Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нравственное содержание философии Сократа. Метод диалогического спора (субъективная диалектика). Этический рационализм Сократа.




СОКРАТ (ок. 469 399 до н. э.) древнегреч. философ, учение к-рого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен. Аристипп. Евклид из Мегары.Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его фактике диалог стал основным методом нахождения истины. Его антидогматизм выражался а отказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ применял повивальное искусство, именуемое мэйевтикой ис-кусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в форми-рование науки логики. Сократ про-славился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении проти-воречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоре­чий в утверждениях противника. Через правильно подобранные вопросы выявлялись слабые места в знаниях оппонента. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоре-чия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: "Познай самого себя!" Главная цель его философии восстановить авто-ритет знания, поколебленный софистами. Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель про-истекает из знания и человек, знаю-щий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению! Политические воззре-ния Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать "лучшим", т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: "Худшее это большинство!" Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты. Этический рационализм С. был замечен уже философами древности. Аристотель, напр., отмечал, что С. превратил добродетели в понятия, в науки или познания особого рода, достигаемые посредством индуктивных приемов определения этих понятий.

 

12. Идеализм Платона. Понятие идеи. Трактовка Платоном процесса познания. Учение о государстве.Платон(427 – 347 до н. э.) — величайший мыслитель Древней ГрецииЯдром философского учения Платона является еготеория идей. Идеядля Платона не есть понятие человеческого ума. Она есть истинно сущий род бытия. Она объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом.Идея предстает как источник бытия вещей, как идеальный образец, взирая на который Демиург создает мир чувственных вещей.Идея — это цель, к которой устремляются все чувственные вещи. Идея — не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи, заключающий в себе все многообразие ее чувственных воплощений. Идеи находятся в особом «умном месте» и составляют особое царство идеальных сущностей. Мир идей обладает структурой. На вершине пирамиды находится наивысшая идея —Блага.Платон различаетчувственное и интеллектуальное знание. Разновидностью чувственного знания является «вера» и «п6добие». Интеллектуальное знание включает в себя мышление и рассудок. Познание чувственных вещей оставляет нас в мире недостоверного знания или«мнения».Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам.Третий тип души — вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами – крестьяне, торговцы, ремесленники.Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонию в обществе.

Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обществом, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов.

 

13. Атомизм Демокрита. Трактовка познания у Демокрита. Социально-политические взгляды Демокрита.Согласно учению Демокрита бытие состоит изатомов, а небытие изпустоты. Атомы — это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте.Атомистическое воззрение Демокрит распространял не только на природу, но и на душу живых существ. Душу образовывали особые атомы: шарообразные, огненные, весьма подвижные. Жизнь и смерть живых организмов зависела от соединения и разъединения атомов. Душа является смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Учение Демокрита о душе противостояло господствовавшим религиозным представлениям о ее бессмертии.Важное место в философии Демокрита занимали проблемы познания. Он рассматривал два рода познания, основанных на различении чувственного (темного) и рассудочного (истинного) знания. По его мнению, с поверхностей предметов отделяются, «истекают» тончайшие образы («идолы» по-гречески), которые улавливаются органами чувств человека, в результате чего возникают ощущения (темное познание). К нему он относил зрение, слух, запах, вкус, осязание. Однако это «темное» познание не способно само по себе дать знания атомов. Поэтому необходимо участие «истинного» познания — разума, который исправляет неполные знания и открывает то, что не воспринимается чувствами.Много внимания Демокрит уделял этическим и политическим вопросам. Он считал, что целью жизни человека является земное счастье, понимаемое как разумное удовлетворение потребностей. Состояние души должно быть светлое и спокойное. Достижение такого состояния обеспечивается обучением и воспитанием.Главная задача политики состоит в обеспечении свободным гражданам условий для хорошего расположения духа. Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная хорошо управляемым государством, общим законом, порядком.В атомистическом учении Демокрита (460—370 до н. э.) была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью — изменчивость всех предметов и явлений.

