Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Централизация и децентрализация управления.




Всероссийская служба медицины катастроф, её структура и основные задачи

Одной из основных характеристик чрезвычайной ситуации является внезапное возникновение значительного числа пораженных, многие из которых нуждаются в безотлагательной медицинской помощи, и невозможность имеющимися в данном месте силами и средствами своевременно ее оказать.

В чрезвычайных ситуациях объем работы по медико-санитарному обеспечениюнаселения в целом и содержание лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических и других мероприятий в частности, определяются, чаще всего не столько ме­дицинскими показаниями (что является решающим фактором в обычных условиях), сколько сложившимися в результате чрезвычайной ситуации конкретными условия­ми: количеством поступающих на этапы медицинской эвакуации пораженных и их состоянием, количеством и квалификацией врачей, наличием средств для эвакуации пораженных и лечебно-профилактических учреждений в районе ЧС, состоянием их оснащенности, наличием резерва медицинского имущества, временем года, состояни­ем погоды и др.

За последние годы разработаны принципы организации медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях. В системе здравоохранения страны создана специальная служба для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычай­ных ситуаций - служба медицины катастроф.

Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф

До 1990 года задача организации медицинской помощи массовому числу пострадавших в чрезвычайных ситуациях невоенного характера возлагалась на медицинскую службу гражданской обороны. Согласно принципам, заложенным в основу МСГО, врачебная помощь пострадавшим в очаге катастрофы должна оказываться силами отрядов первой медицинской помощи (ОПМ) через 10 часов после катастрофы. Сократить время развертывания ОПМ в очаге не представляется возможным из-за громоздкой организационно-штатной структуры и слабой технической оснащенности этих формирований.

О необходимости создания в нашей стране специальной службы медицины катастроф говорили давно, особенно активно этот вопрос начал обсуждаться после Армянской трагедии (землетрясение в декабре 1988 года).

Какова главная особенность медицины катастроф в отличие от обычной медицины? Она должна решать задачу сохранения жизни и здоровья не индивидуальному больному, а большим группам пострадавших.

Средства для решения этой задачи могут быть разные. Один из руководителей службы медицины катастроф Франции Эрик Семержан выделял 2 доктрины: французскую и англосаксонскую.

По англосаксонской доктрине квалифицированный врач не выходит из больницы. Специально обученные санитары и врачи-диагносты сортируют пострадавших в очаге и тех, кого ещё можно спасти, с помощью прекрасно оснащенных, быстроходных транспортных средств доставляют в клиники. Главное на этом этапе - поддерживать жизнь раненых.

Французские медики стараются максимально приблизить госпиталь к месту катастрофы, в котором, по возможности, выполняют все сложные манипуляции, а затем уже эвакуируют раненых.

Чаще всего обе доктрины успешно взаимодействуют между собой.

В нашей стране в 1990 году была создана служба экстренной медицинской помощи (СЭМП). В феврале 1996 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 года № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», которым утверждено положение о службе.

Сегодня СМК имеет необходимую нормативно-правовую базу, органы управления и необходимые силы и средства.

Определение, задачи и основные принципы организации Всероссийской службы медицины катастроф

Медицина катастроф – отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на сохранение здоровья населения при СБАК (стихийных бедствиях, авариях, катастрофах), эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникающих при ЧС.

СМК является функциональной подсистемой РСЧС.

Основными задачами Службы являются:

§ оказание всех видов медицинской помощи пораженным при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

§ прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

§ обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

§ сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

§ создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения Службы;

§ участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;

§ разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

§ научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;

§ международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Принципы организации и деятельности Всероссийской службы
медицины катастроф

Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населе­нию.

Основными из них являются следующие:


Государственный и приоритетный характер.

Обеспечивается соответствую­щими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Фе­дерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государствен­ную задачу.

Территориально-производственный.

Российская служба МК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Централизация и децентрализация управления.

Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последст­вий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК незави­симо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляю­щей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уров­ни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

Децентрализация управления предусматривает ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории.

Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и по­вышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского пер­сонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.)

Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.

Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМКозначает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использо­ваны для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.

Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных по­следствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

Оказание медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация и лече­ние в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, могут быть орга­низованы так же, как и в обычных условиях.

Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного со­става формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа может быть осу­ществлена введением участникам формирований надбавок к должностному окладу и различными мерами поощрения.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и уч­реждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формиро­ваний, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регу­лярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; ис­пользованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражен­ных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.

Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специа­листов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государствен­ной Думой 14.07.95. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликви­дации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).

Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышен­ного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется соз­данием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также соз­данием учебно-методической базы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...