснении или изменении. Идеалом неопозитивизма становится создание логически совершенного языка, который «прямо достает до реальности» (Б.Рассел). В ходе «лингвистической критики» метафизики неопозитивистами был разработан особый концептуальный анализ естественного языка, составляющий одно из центральных направлений в современной лингвистической мысли.

 

38. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления. Феноменология Э. Гуссерля. Феменология как описание смысловых структур сознания. Интенциональная природа сознания.Ф — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Ф, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания , где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир.Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции. Понятие интенциональности занимает одно из главных мест в философии Э. Гуссерля. Интенциональность, согласно Гуссерлю, — «главная феноменологическая тема», «основной характер сознания вообще, которое благодаря этому есть не только переживание, но и переживание, обладающее смыслом». Интенциональность переживания (акта) сознания — направленность его на объект (предмет). Эта направленность и составляет смысл переживания; без неё переживания были бы, образно говоря, лишь «картинками» в сознании — фактами сознания, не указывающими ни на что вне сознания. Свойство содержаний (переживаний) сознания быть сознанием чего-то, «„сознанием-о“ их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет» является фундаментальным свойством сознания. Интенциональную природу сознания обнаруживает феноменологическая редукция: переходя от сосредоточения (в естественной установке) на объектах к сосредоточению (в рефлексии) на субъективном опыте, то есть на самих содержаниях, переживаниях сознания (психических актах), в которых эти объекты даются, мы немедленно обнаруживаем, что, хотя сами по себе они не более чем явления сознания, они при этом несут в себе указание на находящуюся вне сознания, в пространстве вещь.Интенциональный предмет, на который направлено переживание, может быть как реальным, так и идеальным (как конкретной вещью или положением дел, так и сущностью).

39. Философия экзистенциализма. (М. Хайдеггер; К. Ясперс; Ж. П. Сартр.) Проблема человека в экзистенциализме. Понятие пограничной ситуации. Экзистенция. Учение о свободе в экзистенциализме.Он возникает в начале 20-го в. в Германии, России, Франции. Различают религиозный(Ясперс) и атеистический экзистенциализм. Для экзистенциализма характерна ориентация на худ литературу. Одна из центральных проблем - проблема отчуждения. Ч-к одинок в этом мире. Все что он создает противостоит ему (партии, классы, и тд). Фил обязана помочь ч-ку. Ее предметом должно быть под­линное бытие ч-ка. Центральная категория - экзистенция. (Под­линное существование). Существование предшествует сущности. Ч-к сначала существует, а потом определяет себя в мире, приобре­тает свою сущность. Свобода ч-ка - свобода выбора и ответствен­ность за этот выбор. Ч-к проявляет себя в пограничной ситуации в важный момент(смерть, болезнь:). Именно здесь проявляется его подлинное бытие. Социально-политические позиции у экзистен­циалистов не одинаковы. Экзистенциалисты утверждают что жизнь - бытие к смерти. Ч-к должен достойно умереть, если приходит смерть и борется с ней если есть шанс жить. Ч-к ориен­тируется на жизнь, проявляет огромную волю к жизни.

Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Человеческое бытие, согласно экзистенциалистам, — совершенно уникальная реальность, к которому неприменимы никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных связей, ничто внешнее не властно над человеком, он есть причина самого себя. Вот почему в экзистенциализме человек свободен, ибо свобода — это сама экзистенция. Экзистенция является "обиталищем" человеческой свободы, а потому человек — это свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает.) Вместе с тем, в характеристике свободы человека экзистенциализмом следует видеть некоторые особенности его религиозного и атеистического направлений. Так, для религиозных экзистенциалистов свободу можно обрести только лишь в Боге.

 

40. Философия конца XX века. Постмодернизм. Постструктурализм и деконструктивизм. Постмодернизм как техника и стратегия философствования. Принцип радикального плюрализма.Термин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан (1901—1981), Жак Деррида (род. 1930), Жорж Батай (1987—1962), Жиль Делез (1925—1995), Мишель Фуко (1926— 1984), Ролан Барт (1915—1980), Ричард Рорти (род. 1931).Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Но постмодернистская мысль двигалась «по краям» названных философских течений, не принадлежа полностью ни одному из них.Постмодернизм, уделяя внимание описанию "игры частностями", не претендует на создание всеобъемлющей философской теории. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей.Постструктурализм — обобщающее название ряда философско-методол. подходов к осмыслению культурной деятельности и интерпретации текстов культуры, сложившихся в 70-90-х гг. на основе преодоления и отрицания структуралистского подхода. В терминах новой французской философии деконструктивизмозначает конструирование с нарушением привычных ходов и иерархии, а не разрушение. Радикальный плюрализм представляет собой новую социальную парадигму, приходящую на смену двум предшествующим - коллективизму, и, в особенности, индивидуализму. В отличие от традиционного коллективизма плюрализм несет с собой уважение личного достоинства человека (каждого индивида), а в противоположность индивидуализму индустриальной эпохи, он поощряет и утверждает коммуникацию с Другим. постмодернистская философия развивает модель радикального плюрализма. В отличие от софистики принцип плюрализма доведен в постмодернизме до логического конца, до своей противоположности, т.е. до прямого отрицания индивидуальности. Это можно проследить, обращаясь к сквозным принципам, вокруг которых формируется постмодернистский дискурс. В число этих принципов входят, прежде всего, антиплатонизм, а-теизм, децентрация, смерть субъекта, а также понятия симулякра и индивида, занимающие место традиционного понятия субъекта. Все эти принципы связаны между собой, и вместе с тем каждый из них представляет идею плюрализма в особом ракурсе. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

41. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры (Ж. Маритен; Э.Жильсон). Гармония веры и разума. Поворот к человеку. Учение о бытии. Теория познания в неотомизме. Учение об обществе. Осн задача – доказ необх-ть, пол-ть и знач-ть религии.1.Фил. онтология: - раздваивает бытие на низш. и высшее, - признаёт духовную сущн. первичной по отнош к материальной, -в доказ. бытия Бога исп. рац. и иррац. методы. 2.В гносеологии рел. ф-ия: -разгранич. объект позн. на ест и сферхест. сферу, поэтому предмет, задачи, цели удваиваются, -главным в гнос. остаётся познание божественного в его разл проявлениях, -основа познания – откровение. 3.В соц. фил. системы общ. отношений рассм. через призму божеств-й целессообразности. Вся чел. история рассм. как процесс направленный волей бога. В отличие от идеализма, принципы выводяться из осн. постулатов веры.

Главн пр-ма – отнош бога к сотв им самим миру и ч-ку.Внутри католической фил.: 1.Неотомизм 2.Персонализм 3.Экзитенциализм. Наиб. расп. неотомизм- обновлённое учение Фомы Аквинского. Возн. в 19 – нач. 20вв, как реакция на возн марксизма и позитивизма. Осн. проблема – вера и разум.Гармония Веры И Разума - была разработана Фомой Аквинским в борьбе со сторонниками «латинского аверроиз-ма», отстаивавшими теорию «двои-ственной истины», с попытками вывести разум из-под контроля веры. В противовес этим попыткам был выдвинут тезис о том, что положения науки не могут противоречить догматам веры. Согласно Г. в. и р. т., между разумом и откровением не может быть противоречия потому, что оба рода истин имеют свое конечное и высш. основание в премудрости бога, а он не может противоречить сам себе. Не отвергая правомерность и ценность науки, томизм пытался, т. о., свести ее функции к доказательству с помощью разума бытия бога, превратить науку в служанку теологии. В совр. като-лич. теологии и философии Г. в. и р. т. используется в целях интерпретации науч. знания в релит. духе.Осн. формы постижения истины: 1)наука (низшая, фиксир. явления и уст причинно – сл связи); 2)фил (более выс.) – учение о бытии – сущности вещи; 3)религия – вершина рац. знания и иррац. Гл. задача – постижение Бога, как первопричины. В осн. познания всегда лежит откровение. Учение о бытии — первый раздел логики Гегеля, в котором рассматривается последовательный ряд определений мышления, посредством которых мы обнаруживаем в окружающем мире интересующие нас предметы.

 

42. Христианский эволюцианизм (тейярдизм). Попытка синтеза науки и веры. Трактовка эволюции. Понятие Бога. Точки «альфа» и «омега».Разновидностью деалистического пантеизма. Осн - Тейяр де Шарден. Неправомерно трактуя науку как разновидность религиозного отношения к действительности, Т. надеется устранить противоположность между верой и знанием. Точка Омега для Т есть Бог, который благодаря силе своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. Бог есть предел развития всех живых цивилизаций — самая сложная сущность мира («точка Омега»).Процесс эволюции — естественное приготовление к сверхприродному порядку, указанному Христом. Истощение в ходе эволюции потенциала материи-энергии к дальнейшему духовному развитию приведет к Парусии, «уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным». Графически эволюционный процесс можно изобразить как конус пространства-времени, в основании которого — множественность и хаос, а на вершине — высший полюс эволюции (точка Омега).

 

43. Философия как форма осмысления национальных культурных тра­диций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные идеи Ф.Скорины. Библия как источник просвещения народа. Дух человеколюбия. Значение права в обществе. Отношение С.Будного к догмам церкви, пересмотр и критика Священного писания. Первоначала мира в трактовке С.Полоцкого. Идеи сенсуализма в теории познания С.Полоцкого. К.Нарбут и освобождение философии от схоластики и богословия. И. Стройновский: гносеология, теория общественного договора.Философия возникает на Б со временем принятия христ. В 10-11в на бел землях появ-ся лит памятники, содержащие фрагменты трудов античных философов. 9-11в формир бел народности. Фил эпохи В. – философ и социологические учения, развивается в Европе в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного об-ва. Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности, права чела на свободное развитие и проявление своих способностейОтличительные черты гуманизма Б в эпоху Возр:1) идея индивид свободы больше ограничена, чем в ЗЕгуманизме, идеей всеобщего блага. 2) все культурные ценности дб доступны всем. 3) синтез светских и христ гуманист ценностей. 4) Тесная связь гуманизма с реформацией. Почти все гуманисты были близки к реформации, либо являлись реформаторами.Ф.Скарына. Утверждал самоценность человеческой личности, реабилитировал земное бытие. Идея авктивной любви к Родине. Патриотизм, первый добродетель. Доступ простого народа к дух и культур ценностям. Преимущество духовных ценностей над метериальными. Человек – сущ-во разумное, нравственное, общественное. Идея совершенной земной жизни. Все взгляды распространял на белорусском языке, тем самым сод-л развит бел нац культ. Полит идеал – гуманная и сильная монархия.С.Будны.Отрицал учение о троице. Бог – Бог-отец. Святой Дух его творческая сила. Христос высокоморальный чел. Отрицал бессмертие души и существование загробного мира. Приоритет разума над верой. Осуждал смертную казнь. Чел личность должна быть свободна и неприкосновенна. Полит идеал – монархия во главе с образованным правителем.С.Полоцкий. Мир сотворён Богом. В нем сущ два начала: матер и дух. Из их сочетания образовался чел. Душа бессмертна. Бог непознаваем, природа познаваема.чел отличается от др тем, что мыслит. Чел не имеет врождённых идей. Фил явл средством, без кот чел не может жить. За сильное гос-во во главе с образованным монархом.К.Нарбут протестовал против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мыс­ли и действий.