 

14. Материя и форма в философии Аристотеля. Учение о душе. Учение о человеке и государстве. Логика Аристотеля.Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предмет первой философии, исторически получивший название «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее — сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия

Однако она пассивна и бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Под материей вообще Аристотель донимает возможность бытия, «бытие как потенцию»Иначе говоря, вещи — это реальная действительность, а то, из чего они состоят (материя) — это, возможное, потенциальное бытие. Формавыполняет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого и является сущностью как предмета, так и бытия в; целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. Аристотель допускает существование «материи вообще» как некой, актуальности, из которой, когда ей придается форма, возникают конкретные вещи. Также, полагает он, существует и «форма вообще» — это не что иное, как «форма форм» или Бог.Душа человека, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. Тело есть материя органического существа. Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа над телом, разум над чувствами.Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделял три вида души.Первая из них — растительная душа, которой обладают растения.Вторая — чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений.третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает». Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы».Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Счастье Аристотель отождествлял с «хорошей жизнью». «Счастлив тот, кто доволен», — говорил он. Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Аристотель заложил основы логики как нау­ки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона проти­воречия и закона исключенного третьего.

 

15. Специфический вид и принципы теоретизирования в средневековой философии. Особенности христианского мировоззрения. Догматика патристики. Основные представители патристики.Философия Средневековья — своеобразный исторический тип философии. она отличается рядом присущих ей в целом особенностей.1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории

2. Единство Священного Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга.3. В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово.4. Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма.Теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог.

Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение Патристика– это первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии со II по VI век н. э. Латинское слово «патрис» означает «отцы церкви». Соответственно, «патристика» — это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания. В рамках патристики можно выделить ряд промежуточных этапов:а) апостольский период (до середины II века н. э.);б) эпоха апологетов (с середины II века н. э. до начала IV в. н.э.). Христианские апологеты — это первые христианские философы, взявшие на себя функцию защиты христианского учения перед лицом враждебного римского государства и языческой философии.в) зрелая патристика (IV—VI в. н.э.). Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем, глубоким синтезом теологических догм и античной философской мысли.Гавные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) от ношение веры и разума, откровения христиан и мудрос ти язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и опреде ление этой цели "Град Божий"; 4) свобода воли чело века и возможность спасения его души; 5) проблема про-исхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов хрис тианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.

 

16. Становление средневековой религиозной философии Философские идеи Августина Блаженного.. Представление А.Блаженного о Боге, человеке, обществе, церкви.Опираясь на неоплатонизм, Августин создал влиятельное религиозно-философское учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века. Важнейшие темы его философского учения: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.По Августину Бог есть высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи, определяющие мировой порядок. Он имеет три равноценные лица — Отец, Сын, Святой дух, объединенные единой божественной сущностью и волей.Творение мира из ничего — акт доброй воли Бога. Человек в этом совершенном мире занимает особое место, соединяя в себе материальную природу, разумную душу и свободную волю. Поэтому он не рассматривается уже как часть космоса, он создан его господином, но в своем грехопадении утратил это благо. Теперь он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного предопределения.По-новому решается в философии Августина и проблема познания. Истина раскрывается не через пассивное созерцание и не в понятийном мышлении, а только в божественном откровении. Все остальные способы познания дают знание неполное, приблизительное, и только Бог может открыть ее, в какой-то момент научив человека своим откровением. Путь познания есть для Августина восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Фактически познания начинаются с чувственного восприятия и как бы по ступеням поднимается к истине. Бог – это солнце, свет которого делает мир зримым и прозрачным как для внешнего, так и для внутреннего зрения. Возвышаясь к Богу, разум как бы насыщается этим светом и сам просветляется. К Богу поднимается весь внутренний человек; обретение истины является по этому актом не только интеллектуальным, но обязательно и моральным, ибо Истина есть Благо.

