Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Третье: Угроза и устрашение в адрес того, кто не совершает дела в соответствии со своим знанием.




Урок №174 Духовно нравственное воспитание. (Желательный к изучению урок).

Плодом знания должно быть деяние.

 

 

Автор: ‘Абдур-Раззакъ ибн ‘Абдуль-Мухсин аль-Бадр (да хранит его Аллах).

Часть 2.

 

 

Второе: Раб ответственен за свое знание: поступал ли он в соответствии с ним?

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что люди в Судный День будут спрошены о том, какие знания они получили и как они их использовали. В хадисе, передаваемом со слов Абу Барзы аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения стопы раба не сдвинутся с места, пока его не спросят: о его жизни – как он её провёл, о его знании – совершал ли он деяния в соответствии с ним, о его имуществе — как он его приобретал и на что расходовал, и о теле — как он его использовал». Среди них упомянуто: «…о его знании – совершал ли он деяния в соответствии с ним». [Ат-Тирмизи 2417 сказав, что это хороший, достоверный хадис. [В другой версии сказано: «…о пяти вещах: 1 о его жизни, как он её провёл; 2 о его молодости, как он её использовал; о его имуществе, 3 как он его приобретал и 4 на что расходовал; 5 и что он делал из того, что он знал!» См.: ат-Тирмизи 2416, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 1874, Абу Йа’ля 2/254. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См.: «Сахих-ут-Таргъиб ва-т-Тархиб» 128, «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» 946] – Здесь и далее в квадратных скобках комментарии переводчика].

 

От Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, приводится, что он сказал: «Поистине, я боюсь того, что в День воскрешения Господь мой призовёт меня перед (Своими) творениями и скажет мне: “О, ‘Уваймир* … Что ты делал из того, что знал?!”»

[Это сообщение передал аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 1852. Шейх аль-Альбани назвал сообщение достоверным в силу существования других, подкрепляющих его сообщений. См. «Сахих-ут-Таргъиб уа-т-Тархиб» 129].

 

*[Абу-д-Дарду звали ‘Уваймир ибн Зайд ибн Къайс аль-Ансари. См.: «ас-Сияр» 2/335].

 

И это огромная беда, великий ужас и страшное положение! Человек будет спрошен в Судный день о всяком знании, что он приобрел: «Что ты сделал со своими знаниями?», ведь целью знаний являются дела, поэтому каждый человек будет спрошен о знании, которое он получил.

Многие из праведных предшественников говорили: «О, если бы я спасся от моего знания (подразумевая знание, которое он приобрёл), оставив от него минимум, чтобы оно не было ни за меня, ни против меня!» Они, да помилует их Аллах, говорили это из-за своей набожности и страха, хотя их знания и деяния были праведными, благими. Аль-Хасан аль-Басри, да одарит его Аллах Своей милостью, говорил: «Поистине, верующий объединяет в себе благодеяния и страх, а лицемер – злодеяния и ощущение безопасности (от наказания Аллаха)» [См.: «Мадаридж-ус-Саликин»]

 

И это можно отнести к тому же, как слова ‘Абду-Ллаха ибн Аби Муляйка, да одарит его Аллах Своей милостью: «Я застал около тридцати сподвижников, каждый из которых боялся для себя лицемерия». [Привел имам аль-Бухари в своём «ас-Сахихе» 1/110 — вместе с «аль-Фатх» в форме «му’аллякъ» в главе: «Страх верующего того, что его деяния станут тщетными, а он даже не почувствует этого»].

 

Аллах даровал им две великие вещи: совершение (праведных) дел наилучшим образом и старательное поклонение Аллаху. Вместе с этим они также наделены страхом перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен, того, что их деяния могут быть не приняты. Аллах сказал: «…и которые дают то, что дали, а сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся» (Аль-Муъминун, 60). ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я спросила Посланника Аллаха об этом аяте: «Это те, которые пьют вино, прелюбодействуют и воруют?» Он сказал: «Нет, о, дочь правдивейшего! Это те, которые постятся, молятся, раздают милостыню и боятся, что от них не будет принято. Это те, кто (на самом деле) спешат и опережают (других) в совершении благих дел». [Ат-Тирмизи 3175. [Также его передали: Ахмад 6/159 и 205, Ибн Джарир 18/26, аль-Багъауи в своём тафсире 6/25, аль-Хаким 2/393-394, назвав иснад достоверным. Аз-Захаби согласился с ним в этом. Аль-Альбани назвал достоверным. См.: «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» 1/255].