44. Философия и развитие белорусского самосознания в ХIХ -ХХвв. Систематическое исследование и преподавание философии .В.Дунин-Марцинкевич, И.Абдиралович-Канчевский, В.А. Ивановский, Н.М. Никольский, Г.Ф.Александров, В.С. Стёпин и др.В 1840—1850-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции растет интерес к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Абдираловичем выдвигалась идея возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих "чужеземному мессианству".Д.-М. идеализирует социальные отношения эпохи крепостного хозяйства; вместо классового антагонизма он рисует приторно-слащавую идиллию, в которой помещикам отводится роль отзывчивых благодетелей, а крепостным крестьянам — роль покорных детей. Стёпинв 1970—80-х годах разработал концепцию структуры и генезиса научной теории, открыл и описал операцию построения теории (конструктивного введения теоретических объектов). В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки. Разработал концепцию типов научной рациональности. Канчевский в философском эссе «Адвечным шляхам» (Вильно, 1921) раскрыл драматизм исторической судьбы беларусского народа, его извечное стремление сохранить независимость своего духа, быть равным среди равных в семье других народов и государств.

45. Возникновение, развитие и основные проблемы русской философии. Освоение западной философии и идей Просвещения. «Вольтерьянство», идеи гуманизма, научности, образованности. Социально-философские взгляды западников и славянофилов. Споры о своеобразии российского исторического процесса. Исторические судьбы славянофильства и западничества.В период формирования и укрепления Московского княжества в рождается идея о том, что историческая роль центра православной религии принадлежит русскому государству. В конце XV века она получает дальнейшее развитие. Однако наиболее четко идеию «Москвы – третьего Рима» сформулировал монах Псковского Елизарова монастыря старец Филофей: именно русь становится оплотом христианства на заключительном, итоговом этапе мировой истории.В XVII веке в России на смену господствующим направления философской мысли византийского типа приходит западноевропейская схоластика, распространителями идей которой стали созданные по образцу западных университетов Киево-Могилянская и Московская духовная академии. Наиболее видными представителями схоластической философии были братья Иоаникий и Софроний Лихуды, подготовившие на основе аристотелизма первые в России рукописные учебники оп логике, психологии и физике. Однако вскоре схоластика стала сковывать философскую мысль: ее приверженцы критиковали материализм и атеизм античных мыслителей, научные открытия Галилея и Коперника, защищали библейский миф о сотворении мира.В XVIII веке формируется материализм как философское течение. Его виднейшие представители – М. Ломоносов и А. Радищев. Их философские взгляды формировались под влиянием идей европейского Просвещения. Достоинство материалистических воззрений Ломонова заключалось в том, что они опирались на естественнонаучный материализм, в центре же философии Радищева была проблема человека. При создании своей философской системы Чаадаев руководствовался идеей единства религии и философии. Он объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, связывая с ним достижения западноевропейской цивилизации. Заслугу католицизма Чаадаев видел в том, что эта религия объединяла народы западноевропейских стран, создавая единство мысли, что предполагало социальное единство. Филофские воззрения славянофилов и западников. Первой исторической разновидностью “философии тотальности” была философия славянофилов. Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий гармонизацию всех способностей человека; монархия – как идеальная форма социума, предохраняющая общество от политических и формально-юридических отношений (в том числе и от революционного насилия), крестьянская община – как идеальный “нравственный мир”, гармонично сочетающий личностное и коллективисткое начало. Славянофилы не были ни утопистами, ни консерваторами. Безоговорочно осуждая крепостничество с позиций хриситанства (“человек не может быть рабом человека”), они опасались, что лишенная дворянской опеки крестьянская община окажется беззащитной перед лицом правительственной бюрократии. Разрушение же общины означало для них крушение основополагающих начал русской культуры.В полемике со славянофильством складывалось западничество. Ориентация его представителей на западноевропейскую цивилизацию, критика православия и т.д. обнаруживают истоки этой философии в концепции Чаадаева. Западники положили начало традиции русского Просвещения. Она возникла как обоснованная социально-экономическими условиями потребность в процессе становления русской национальной культуры. Наиболее полно материалистическую философию просветителей представил Чернышевский. В русле антропологического материализма Чернышевский уходит от понятий традиционной христианской этики. Он строит свое этическое учение, исходя из базисного свойства “природы человека” – эгоизма. Большое влияние на идейное развитие России конца XIX – начала ХХ в. оказал Достоевский. Тема подлинного и мнимого прогресса становится главной в учении Данилевского. Данилевский считал, что история не является единым мировым процессом. По его мнению, каждый народ имеет свою уникальную историческую судьбу. Типичным для данного столетия было так называемое "вольтерьянство", весьма созвучное критическому духу эпохи, ее тяге к переменам, ставшее в конечном счете одним из источников идейного радикализма и нигилизма 19-20 вв. Другая тенденция выразилась в стремлении создать новую национальную идеологию, своеобразно опиравшуюся на идеи гуманизма, научности, образованности (М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков).