По Августину, христианин не существует без веры.Большое внимание Августин уделил еще одной фундаментальной философской проблеме — выяснению того, что представляют собой вечность и время. Время есть мера становления. Бог пребывает вне времени, мир — во времени, которое сотворено вместе с миром.Наибольшее внимание Августина привлекала проблема Бог и зло. Августин создал своеобразную моральную теодицею, идеи которой изложены в трактате «О свободном решении»: Бог не отвечает за мировое зло, единственным источником которого является злая воля; высшая справедливость воздает каждому по заслугам. На базе этих идей Августин строит рационалистическую этику долга, достаточно формальную и по многим параметрам сходную с этикой стоиков и Канта.

17. Понятие схоластики. Ранняя, зрелая, поздняя схоластика. Проблема соотношения разума и веры, номинализм, реализм, концептуализм , в ранней, зрелой и поздней схоластике.Сам термин "схоластика" обозна-чает "школьную, учебную" философию, преподававшую ся в университетах и школах.Схоластика-наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в. Стремилась рац обосновать и системат христ вероучение. Для этого широко исп идеи античной фил-и. Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Однако если эти проблемы по содержанию по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, то на первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотно-шения общего и единичного. После дний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций "номинализма" (общее суще ствует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиций "реализма" (об щее существует реально в виде некой сущности). Одна из основных проблем схоластической философии — это проблемауниверсалий, т.е. природы общих имен или понятий.Споры об универсалиях: реализм(существование общего вне и внутри конкретной вещи ), номинализм(существование общего после и вне вещи), концептуализм существование общего вне и внутри конкретной вещи). В зависимости от ориентации теолога на платоновское или аристотелевское философское наследие, все философы-схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов. Сторонники реализма Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей. К номиналистам относятся: Росцелин, Пьер Абеляр, Беренгард Турский видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием. Представители реализма: Ансельм Кентерберийский, Бернар Клервосский, Аврелий Августин.В развитии выделяют 3 подпериода: а) ранняя 9-12в, б) расцвет 13в, в) закат 14-15в.

 

18. Философия Фомы Аквинского. Использование наследия Аристотеля. Истины разума и истины откровения. Доказательства бытия бога. Проблема универсалий.Фил и религия отлич по методу достиж истины. Но в итоге истина принципиалньно одинаковая(источник Бог). Бог – перво- двигатель, -причина, -необходимость, -руководитель, абсолютное совершенство. Индивидуальность чела – единство души и тела. Душа нематериальна и бессмертна. Чел общ-ое существо. Сосредотач внимание на том, что представлялось ему религиозной ортодоксией с целью обоснова­ния ее правоты и использовал для этого труды Аристотеля как наиболее авторитетного античного автора. Док-ва: через движение, через производящую причину, через необходимость, от степеней бытия, через целевую причину. Фома Аквинский разграничивал области философии и тео­логии. Предметом первой у него выступают "истины разума", второй — "истины откровения". Поскольку же конечным объ­ектом и той и другой, а также источником всякой истины явля­ется Бог, то не может быть никакого противоречия между тео­логией и философией. Дока­зывал, что общее, "универсалии", существуют до вещей как ин­дивидуальные прообразы индивидуальных предметов в божес­твенном разуме. Потом они существуют в вещах и после них об­разуются в человеческом разуме.С Фомой Аквинским заканчивается важный этап в развитии схоластики. Она достигла высшего своего подъема, теоретически оформившись в глубоко продуманную религиозно-философскую систему, где все — и Бог, и природа, и человек — заняли каждый свое достойное место. К концу XIII в. томизм полностью возобладал в таких университетах, как Парижский, Кельнский и стал теоретической основой папства.

 

19. Исторические условия становления и этапы развития философии Возрождения. Основные проблемы философии этого периода. Понятие пантеизма. Антропоцентризм и гуманизм.Это был период формирования новых форм отношений - зарождение буржуазного общества. Это был период великих географических открытий. Падал авторитет религиозной идеологии - кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось. Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры и абсолютизация этого наследия. Понтеизм - учение о неразрывности Бога и природы. Эта эпоха отвергает аскетизм (отказ от чувственной ориентации).

