Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какое противоречие видите вы на этой картинке?




 

► СЛАЙД № 3 «Стереотипы окружающих не дают человеку с инвалидностью жить нормальной жизнью»

 

(5) Что такое инвалидность?” (6 мин)

 

► СЛАЙДЫ №№ 4–7[12]

 

► («Сказка про ведьму Винни») СЛАЙДЫ №№ 8 – 22

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» Вопрос всем: В чем мораль этой сказки?

Главная мысль этой сказки очень проста – не надо переделывать черного кота (т.е., не надо его перекрашивать) и нельзя ограничивать черного кота (нельзя запрещать ему то, что можно другим – лежать на черном полу или сидеть на черном стуле; если ему это запретить, то черный кот станет котом с ограниченными возможностями – другим можно, а ему нельзя).

Эта сказка, как и все сказки мира, рассказывая о животных, говорит об отношениях между людьми. Мораль ее проста: если рядом с вами кто-то сильно отличается от вас, и вам неудобно рядом с ним, то надо подумать – а что же нам мешает?

1) Невозможно переделать человека, но можно изменить то, что вокруг него.

2) Нельзя ограничивать человека в его возможностях – нужно изменить свое отношение к нему.

В этой сказке черный кот в черном доме играет роль человека с инвалидностью в обществе.

Давайте раскрасим черный дом – от этого всем в доме станет интереснее, веселее и удобнее.

Давайте изменим общество – давайте изменим то, что нас окружает:

– рядом со ступеньками построим наклонные поверхности (пандусы) для инвалидных и детских колясок, – тогда любой сможет подняться или спуститься без посторонней помощи (и человек на инвалидной коляске, и мама с детской коляской), это будет удобно и для велосипедов, и для самокатов, и для скейтов, и для обычных пешеходов, которым лень поднимать ноги на ступеньках;

– на пешеходных переходах сделаем так, чтобы светофоры не только показывали красный и зеленый свет, но при этом издавали звук для тех, кто не видит – тогда незрячий человек сможет перейти дорогу без помощи других;

– для кинофильмов и телепередач сделаем субтитры (бегущая строка в нижней части экрана, на которой написано, что говорят герои и какие звуки, выстрелы, музыка сопровождают то, что происходит на экране) – тогда любой неслышащий человек или человек с инвалидностью по слуху сможет смотреть те же самые фильмы и телепередачи, которые смотрят все.

 

(6) Права и возможности людей с инвалидностью”. (6 мин)

А) право на учебу

Б) право на работу

В) право на спорт

Г) право на отдых

 

► СЛАЙДЫ №№ 23 – 44

 

ВНИМАНИЕ:

бОльшая часть этих слайдов демонстрируется секунд по 5-6 «в режиме ручного слайд-щоу», иллюстрируя перечисление ведущим того, что делают люди с инвалидностью, например, «Используя соответствующие технические приспособления из области специального спортинвентаря, например, специально сконструированные спортивные коляски или спортивные протезы, молодые и пожилые люди с инвалидностью могут бегать, играть в баскетбол, фехтовать, играть в регби, в большой теннис и прочее».

Остановиться на СЛАЙДЕ № 34 «Экстрим», демонстрируя видеоролик, со следующими словами «Среди активных людей с инвалидностью, увлекающихся спортом, точно также, как и среди спортсменов без инвалидности, есть и свои экстремалы. Посмотрите, пжл, на этого юношу и, как в таких случаях говорится, не пробуйте повторить это самостоятельно»

 

При обсуждении того, как люди с инвалидностью отдыхают, также быстро переключать СЛАЙДЫ №№ 35–44, говоря аудитории: «Вот кто-то увлекается рыбалкой; кто-то серьезно занимается альпинизмом; кто-то просто любит фотографировать; это скалолаз, которому отсутствие ног – не помеха, так как у него есть возможность использовать современные высокотехнологичные протезы; вот девушка на других современных спортивных протезах бегает на утренней зорьке по морскому пляжу; а вот девочка на инвалидной коляске в компании няни или соседки катается на детских качелях, специально оборудованных для таких детей (а рядом обычные качели для остальной детворы); эта пара репетирует бальный танец; а эта пара выступает на соревновании по спортивным танцам».

 

► СЛАЙД № 45 «Равные права»

Демонстрируется видеоролик «Равные права (версия для ТВ)» (30 сек)

 

(7) Доступная среда”. (4 мин)

 

► СЛАЙДЫ №№ 46 – 48

 

► СЛАЙД № 49 «Дорога в школу: звуковой светофор»

Демонстрируется видеоролик «Дорога в школу» (15 сек)

 

► СЛАЙД № 50 «Каникулы: субтитры»

Демонстрируется видеоролик «Каникулы» (15 сек)

 

Так как видеоролики «Дорога в школу» и «Каникулы» очень короткие, то каждый из них можно повторить, если дети не поняли сразу, что им показали (с объяснением, например, «Ворона в этом мультике символизирует звуковой светофор – незрячий мальчик не может перейти дорогу, когда не знает какой свет показывает светофор на переходе»)

 

(8) Язык и этикет”. (4 мин)

 

► СЛАЙДЫ №№ 51 – 53

 

(9) Известные люди, про которых мы не знаем, что у них была инвалидность”. (4 мин)

 

СЛАЙД № 54

Надо озвучить список на слайде.