46. Философия «Всеединства» Владимира Соловьева. Философия как выражение «цельной» жизни. Учение об Абсолюте («Всеединстве») и учение о Богочеловечестве. Понятие бытия. «София» как объединяющая начало. Теократическая утопия Вл. Соловьёва.Философия Владимира Соловьева(1853 - 1900) явилась синтезом русской религиозной философии XIX в. Его основные сочинения – «Духовные основы жизни», «Россия и вселенская церковь», «Красота в природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Определение добра». Основными идеалами его философии были:идея всеединства объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др. Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. Осуществление «живого всеединства», по Соловьеву, свершилось в лице Христа. Так христианская идея была искажена церковной организацией, которая безуспешно пытается одухотворить общество и самого человека верой в «чудо, тайну, авторитет». С точки зрения Соловьева, материализм также послужил христианской идее о воскресении и вечной жизни тел.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности   право, высший любовь);идея прогресса как всеобщей связи поколений;идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото рой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея "богочеловека" жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии всеобщей Божест-венной мудрости ("София" явилась первой попыткой позитивного изложения, начал соловьевской философии, наброском теологии, гносеологии, онтологии, историософии, в котором провозглашен идеал цельного знания, универсальной пауки.);русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).В основе онтологии философа лежит идея всеединства признание Бога как абсолютного идеального начала и цели мирового развития. "Положи-тельное всеединство" как первообраз и искомое состояние мира олицетворяется В. С. Соловьевым в образе Софии Премудрости Божией. Соловьев создает возможность «цельного знания», которое вместе с «цельным творчеством» образует «цельную жизнь». Одним из средств к достижению этого является магия любви и эстетическое творчество. Нравственными идеями пронизана концепция В. С. Соловьева теория "богочеловеческого процесса", связанного с преодолением всех несовершенств жизни и торжеством истины, добра и красоты. Богочеловечество - это и идеальное состояние человечества как предел, завершение земного исторического процесса, и одновременно уподобление отдельного человека Богу как предел развития его личного совершенства. Понятие бытия - пустое для Соловьева, т.к. включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить философскую конструкция можно только на содержательно богатом фундаменте, а именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое "имеет в себе положительную силу бытия.

47. Философия Николая Бердяева. Понятие личности. Идеи персонализма. Идейные комплексы (идея свободы, идея творчества, идея личности, идея смысла истории). Понятие свободы. Смысл истории. Понятие объективации.Н.А. Бердяев продолжает специфические темы русской философии – о Богочеловечестве, о конфликте личности с обществом и историей. Основные произведения Бердяева – «Философия свободы», «Смысл творчества», «О назначении человека», «Я и мир объектов», «О рабстве и свободе человека». В своих работах Бердяев бросает вызов духу времени, в котором стали господствовать рассудок, расчет и материальный интерес. У одной части общества, по Бердяеву, стал преобладать «гедонистический идеал земного довольства», а у другой – материальный гнет вызвал обостренное сознание необходимости «материального» переустройства мира, погруженного в обыденную повседневность. Наука дает лишь относительное знание. Религия и метафизика также не отвечают на вопрос ищущего сознания «откуда и куда ты идешь», а дают лишь обещания и утешение, поскольку сущность трагизма лежит в глубоком несоответствии между духовной природой человека и эмпирической действительностью. Трагически безысходно стремление человека к свободе, на котором вырастает всякая социально-политическая идеология. Таким образом получается вполне определенный вывод: жизнь как эмпирическое сцепление явлений есть бессмыслица; духовная природа человека не соответствует эмпирическому абсурду. Это трагедия каждого существования. Осознание этого заставляет каждого ставить вопрос о цели и смысле собственной жизни. Одним из его источников является философский идеализм, который восстановил разум человека, бывший в плену у чувственности и рассудка. Сама идея разума как первичной реальности человеческого существования, выдвинутая идеализмом, меняет систему координат мыслящего человека. Он преодолевает собственную замкнутость, ограниченность, созидает новые формы жизни и культуры. Человек, по Бердяеву, - это целый мир, микрокосм. Он является не функцией жизни, а самой жизнью и высшим ее подтверждением. Но общество и культура подменяют полноту жизни правилами и инструкциями по ее эксплуатации. Тирания рассудка и традиционной морали вытесняет в итоге и жизнь, и человека. Один из основных мотивов творчества Бердяева – это антроподицея, оправдание человека в творчестве и через творчество. Бердяев говорит о проблеме свободы, которая всегда рассматривалась как свобода выбора между добром и злом. С точки зрения Бердяева, свобода есть независимость человека, определяемость его личности изнутри, не выбор между поставленными перед ним добром и злом, а его собственное созидание добра и зла. Бердяев пересматривает проблему свободы и морали в христианстве. Свобода, по его мнению, не обусловлена Творцом. Бог не создавал свободу, она существует раньше мира, как и он сам. Следовательно, Бог не несет никакой ответственности за действия человека. Первичная свобода нейтральна и к злу, и к добру. Она есть чистая возможность, которая в момент совершенного поступка становится реальностью добра и зла. Это значит, что нет ни рая, ни ада; единственная реальность в мире – человек, создающий себя и мир культуры.