Идеал - гармоничный человек, в котором уравновешены духовное и телесное начало. Для эпохи Возрождения характерно убеждение в безграничных возможностях Это эпоха становления простого товарно-денежного хозяйства, возрастания социальной и политической роли городов, в которых господствовал свободный и независимый труд ремесленников, процветали торговля и банковское дело, появились мануфактуры. Изменяется и духовная ситуация в обществе. Возникает город ская светская культура, деятели которой художники, писатели, философы подвергают существенному пересмотру традицион ные религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневе-ковья, полностью не порывая с ними. В поисках идеала большин-ство представителей светской культуры этой эпохи широко об-ращаются к ценностям античной культуры, как духовному источ-нику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.Пантеизм(учение обожествляющее мир).В ее основе заложены принципы антропоцентризма, представления о свободном, силь-ном человеке, который утверждает свою индивидуальность и не-зависимость, что нередко порожда-ло абсолютизацию индивиду ализма и моральный нигилизм. Новые разносторонние запросы человеческой личности нашли свое выражение в гуманизме(лат. humanus человеческий, человечный, образованный), существу ющем не только как миро-воззрение, но и как социально-полити ческое движение, социальная практика в сфере политики, морали и других областях общественной жизни. Гуманизм и антропоцентризм возрожденческой культуры был неразрывен с антиклери кальными настроениями, получившими развитие в идеях рефор мизма. человека.

 

Наукоцентризм Нового Времени. Опытно-индуктивная методология Ф.Бэкона и ее основные характеристики.Индуктивный метод. Условия реформы науки. Учение об идолах. Классификация методов. Значение разума. Эмпиризм.

Новое время к16-к18 веков. Бурж выд-ся из 3 сословия и стан господств классом. Период бурж рев. Религия оконч теряет господств полож, но сохр в обыденном сознании. Учеличение власти закл в получении новых знаний.Особенности фил Н.Вр.: 1) тесная связь с естествознанием. 2) возникает противостояние материализма(созерцательность и механицизм) и идеализма. 3) Знание – сила. Фил и наука должны обеспечить господст чела на земле. 4) На передний план выходит гносеология: процесс познания и оптимальн пути нахожд истины. В обьяснении процесса познания возникло противопост. м/у рационализмом и эмпиризмом. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял  в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы на основе их наблюдения, анализа, сравнения и дальнейшего проведения эксперимента.Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать новые истины. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей кнаиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем пользуются и ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приводит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный» Индуктивный метод- метод познания, построенный на индукции (см. Индукция). Предложен Фрэнсисом Бэконом (1561-1626), английским философом, родоначальником английского материализма. В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в XIX веке в работах Джона Стюарта Милля и др. В XX в. трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера и др. Идолами Ф. Бэкон называет заблуждения разума, искажающие познание.Первый вид заблуждений — «призраки рода». Они «вскормлены самой человеческой природой», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.Второй вид заблуждений — «призраки пещеры» — происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Ф. Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Преодолеть эти заблуждения можно при использовании коллективного опыта и наблюдений.Третий вид заблуждений — «призраки рынка» — проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Они, по мнению Ф. Бэкона, наиболее тяжкие из всех, так как «они внедрены в разум согласованием слов и имен».Четвертый вид заблуждений — «призраки театра» — связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракты, продолжают плодиться, и, возможно, — в будущем их будет еще больше.Ф. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья — узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания — путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мед.Метод пчелы позволяет, по Ф. Бэкону, прийти к познанию природы вещей. Разум лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова.Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.Родоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон (1561—1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

 

21. Рационализм Р.Декарта. Разум как единственный источник знаний. Декартовская трактовка роли сомнения. Дуализм.Основоположник рационализма выдающийся французский философ Р. Декарт (1596 1650) понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Рационализм Р. Декарта утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Человек усматривает эти идеи «внутренним» зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.

Однако, полагал он, единственным источником истинных знаний является разум. Истинность же понятий и суждений состоит, по мнению Декарта, в ясности и отчетливости мышления, а не в их соответствии изучаемому объекту.Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Философия, отмечал он, развивалась на протяжении веков самыми выдающимися умами, и тем не менее в ней нет ни одного пункта, которого нельзя было бы оспорить и, следовательно, усомниться в его истинности. Сомнение есть один из актов мышления. Следовательно, сомнение не может поставить под вопрос лишь сам процесс нашего мышления. Отсюда Декарт делает свой поистине революционный вывод: "Мыслю, следовательно существую" (Cogito ergo sum). Таким образом, несомненность мышления подтверждается актом сомнения.В философии сознания дуализм— это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции.