При озвучивании списка вопросы для аудитории:

«Вы слышали про этих выдающихся людей? А про кого из них хоть что-то слышали? Что об этом человеке знаете»

«А вы знаете, что, с точки зрения наших врачей, все они – инвалиды 1-й группы?»

 

► СЛАЙДЫ №№ 55 – 61

 

(10) Вывод.[13] (1 мин)


[1] Если урок начался вовремя, а ведущие заранее продумали все свои слова и говорят без запинки, то Представление может уложиться в 1,5 – 2 минуты, но вместе с рассадкой школьников в классе начало урока может отнять и больше 5 минут.

Надо предупредить администрацию школы и педагогов, что ведущего не надо представлять перед аудиторией: 1) будет лучше, если ведущий (или ведущие) представится детям сам; 2) это сэкономит время, которого катастрофически не хватает.

[2] Это упражнение может занять и больше 5 минут, но опытные ведущие укладываются и в 2-3 минуты.

[3] Этот текст – для школьников средней и старшей школы (10-16 лет) и для педагогов школы.

Над тем как передать это понятными словами для младших школьников 7-9 лет – см. Дидактические материалы для ведущего.

[4] По последним данным ООН (17.09.2013), люди с инвалидностью составляют до «15 процентов населения мира, — это 1 миллиард человек».

[5] В обычной программе «уроков доброты», рассчитанной на 4 или 5 занятий, это упражнение занимает от 8 до 15 мин, но при одном уроке мы искусственно стараемся сократить время до 4 минут, жертвуя качеством контакта с аудиторией – за 4 мин трудно успеть получить развернутые ответы от детей, и ведущему вместо того, чтобы только дополнить ответы школьников, придется проговорить правильные формулировки ответов самому. Но при этом обязательно должны прозвучать ответы из аудитории, чтобы ведущий не навязывал свою точку зрения, а чтобы дети обращались к собственному опыту или опыту своих одноклассников – только такой подход обеспечивает эффективность «уроков доброты» (иначе школьники привычно прослушают очередную непонятную и неинтересную им лекцию по принципу «в одно ухо влетело – из другого вылетело»).

[6] См. в Дидактических материалах для ведущего – «Культура общения с людьми с инвалидностью: язык и этикет»

[7] Ведущие должны знать – сколько всего жителей и сколько среди них людей с инвалидностью живут в городе и в регионе.

[8] По мере необходимости, добавить методом простого перечисления, не углубляясь на этом этапе в подробные объяснения:

- пользуются инвалидными колясками;

- плохо ходят – пользуются костылями или тросточками;

- пользуются протезами («протез» – это искусственная нога или искусственная рука; например, искусственные зубы так и называют «зубными протезами»);

- незрячие и слабовидящие (не надо называть их обидным словом «слепые»);

- неслышащие и слабослышащие (их раньше называли некрасивым словом «глухие»);

- не могут говорить вслух (они говорят на жестовом языке – говорят не языком, а руками);

- с синдромом Дауна (это не болезнь и такие люди не слабоумные – они с рождения по-другому думают и по-другому воспринимают окружающее; у них необычные черты лица, что, к сожалению, до сих пор многими воспринимается как уродство и признак слабоумия);

- с ДЦП (ДЦП – это детский церебральный паралич, который ограничивает движения человека и искривляет фигуру человека, искажает черты его лица; таким людям может быть трудно ходить, иногда физически трудно говорить, иногда у них непроизвольно дрожат руки, что мешает пользоваться предметами привычным для всех образом);

- с особенностями умственного развития или с ментальной инвалидностью (их называют очень обидными словами «умственно отсталые»);

- с внутренним заболеванием, которое не видно нашим глазам (например, диабет – такие люди должны делать себе укол сахара несколько раз в день; или удалена почка и надо соблюдать определенную диету; или у человека больное сердце и ему нельзя поднимать тяжести).

Важно обратить внимание детей на следующее: наиболее заметные для окружающих люди с инвалидностью – это те, кто пользуются инвалидными колясками; но при этом их доля в общем числе людей с инвалидностью – около 5%. Мы просто не замечаем огромное количество людей с другой инвалидностью!

[9] Хорошо, если ведущий сам знает сравнительную статистику: инвалидность с рождения – это не более 20 % от общего числа людей с инвалидностью, в более чем 80 % случаев инвалидность приобретается в течение жизни. Важно отметить, что заболеть или получить травму можно в любом возрасте.

[10] Это упражнение может занять и больше 10 минут, но опытный ведущий уложится и в 4 минуты.

[11] Рекомендации по проведению этого диалога и по комментарию к СЛАЙДУ № 4 – см. Методические материалы для ведущего.

[12] Содержание мини-лекции продолжительностью 40 – 60 сек, после которой следует переход к сказке про ведьму Винни – см. в Методических материалах для ведущего.

[13] См. Методические материалы для ведущего.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...