Человек творит себя и мир. Единственный механизм творчества – его свобода. Все в мире – продукт его творчества. Все «естественное» - на самом деле «искусственное», результат акта свободы воли, творчества духа, стремящегося к укоренению себя в мире. Человек, вступая в жизнь, обречен жизнь в обществе, управляемом объективными законами. Поэтому конфликт человека, вставшего на путь творчества, конфликт личности и общества, с точки зрения Бердяева, естествен и неизбежен. Поэтому движущая сила развития общества – не идиллическое единство всех людей, а противоречие между личностью и обществом. Объективация есть утеря свободы духа человеком, объект — нечто чуждое свободе и духу. «Объективация» является одной из центральных категорий метафизики Бердяева. По своему смыслу она близка таким достаточно распространенным в гегелевской и марксистской философии понятиям, как «отчуждение» и «опредмечивание». Ядро его перс-ма – боязнь утраты челом свободы.

48. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции. Особенности трактовки метафизики в философии постмодернизма.«Метафизику» придумал Андроник Родосский, разместив книги Аристотеля, исследующие «сущее как таковое», после «Физики». Аристотелева «Метафизика» якобы делится на две части «общую метафизику» (высшие принципы и начала бытия), специальную метафизику (о сверхчувственном бытии).Метафизическим считается познание, основанное не на чувственном созерцании, а на умозрении. Со временем метафизикой стали называть и метод, абстрактный, абсолютизирующий отдельные стороны.Сегодня у понятия «метафизики» 3 смысла:1) синоним философии;

2) учение о сверхчувственных началах и принципах бытия;3) метод, альтернативный диалектике.

Авторы предпочитаю рассматривать метафизику во втором смысле, как раздел философии, коему присущи:- спекулятивная, умозрительная природа, доминирование теоретического разума (Внимание: прилагательное «спекулятивный» здесь и всюду у авторов синоним прилагательного «умозрительный»);- рассуждения с помощью предельных категорий;- априорность посылок.

В истории 4 модели метафизики:1) учение об основаниях мира в целом (Аристотель);

2) метод выявления основ бытия (Декарт);3) наука о возможности априорных знаний (Кант);4) базис (матрица) для накопления опыта (Рорти).

49. Онтология как философское учение о бытии. Проблемы бытия в философии. Бытие и небытие, сущее, субстанция (их трактовка в истории философии). Понятие формы бытия. Проблема единства мира. Мир как реальность. Бытие вещей. Первая и вторая природа, бытие человека, бытие материального, духовного и т.д.Проблема бытия - важнейшая проблема философии. Онтология - учение о бытии. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей - я и не я - все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:* Небытия нет, есть только бытие. Небытие - разновидность бытия (Зенон).* Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода - атомисты). По Платону бытие - мир идей, небытие - это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие - это две категории, перетекающие друг в друга.* Есть только небытие (Чанышев).Бытие: 1) природное: а) первая природа (без человеческой активности); б) вторая природа (испытавшая человеческую активность);2) человеческое бытие: а) объективные компоненты; б) духовные компоненты (сознание);3) общество: а) объективное(техника, общественные отношения); б) субъективное (чувства).Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.Онтология - учение о бытие, кот. составляет ядро философской системы и м.б. развито на идеалист. основе. Содержание проблемы бытия включает в себя размышления о мире, его существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезно вении. Мир обладает бытием. Он есть. Бытие мира предпосылка его единства. Ибо мир сначала должен быть, прежде чем можно будет говорить о его единстве. Он выступает как совокупная реаль ность и единство природы и человека, мате-риального бытия и человеческого духа.Бытие это философская категория, означающая реальность. Оно не сводится к предметно-вещественному миру. Можно вычле нить различные его формы:1) бытие вещей, процессов и состояний природы;2) бытие человека в мире природы;3) бытие духовного, идеального;4) индивидуализированное и внеин-дивидуализированное (объек-тивированное) духовное бытие;5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).Бытие вещей (явлений, процессов) включает в себя, во-пер вых бытие вещей, явлений, процессов "первой природы" и, во-вторых, бытие произведенных человеком вещей, или бытие "второй природы"."Первая природа" это объективная и пер вичная реальность,существовавшая миллиарды лет до челове ка (био- и геосфера, атмосфера, ближний и дальний космос). "Вторая природа" это комплексная природно-духовно-соци-альная реальность, включающая в себя созданные человеком предметы повседневного обихода.Бытие человека включает в себя, во-первых, бытие человека в мире вещей и, во-вторых, специфически человеческое бытие. Бытие человека в мире. вещей это его существование как "ве щи среди вещей", связанное с общими для человека и вещей при- -роды законами.Бытие духовного (идеального) включает в себя бытие ин-дивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного. Бытие индивидуализированного духовного это проявления сознания индивидуального человека (поток осоз нанных влечений, побуждений, чувств, переживаний, мыслей, знаний.Бытие социального включает в себя бытие отдельного чело века в обществе и истории, а также бытие общества. Бытие от дельного человека в обществе и истории имеет много общего с социальным измерением специфически человеческого бытия и охватывает процессы социализации (вхождения в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в рамках определенного человеческого сообщества. Философский смысл бытия:- осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности. - проблемы единства мира. - проблема осмысления мира как реальности.