 

22. Философия Г.Лейбница.. Понятие монады как простой, неделимой, непространственной субстанции. Мировой строй монад.Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.Старался соединить теоию с практикой. Открыл независимо от Ньютона диффер и интегр. исчичление, изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принцип вопросами науки. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие , сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность. Благодря мон. материя обл. способностью вечного самодвижения.Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опед формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ниим нет физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Поэтому Л. назыв м. “живым зеркалом” вселенной.Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через “действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление.Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепци - человеку.Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”.В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального , но не от себя). Высш. ступенб - отчетливое представление. Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

 

23. Философия Д.Беркли. Критика понятия “материя”. Субъективный идеализм. Философия Д.Юма. Агностицизм.Беркли ставит задачу опровергнуть материализм, используя сенсуализм. Для этого подвергает критике понятие материи. По его мнению ощущ – ед воспр челом реальность, но у чела нет чувств восприят материи. След существовать, быть – быть воспринимаемым. Понятие станов общим, т к явл знаком мн частных идей, поэтому ум в сост создав только общ идею вещи, но не общее понятие материи. Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимого от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Юм считал, что наше познание начинается с опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

 

Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо).Универсальные исходные принципы теории “общественного договора” :идея государства как гарантия естественного права; идея народа как суверенитета права и власти; идея конституирования закона и государства как свободного волеизъявления независимых индивидов.

В естественном, т. е. догосударственном, состоянии люди действуют согласно законам своей природы, подчинясь своим страстям. В этом состоянии, считает Т. Гоббс, все люди равны от природы, «природа дала все всем», из-за чего возникает «равенство надежд на достижение цели»; в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние «войны всех против всех». Чтобы удовлетворить свои страсти к соперничеству, наживе, славе, к власти, человек, утверждает Т. Гоббс, не останавливается ни перед чем, ни перед какими злодеяниями. В этой войне не может быть победителей.Чтобы сделать соглашение между людьми «постоянным и длительным, требуется общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу»1. Такая общественная власть, по Гоббсу, может быть создана только одним путем: «путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое боль­шинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю»2. В результате этого рождается государство. Государство на место законов природы ставит законы общества.Джон Локк явился одним из основателей английского буржуазного либерализма.Дж. Локк в своем социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным неотчуждаемым естественным правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Никто не имеет права «причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого».Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению является, по Локку, сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы в естественном состоянии. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии.Жан-Жака Руссо (1712—1778)считал, что «человек — по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным»/Призывая просвещать людей не отвлеченными науками, а добродетельными поступками, Руссо предлагает соединить политическую власть и просвещение. Только такое соединение власти со знанием и мудростью способно, по его словам, «побудить правителей совершать хорошие поступки на благо человеческому роду»1.В самом значительном своем труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) Руссо, как и все французские просветители, утверждает концепцию гражданской свободы: «Человек рожден свободным, — а между тем везде он в оковах»2. Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, Руссо главную причину неравенства видит в возникновении частной собственности. В целях смягчения неравенства Руссо предлагал ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.

25. Особенности немецкой классической философии. Идея развития. Стремление к социальным компромиссам. Субъективный идеализм И.Фихте. Объективный идеализм Ф.Шеллинга.Нем класс фил к18-1п19в. Особенности нем класс фил.1) обращение к диалект традиции. 2) Фил в центре культуры. 3) Обращение к истории как к объекту фил анализа. 4) Обращение к проблемам права и гражданского об-ва. Понятия: прогресс, свобода, труд. 5) Антропологичность(в центре фил активный субъект познания- чел). Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Основная проблема – проблема активности субъекта человеческого разума и познания. В Европе форм тенденция к опред компромиссу с феод силами, тем более, что феод силы обуржуазиваются. Фихте считал, что мир - это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. Шеллинг рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой больше, чем умозаключений и доказательств. Утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс.

