Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Последние дни Царственных Мучеников




В конце апреля 1918 года по распоряжению большевиков Государь вместе с Государыней и дочерью Марией Николаевной были вывезены из Тобольска и, после трудного путешествия, прибыли в Екатеринбург 30 апреля. В середине мая Цесаревич Алексей вместе с сестрами Татьяной, Ольгой, Анастасией и слугами также выехали из Тобольска и 24 мая 1918 года Семья вновь воссоединилась.

О Екатеринбургском периоде свидетельств мало. Известно по показаниям свидетелей по делу об убийстве царской семьи. Особенно ценно свидетельство протоиерея Иоанна Сторожева, совершавшего последние богослужения в Ипатьевском доме. Отец Иоанн служил дважды в воскресные дни обедницу; в первый раз 2 июня 1918 г: "...диакон говорил прошения ектений, а я пел. Мне подпевали два женских голоса (Татьяна Николаевна и еще кто-то из них), порой низким басом и Николай Александрович... Молились очень усердно..."

Условия жизни в "доме особого назначения" были тяжелее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12-ти солдат, что жили в непосредственной близости от узников, ели за одним столом. Комиссар Авдеев, закоренелый пьяница, ежедневно изощрялся в унижениях для заключенных. Приходилось мириться с лишениями, переносить издевательства - в числе охранников были уголовные преступники. Как только государь и государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли унизительному и грубому обыску. Спать приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали еду. Поведение часовых было непристойным - они дежурили даже возле двери в туалет, причем не разрешали запирать двери. На стенах охранники писали нецензурные слова, неприличные изображения.

С царской семьей оставались доктор Евгений Боткин, который был посредником между ними и комиссарами, пытаясь защищать их от грубости стражи, и несколько верных слуг: Анна Демидова, И.С. Харитонов, А.Е. Трупп и мальчик Леня Седнев. Вера заключенных поддерживала их мужество, давала силу, терпение в страданиях. Все понимали возможность скорого конца.

Даже у цесаревича вырвалась фраза: «Если будут убивать, только бы не мучили..». Царица и дочери пели церковные песнопения, которые против воли слушал караул. В изоляции от внешнего мира, окруженные жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляли благородство и ясность духа.

В одном из писем Ольга Николаевна писала: «Отец просит передать всем, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но не зло победит зло, а только любовь».

«Я твердо верю... что Господь умилосердится над Россией и умирит страсти в конце концов. Да будет Его святая воля» - писал Николай в январе 1918 г.

Даже грубые стражи были удивлены простотой, покорены полной достоинства душевной ясностью, почувствовали превосходство тех, кого держали в своей власти. Смягчился даже комиссар Авдеев. Перемена не укрылась от глаз большевистских властей. Авдеев был смещен, заменен Юровским, стража заменена австро-германскими пленными и палачами из "чрезвычайки". Жизнь узников превратилась в сплошное мученичество.

Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. «Государь и государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель наследника Пьер Жильяр, - они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись».

«Скорби и страдания многоразличныя» не сломили дух Венценосной Семьи. Сами палачи не понимали, почему голод, болезни и скорби не сказываются на Узниках.

Охрана непрестанными обысками, грубым обхождением и откровенными оскорблениями старалась унизить Царственных Узников, но, встречая вместо озлобления кротость и смирение, солдаты изменили свое поведение, прекратив непристойную ругань и похабщину. Начальство вынуждено было сменить охрану. Из дневника Императрицы Александры Федоровны: «Добром за добро воздаст любой, но христианин должен быть добрым даже к тем, кто обманывает, предает, вредит... никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим».

14 июля 1918 г. отцом Иоанном Сторожевым совершено последнее богослужение в Ипатьевском доме. «По чину обедницы положено прочесть молитву "Со Святыми упокой". Почему-то диакон вместо прочтения запел молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава, услышал, что стоявшие позади меня члены семьи Романовых опустились на колени, и вдруг ясно ощутил я высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва.»

В доме Ипатьева завершались последние дни Царственных Мучеников. Чувствуя приближение развязки, Александра Федоровна писала: «Хотя гроза приближается - на душе мирно - все по воле Божией. Он все к лучшему делает».

Вместе с Ними по разрешению властей остались несколько до конца преданных Царской Семье людей: лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, повар Иван Михайлович Харитонов, лакей Алексей Егорович Трупп, комнатная девушка Анна Степановна Демидова. Протоиерей Иоанн Сторожев, совершавший последние богослужения в Ипатьевском доме, вспоминал о службе за два дня до расстрела: «...Став на свое место, мы с диаконом начали последование обедницы. По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитвословие "Со святыми упокой". Почему-то на этот день диакон, вместо прочтения, запел эту молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава. Но, едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади нас члены семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва».

Как итог земной жизни Страстотерпцев читаем мы следующие строчки из письма Государыни: «...Ничего, жизнь - суета, все готовимся в царство Небесное. Тогда ничего страшного нет. Все можно у человека отнять, но душу никто не может,,.».

В ночь на 4 (17 июля) 1918 года в подвале Ипатьевского дома свершилось страшное злодеяние. Был убит Помазанник Божий - Император Всероссийский Николай II Александрович, Государыня Императрица Александра Федоровна, Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, Царевны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна и верные царские слуги: доктор Евгений Сергеевич Боткин, комнатная девушка Анна Степановна Демидова, лакей Алексей Егорович Трупп и повар Иван Михайлович Харитонов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...