 

50. Категории материи. Этапы развития представлений о материи (наглядно-чувственный, атомарный и т.д.). Определение материи. Уровни организации неживой природы, живой природы, социальной реальности.Философское учение о материи.Материя (от латинского «вещество») – философская категория, у материалистов обозначающая субстанцию (носитель всех свойств), первоначало по отношению к сознанию. Сво-во материи – движение, вечность, недостижимость, несотворимость, сущ во времени и пр-ве, многообразие. Стр-ра материи – Сп-б её организации. Виды материи: в-во и поле, антив-во и антиполе. Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии.Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях ( Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий. Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя тождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости ( Бекон, Локк ). Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи.Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома, какпервооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества. Этапы понимания материи: 1) М – реально сущ-ее вещ-ое обр-ие или природная стихия. 2) М=атом. 3) М – объективная реальность, противост сознанию. 4) М – субстанция сущего.Эволюция понятия «материя»:1) вещь, вещественное начало мира, совокупность первоэлементов (древние греки);2) носитель свойств: массы, протяженности, неделимости, непроницаемости (рационалисты-естествоиспытатели нового времени);3) объективная реальность, данная в ощущениях (марксизм-ленинизм).Материальный мир сложно организован  чтобы постигнуть, его группируют в классы: физический, химический, биологический, социальный. Все систематизируется или структурируется путем выявления: 1) единого материального носителя, 2) однотипных (типовых) структур, 3) принципа, позволяющего разложить в иерархии от низшего к высшему. В неживой природе иерархия такова: вакуум - элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - метагалактики.В живой: протоплазма - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (экосистема).Специфический вид материальной системы ‑ человеческое общество. Его подсистемы: семья - классы - нации и др.

 

51. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. Основные свойства пространства и времени (однородность, изотропность и т.д.). Концепции пространства и времени у И.Ньютона и А. Эйнштейна. Современные представления о строении Вселенной. Пр-во– абсолютная протяжённость, некоторая пустота.(Энгельс,Ньютон) Пр-во – протяжённость материи, сов-ть отношения мн-ва объектов.(Аристотель, Декарт, Бэкон) Пр-ва – комплекс ощущений. Пр-во – первичная хар-ка по отношению к материи. (соврем). Время – дл-ть существования Аристотель, Декарт). Время – абс равномерная длит-ть(Ньютон).Время – форма проявл абс вечности(Платон,Гегель). Время – порядок следования событий(Лейбниц). Время – форма бытия материи, выражающая длит-ть и пос-ть её изменений(совр).во и время не зависят др от др. Пр-во и время – это особые отношения м/у объектами и процессами и вне их не существубшие. Существует 2 подхода при трактовке пространства и времени: 1) субстанциональный (пространство и время самостоятельные сущности наряду с материей. Пространство бесконечная пустота, вмещающая все тела. Время "чистая" длительность, постоянная космическая шкала. Пространство и время образуют систему отсчета, движение тел в которой происходит благодаря внешнему действию) Ньютон.2) реляционный (пространство и время форма существования материи. Её сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.) Декарт, Лейбниц и др.  Эйнштейн: своей теорией относительности он дал обоснование реляционной концепции пространства и времени. Он рассматривал пространство и время во взаимосвязи между собой и в соотношении с системой материальных объектов. Он показал, как зависят пространственно-временные свойства тел от скорости их движения или как протяженность зависит от длительности и наоборот. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность — равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности. Характерным специфическим свойством времени является его необратимость.

52. Диалектика как философская концепция развития. Этапы развития диалектики. Принципы диалектики. Определение диалектики и ее отличие от метафизики. Основные категории и законы. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика и синергетика.Наука о наиб общих з-нах развития природы, об-ва, мышления. Всё рассм в многообр связей и взаимодействии противопол. Виды: объективная- сов-ть закономерностей, не завис от чела; субъективная. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Законы диалектки: 1) з-н единства и борьбы против-ей, 2) з-н взаимного перехода качеств и колич-х изменений, 3) з-н отрицания отрицания. Категория диалектики-фил-ие понятия, в кот универс связи бытия осмысливаются в их противоречивой динамике. Синергетика – теория самоорганизац сложн систем, функц-их и описываемых при пом сложн связей. Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость, то такой подход называется диалектическим. В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Основные этапы развития диалектики Этапы:1.Стихийная диалектика древних мыслителей – Гераклит. 2.Диалектика материалистов эпохи возрождения – Джордано Бруна. 3.Идеалистическая диалектика немецкой классической философии – Гегель. 4.Диалектика русских революционных демократов 19 в. – Белинский, Чернышевский, Герцен.

53 . Неклассическая диалектика XX века. Экзистенциональная (К. Ясперс), критическая (З. Марк), трагическая (А. Либерт), негативная (Т.Адорно, Э.Фромм, Г.Маркузе) диалектика.В философии XX в. начинает складываться неклассическая диалектика, в которой вместо логического самодвижения абсолюта на передний план выдвигается смысловая направленность человеческой жизни во всей ее противоречивости. Экзистенциальная диалектика пытается выполнить задачу, поставленную еще Платоном: найти пересечение параллельных миров бытия и мышления так, чтобы «не стаскивать все с неба на землю» и в то же время не сводить существование исключительно к монолитному пребыванию единого всеобщего. Согласно Ясперу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкается с трансцендентальностью – высшим бытием. Была обоснована концепция "трагической диалектики" А.Либерта. А.Либерт считает, что обращение к кантовской антиномии существования и нравственного долга является неизбежным для человека. В неразрешимости данной антиномии он видит главную составляющую антитетики человеческого бытия, лежащую в основе концепции трагической диалектики.  Основной постулат "негативной диалектики", сформулированный Т.Адорно, заключается в том, что "диалектика как метод означает движение в противоречиях во имя уже испытанного противоречия и вопреки ему... Ее логика есть логика распада".