 

26. Естественнонаучные и натурфилософские взгляды И.Канта. Космологическая гипотеза И.Канта. "Вещь в себе". Понятие априорных форм познания. Антиномии И.Канта. Категорический императив.

Ф-фия Канта. Кант (1724 – 1804). Разносторонний мыслитель, литератор, теория происхождения солнечной системы из газовой туманности, теория Канта – Лапласа. Основные достижения Канта теория познания (гносеология) и этика. Основные положения идеи теории познания. Главная работа “критика чистого разума”. Кант обосновывает, что познание является главным видом человеческой деятельности. Кант ставит вопрос о диалектике познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания, эти понятия составляют диалектическую противоположность, противоречие познания. Суть этой диалектики: ведущим началом, источником познания является не объект, а субъект познания. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии всего человечества, идея бога и др. идеи. Кант первый кто обозначает границы познания. Познание начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения.Кант различал «мир вещей в себе» и «мир явлений». «Вещи в себе не познаваемы».

космогоническая гипотеза немецкого философа Иммануила Канта (1724- 1804) о происхождении Солнечной системы из первоначальной холодной туманности. Согласно Канту, под действием гравитационных сил притяжения и сил отталкивания вещества хаотическая материя туманности постепенно сгущалась в более организованные формы, образовав в центре массивное Солнце, а вокруг него планеты. Кант высказал также предположение о существовании иных галактик за пределами нашей галактики, и предположение о замедлении суточного вращения Земли приливными силами. Позже, независимо от Канта, космогоническая гипотеза о происхождении Солнечной системы из сжимающегося раскаленного газа была развита французским ученым Пьером Лапласом (1749-1827). Апр. суждениямК. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:Мир конечен — мир бесконечен.Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого.В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность.Существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум (нем. Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (нем. Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Категори́ческий императи́в — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов.Исходя из двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем: 1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя;2. относиться к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;3. к человеку нельзя относиться как к средству для решения своих интересов.

 

27. Философия Гегеля. Абсолютная идея. Философская система: логика, философия природы, философия духа. Диалектика Гегеля.Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-ии. В молодости Г.отличался радикальным образом мышления, приветствовал фр.революцию, выступал против феодальн.порядков прусской монархии. Реакция, кот.началась после Венского конгресса , оказала влияние и на Г. Философия Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем.буржуазии, идеологом кот.был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революц.тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной революции в Германии, а с др.- консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости нем.буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. Анализируя категорию отчуждения, Г., хотя и в идеалистической форме , “ухватывает сущность труда”, т.е.многие важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как “результат его собственного труда” , а следовательно, догадывается о некотоых реальных закономерностях истории. Г.обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления”- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи в форме “инобытия”, т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеч.сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание. Ценнейшим приобретением философии Г.была диалектика, изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812-16). Исключительно велик вклад Г.в теорию познания, в частности большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма “вещей в себе” и явлений. Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии истории”. Во всех областях фил-ии он оставил глубокий след, применяя диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика Г.была облечена в мистическую оболочку. Идеализм философии Г.привел к прямой измене его собственным диалектическим идеям (признание завершенности развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики и др.), к националистич.предрассудкам и т.д.

 

28. Антропологическая философия Л. Фейербаха. Критика идеализма Гегеля. Критика религии. Понимание человека. Трактовка общества.Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием историч.условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала революц.буржуазн.демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вооюще. Заслугой Ф.явл.подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения- диалектики. Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший” предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с деятельностью субъекта, выцсказывал догадки об общественной природе человеч.познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как “бессознательное самосознание” человека.Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписыва-ния богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек не творение бога, а часть и притом наиболее совершенная вечной природы.

30. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А.Шопенгауэра.Шопенгауэр. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. Ш выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться че­ловеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолют­ное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появле­нием последнего возникает мир как представление, как челове­ческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование.