 

Аллах, Велик Он и Возвышен, сказал: «И (напомни им таким образом, чтобы они представили как перед своими глазами, как) (пророк) Ибрахим воздвигает основы дома [Ка’бы], и Исма’иль (его помощник). (И каждый из них обратился с мольбой к Аллаху): «(О,) Господь наш! Прими от нас, (мы просим Тебя об этом) ведь Ты, поистине – Слышащий, Знающий!» (Аль-Бакъара, 127).

 

Вухайб ибн-уль-Уард, да одарит его Аллах Своей милостью, прочитал этот аят и заплакал, а затем сказал: «О, приближенный (Халиль) Всемилостивого! Ты поднимаешь основание Дома Всемилостивого и боишься, что Он не примет этого?!». [Привёл Ибн Аби Хатим в своём тафсире 1/233. См.: «Тафсир Ибн Касир» 1/253-254].

 

Третье: Угроза и устрашение в адрес того, кто не совершает дела в соответствии со своим знанием.

 

Поистине, в Коране и Сунне приводятся устрашения и угрозы тем, чьи дела не соответствуют их знаниям, которые они изучили. Он изучает, пытается понять религию, и, может быть, даже призывает к этому знанию, но не совершает по нему деяний! Аллах, Пречист Он и Возвышен, сказал: «О, вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего (сами) не делаете? Велика ненависть у Аллаха за то, что вы говорите то, чего не делаете» (Ас-Сафф, 2-3). Также Он, Велик Он и Возвышен, сказал: «Неужели вы будете повелевать людям благочестие [совершение праведных дел] и забывать (увещевать) самих себя, в то время как вы читаете Писание? Неужели же вы не осмыслите?» (Аль-Бакъара, 44).

 

Аллах, Велик Он и Возвышен, говорит, приводя слова Своего пророка Шу’айба, мир ему: «И я не желаю предавать вас в том, что Он вам запретил [сам совершать то, от чего вас удерживаю]» (Худ, 88). Эти три аята из Великого Корана все на эту тему.

 

В хадисе от Усамы, да будет доволен им Аллах, приводимом в обоих сборниках «ас-Сахих» и в других книгах, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения приведут человека, и ввергнут его в огонь, и вывалятся кишки его в огонь, и будет он крутиться (в них) подобно ослу, вращающему (жернова) мельницы, и соберутся около него оказавшиеся в аду, которые станут говорить: “Что с тобой, о, такой-то? Не побуждал ли ты нас к одобряемому и не удерживал ли от порицаемого?!” (На это) он скажет: “Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам одобряемого не совершал, и я удерживал вас от порицаемого, а сам делал это!”». [Аль-Бухари 3267, Муслим 2989].

 

В «Муснаде аль-Имама Ахмада» приводится хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Пророк, мир ему и приветствия, увидел в Ночь вознесения мужчин, губы которых резали ножницами из огня. Он спросил: “Кто эти люди?” Ответили ему: “Это проповедники из твоей общины, которые велят людям придерживаться благочестия, забывая о себе, хотя и читают Писание. Неужели они не образумятся?!”». [Ахмад 3/120, Шейх аль-Альбани назвал достоверным. См.: «Ас-Сахиха» 291. [Этот хадис также приводят Абу Йа’ля 4069, Ибн Хиббан 52 и др. Имам аль-Багъауи в «Шарх-ус-Сунна» назвал хадис хорошим].

 

В Писании и Сунне приводятся устрашения в адрес тех, кто не совершает деяний согласно своим знаниям и тех, кто не делает того, к чему призывает. Выходит, что другие люди получают от его знаний больше пользы, чем он сам от своих же знаний. Пример его — фитиль в лампе, который освещает путь людям в то же время, сжигая себя. И поэтому один из больших таби’инов, достойный доверия и много поклоняющийся Мутарриф ибн ‘АбдуЛлах ибн аш-Шиххир обращался к Аллаху за защитой от этого, и говорил в своей мольбе: «О, Аллах! Я обращаюсь к Тебе за защитой от того, чтобы кто-либо был счастливее меня посредством того знания, которое Ты даровал мне, и обращаюсь к Тебе за защитой от того, чтобы я был назиданием для другого». [Передал имам Ахмад в книге «аз-Зухд» 1358].

 

Это великая мольба! Шейхуль-Ислям Ибн Таймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Это – одна из лучших молитв». [См.: «Маджму’-уль-Фатауа» 14/307].

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 143.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...