54 Понятие природы. Специфика философского анализа природы. Естественная и искусственная среда обитания. Окружающая среда. Географическая среда. Сфера деятельности человека. Противоречие «общество - природа». Философия природы. Основные модели отношения человека к природе (мифологическая, научно-технологическая, диалогическая).Природа – совокупн ест услов сущ чела и чел-ва. Общ-во возник, сущ-ет и развив-ся, выделяясь из природы и противопоставляя себя ей. Ест среда включ гео- и биосферу + ноосферу (н XX в). Отличия прир(а) от общ(б): 1)а. сущ благодаря биол обмену вещ-в; б. сущ с пом пр-ва мат благ; 2)а. развит идёт на осн сов-я естеств органов; б. прогресс на осн совя мат пр-ва; 3)а. законы реализ-ся стихийно; б. законы регул-ся через созн деят людей. «Окружа́ющая среда́» — обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Географическая среда, часть земного природного, в той или иной степени измененного людьми окружения человеческого общества, с которой общество в данный момент непосредственно связано в своей жизни и производственной деятельности. Натурфилосо́фия — попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. мифологическая традиция отношения человека к природе сохраняет-ся, несмотря на уже лидирующее положение философии как рациональной формы знания. Созерцание, признанное в качестве основного способа постижения истины (ибо понять строение природы можно только интеллектуальным путем и рациональными средствами), по-зволяло человеку обрести смысл и оправдание индивидуально-общественной жизни, и одно-временно являлось формой концептуализации онтологических проектов природы.

 

55. Биосфера и ноосфера, и их взаимосвязь. Ноосфера как стадия эволюции биосферы связанная с развитием человека.  Биосфера – оболочка земли, состав, стр-ра, и энергетика кот опред-ся совокупной д-тью живых организмов. Биосфера – часть литосферы, гидросфера и атмосфера до озонового слоя. М/у живым вещ-вом идёт непрерывн веществ и энергетический обмен. В стр-ре биосферы преобладает неживое в-во. Живые организмы взаимодействуют пищевыми цепями. Чел включается в связи биосферы на основе трудовой д-ти. Организация пр-ва привела к выделении чела из природы. Д-ть чела должна перевести биосферу в новое состояние – ноосферу – область господства разума. Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

56.Коэволюционный императив и его отражение в современном экологическом знании. Концепция устойчивого развития системы общество-природа. Социально-экологическая напряженность и ее стадии. Понятие общества риска.Коэволю́ция — совместная эволюция видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Цель стратегии устойчивого развития системы «общество-природа» – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Стадии социальной напряженности: 1) нарастание недовольства, 2) обострение напряженности, 3) уменьшение степени напряженности. Общество риска — концепция состояния современного общества, согласно которой оно постоянно характеризуется "искусственно созданной неуверенностью", вызванной ростом знания человечества и его воздействия на окружающий мир. Общество Риска— концепция состояния современного общества, согласно которой оно постоянно характеризуется "искусственно созданной неуверенностью" (по причине ядерной войны, угрозы экологической катастрофы), вызванной ростом знания человечества и его воздействия на окружающий мир.

Проблема человека в философии. Человек как объект философского анализа. Основные стратегии исследования человека в философии. Философская антропология. Философско-религиозная, натурализаторская, экзистенциально-персоналистическая, рационалистическая, социологизаторская концепции. Понятие антропосоциогенеза. Креационистская, трудовая, игровая и т. д. концепции происхождения человека.

 Фил иссл прежде всего процесс возникнов ч-ка, связь развит человека и социума. По своей сущности чел выступает как соц сущ-во. По содерж человек выступ, как единство биологич и соц, телесн организац ч-ка – та основа, на котор развив его соц бытие. Филосо́фская антрополо́гия — направление в западноевропейской философии первой половины XX века стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук. Натурализаторская-Человек – это природное живое существо, рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. В философии ХХ в. в его рамках появляется идея принципиального несовершенства биологической природы организма. Культура – это совокупность механизмов, компенсирующих биологическую недостаточность человека. экзистенциально-персоналистская (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) человек как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Ж.-П.Сартр -у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя. рационалистическая(Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.социологизаторскаяАристотель, К. Маркс «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Человек как производная функция от обусловливающих его опыт социальных, политических и семантических факторов. Религиозная - взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. Креационизм - концепция, объясняющая происхождение многообразия форм органического мира как акт божественного творения. Известна игровая концепция, согласно которой предпосылкой происхождения человека, человеческой культуры является игра. Трудовая - труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. Антропогенез— часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

 

 58. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Понятие социального и биологического и их взаимосвязь. Исторический характер соотношения социального и биологического. Идея тела в философии. Понятие души. Телесное и биологическое. Духовное и социальное (общ ее и различное).