31.Философские взгляды С.Кьеркегора. Этапы развития личности(эстети еская, этическая, религиозная). Понятие веры. Единичность" Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопос-тавил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры. Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. Он только, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человече-ской жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности. Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки - разум человека, являются вто-ричными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя). Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален ; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его. вера является тем инструментом, с помощью которого человек становится отличным ото всех людей,- он становится Единичным. Кьеркегор противопоставляет свою веру - вере христианства. Христианство XIX века стало лживым, а потому лживой и поверхностной стала вера. Вера, как учит христианство, является инструментом успокоения, обретения сладостного блаженства, порядка и покоя. Вера стала спосо-бом добывания счастья, значит, вера извращена, либо ее нет вообще , а есть лишь разум. У современного христианства, считает Кьеркегор, нет настоящей веры. Настоящей Вера не спасает человека, но делает жизнь человека исключительной, Единичной, безумной. 3 стадии развития личности: 1) эстетическая, 2) этическая, 3) религиозная. Жизнь эстетическая — это жизнь чувственная, когда человек стремится лишь к удовольс­твиям, не задумываясь о смысле своего существования. Этический человек полагает, что в мире господствуют необходи­мость и долг, которым следует повиноваться. На религиозной стадии развития личности отчаяние рас­сматривается Кьеркегором как грех.

32.Философия Ницше. Жизнь как воля к власти. Критика существующих форм культуры.Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). В своем первом крупном труде "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) философ анализирует культуру досократовской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал — диониссийского и аполлоновского. Дионис — бог вина и опьянения, бог самой жизни в ее физическом смысле. Аполлон — покровитель искусств. Культ Аполлона — это культ разума и гармонии. По мнению Ницше, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления диониссийского начала гипертрофированным аполлинизмом. Это привело ее к глубокому кризису. Что касается обыденной жизни, то она оказалась строго регламентированной, в ней не осталось больше места для геройства и поступка. Везде торжество посредственности. Посредственные люди придумали себе массовые религии — христианство и социализм. Эти религии — религии обиженных и угнетенных, религии сострадания. Согласно Ницше, мораль христианская, как и мораль социалистическая, только ослабляет личностное начало в человеке. Человек же есть путь к Сверхчеловеку, тому, кто стоит над "стадом", над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Последний нуждается в особой морали — мужественной морали борца и воина. Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Отвергал принцип демократии и исторического процесса, не приемлет христ религию и традиц мораль, т.к. традиц мораль размягчает и расслабляет волю к власти. Отрицает ценности: совесть, доброта, сострадание. Проповедует образ сверхчеловека.

 

33. Особенности развития марксизма в первой половине XIX века. Материалистическая диалектика. Диалектика общественного развития. Понятие материальных общественных отношений. Категория общественной экономической формации. Структура формации (базис и надстройка). Социальная революция.Основатели - К. Маркс и Ф. Энгельс. В развитии марксизма выделяют 3 этапа: 40- вые г. - 1844-48г. Происходит переход с позиций фил Гегеля на позиции нового фил. мышления; 1848- 1871 г. разработка нового фил. мышления; 1871-1895 - ут-верждение основных позиций мар-ксизма. Предпосылки возникновения: социально-эконом. и полит. предпосылки. В большинстве стран Западной Европы утвердились капитали-стические отношения появляются 2 класса - буржуазия и пролетариат. Пролетариат начинает осознавать свои эконом. и полит. права. Начинаются первые выступления пролетариата, но все выступления носят стихийный характер, у них не было своей идеологии и марксизм выступил идеологией пролетариата. Фил.-теоретические предпосылки. Это вся предшествующая фил., особая роль принадлежит нем. классич. фил. Естествен.-научные предпос. - это различные открытия в науке. Все эти предпосылки способствовали созданию новой фил. В основе марксизма лежит тезис отчуждения. Суть марксизма: развитие общества идет по объективным (независимым от человека) общесоциологических законов.(Закон первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию; Закон соответствия производительных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; Закон взаимодействия базиса и надстройки общества); в основе развития общества лежит эконом. фактор, который определяет все другие стороны общественной жизни. Маркс абсолютизировал эконом. фактор , он не замечал духовного фактора. Развитие общества представляет собой объективный закономерный процесс смены общественно - эконом. формаций. До Маркса не существовало понятия обществен.- эконом. формация. Он считает, что общ.-эконом. формация - это кон-кретное общ находящиеся на определенном этапе развития, в основе формации лежит способ производства мат. благ. Маркс выделил 5 формаций в развитии общества: первобытнообщ.- рабовлад.- феодал.-капитализм- коммунизм. Однако среди них одной из наиболее обстоятельно разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории. Обоснованная ими кон-цепция материалистического понимания истории имеет общефилософский характер, выступая по сути своей концепцией общемировоззренческой и общеметодологической. По Марксу, в производстве люди совершают не нечто частное, не значимое для их сущности, а как раз наоборот: наиболее важное и существенное творят историю, изменяя окружающий мир и себя самих. Общественное бытие определяет общественное сознание - этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу. В общест-венном бытии Маркс и Энгельс выделяют то главное, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни - производство и воспроизводство материальной жизни. Способ производства представляет из себя единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы - это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства.Рассматривая вопрос о строении общества, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис - это совокуп-ность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, включающая в себя общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Эко-номическая общественная формация - это особый исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, социальной структурой. Основа общественно-экономической формации - способ производства материальных благ.Разработка марксистского учения связана с созданием принципиально новой исторической формы диалектики, коренным образом отличающейся от гегелевской, материалистической диалектики. Маркс создал диалектический метод, который рассматривал как противоположный гегелевскому. в центре внимания которой самодвижение понятий, основоположники марксизма стали рассматривать объективные процессы развития в природе и обществе, отражаемые развивающимся мышлением.

Понятие развития занимает центральное место в марксистской материалистической диалектике.

 

34. Философия неомарксизма и критическая теория общества (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе).Неомарсизм - это особое течение общественной, в том числе и философской, мысли 50-60 гг. XX в, выражавшее тот большой интерес к творчеству Маркса и его философии, который был характерен для этого периода . Неомарксизм развивается вне рамках традиционного марксизма, он тесно связан с особенностями умонастроения западноевропейской левонастроенной интеллигенции послевоенных лет. Неомарксизм распадается на два противостоящих друг другу направления: "диалектико- гуманистическое" и "сциентистское". Осново-положники первого - Г. Лукач, К.Корш, А.Грамши, к а позже -В. Беньямин, Ю. Хабермас, Г.Маркузе и др. Выступая против объективистско-натуралистической тенденции истолкования диалектического материализма, они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия; природу рассматривали через призму познавательного и практического отношения. Сциентизм ориентируется главным образом на методы и результаты "точных наук". Имеет 2 аспекта: социально-технократический и культурно-мировоззренческий. Маркузе полагал, что развитие науки и техники позволяет господствующему классу сформулировать новый тип "одномерного человека" с пониженным критическим отношением к обществу. Движущей силой социальных изменений в этих условиях становится отказ от всех социальных ценностей. Представители Н. опираются на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма - радикальный гуманизм. Предлагается акцент на : 1) Особую роль и значение общественно-исторической практики; на логическом уровне это нашло свое выражение в процедурах апплицирования собственно философских понятий на модели описания процессов экономического и общесоциологического порядка; 2)Важность преодоления отчуждения, самоотчуждения и овещения человека. Проблема отчуждения стала одной из центральных тем философии XX в. Философия Маркса в неомарсизме трактуется как филос. Самоосуществления человека на пути преодоления им отчуждения. Сторонники Н. рассматривают антикапиталистическую революцию как "конец истории", как глобальный катаклизм, призванный кардинально преодолеть предшествующее развитие социума. Политическая идеология Н. отражает неверие в революционную роль рабочего класса и стран социализма. В качестве новой движущей силы политической борьбы и общественных изменений в современных условиях Н. выдвигает "критическую интелли-генцию", бунтующую молодёжь, студенчество, освободительное движение в "3-ем мире".










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...