 Социальноенельзя сводить к существующим общественным отношениям. Социальное включает в себя все богатство общественного развития и рез-ат культ.-ист. процесса. Душа́ — совокупность психических явлений как субстанция, существующая согласно многим идеалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа — бессмертная нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу. Духовное – внутрен. душвные сост-ия, отражающие устремленность к опред. дух. ценностям. Духовность – приверженность к добру, любви, состраданию. Соотношение дух. и соц. сложно. Две точки зрения: 1.Биологизаторство – учение, абсолютизирующее роль естественных начал в ч-ке. Биолог. концепции низводят ч-ка до уровня животного. 2.Социологизаторство – концепции преувеличивающие роль социального начала в ч-ке. Ч-к представляется как слепок соц. отношений, окруж. его. На самом деле определяющая роль в единстве биолог. и соц. начал принадлежит социальному. Тело — физическая оболочка живого существа, зачастую противопоставляющаяся его нематериальным атрибутам, таким как душа или сознание. Соотношение природного (биологического) и социального (общественного) очень сложно. В науке сложились две крайние точки зрения: биологизаторство (натурализм), абсолютизи­рующее роль естественных начал в человеке, и социологиза-торство, преувеличивающее роль социального начала. Эти позиции в чистом виде редко встречаются, чаще можно стол­кнуться с преобладанием той или иной точки зрения. Биологизаторские концепции довольно разнообразны. Это социал-дарвинизм, распространяющий действие законов естес­твенного отбора на общество и пытающийся исчерпать ими осо­бенности общественной жизни, а также фрейдизм, подчеркива­ющий ведущую роль в психической деятельности человека бес­сознательного начала и оправдывающий врожденные качества (например, агрессивность). Представители социологизаторства, напротив, недооценива­ют или игнорируют различные проявления жизнедеятельности человека, относящиеся к естественным предпосылкам его сущес­твования. Они абсолютизируют значение социальных отноше­ний и мира вещей, созданных человеком ("второй природы"), а также важность социологических методов изучения человека. Возникнув в значитель­ной мере как реакция на биологизаторство (натурализм), социо-логизаторство обращало внимание на качественную специфику человека как социального существа, представляя историю его формирования слишком краткой либо высказывая прогнозы дальнейшего развития на ином, "внеприродном", субстрате. Душа, понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.

59. Социокультурные модусы человеческого бытия. Деятельность и ее структура. Деятельность и коммуникация. Социализация. Общение и его роль в становлении личности. Труд. Личность в системе деятельности и общественных отношений. Особенности формирования личности в современных условиях.Модус – ф-ий термин, обознач. св-ва предмета, присущие ему лишь в некоторых состояниях в отличие от атрибута; образ, способ, вид существования или действия чего-либо. Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации. Деятельность: действие (часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель) и операция (способ осуществления действия).Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Труд – мат деят-ть, поср-ом кот при исп искусственно созданных орудий труда преобразовывает объекты природы, выступ как предмет труда. Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные ее свойства, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее “движение” в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются прежде всего в том, в какие общности в силу объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье определенного ( исторически сложившегося) типа, от образования( если он его получает) в школе ( и в средней и высшей), определенного типа, членства в общественной или политической организации и т.д. Каждый индивид включается в жизнь общества характерным для себя способом, затрагивая лишь определенные виды общественных отношений и занимая в них определенное место.

 

Человек как отдельный представитель человеческого рода. Социально-значимые черты человека. Ролевая и ценностная структура личности. Современные интерпретации структуры личности. Понятие индивидуальности.

 Необходимо различать след. понятия:А) Человек – это родовое понятие, кот. приводит к понятию индивидуум. Б) Индивид – единичный представитель человеческого рода В) Индивидуальность – фиксирование отличительных особенностей личности Г) Личность –нечто, раскрывающее соц. сущность человека. Признаки личности (необходимые качества):1) разумность, 2) ответственность, 3) свобода, 4) индивидуальность, 5) личное достоинство, 6) соотношение успех/притязания, 7) интенциальность (с латинского стремление) следование правилам и регулятивам сообщества, понимание правил, способность выбирать решения, 8) устойчивость к враждебности, 9) я как интеграция всех выше перечисленных качеств, 10) выполнение социальной роли.Интерпретации стр-ры личн-ти: А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности; В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью, общим уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью; Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов); по Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность.

61. Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества. Эвдемонизм, трансцендентализм, ригоризм. Свобода как характеристика человеческого существования и её историко-культурные образы.Выделяют след. подходы в определении смысла жизни: 1)СЖ изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, поэт. ч-к обязан прожить жизнь достоино. 2)СЖ наход-ся за пределами ж-ни – в совершенстве и могуществе будущего человечества. 3)СЖ созидается самим чел-ом, т.к. в самой жи-ни нет никакого раз и навсегда заданного определенного смысла. Жизнь есть способ бытия человека, простран­ство для раскрытия его сущности. Смерть — это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Бессмертие — идея о том, что очевидный закон жизни, что всё живое смертно, может нарушаться. Эвдемони́зм — этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье, удовольствие или пользу (одного или всех) как мотив и цель всех стремлений.Основные идеи Трансцендентализма: социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм.Ригори́зм — строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Самый простой образ свободы для человека - это свободное время.

 

 

62. Субстанциональная, функциональная, эксистенциально-феноменологическая и социокультурная парадигмы философии сознания.- субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Мирового Разума;- функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Ленин, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания;- экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций;- социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм):










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...