Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Царская семья как малая церковь




Для несения многообразных и ответственных обязанностей «Хозяина Земли Русской» мир и покой в семье Царя имел особое значение. Полное взаимопонимание, чуткое, заботливое отношение ко всем членам семьи, простота и скромность во взаимных отношениях и в общении с окружающими, трудолюбие, тактичность – всё это из опыта жизни своих семей Николай Александрович и Александра Феодоровна принесли в свою царственную семью, скрепив эти христианские ценности главной ценностью – любовью. В искренней любви и вере они воспитывали своих детей.

«Наша любовь и наша жизнь – это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности – ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь», - писала мужу Александра Феодоровна.

Николай Александрович в день двадцатилетия свадьбы в дневнике записал: «Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Их духовный семейный союз, чистота супружества и высота целомудрия питались глубокой православной верой. Духовное чтение, молитвы, участие в богослужениях, посещение святых мест было органической частью их жизни и основой их семейного счастья. Жизнь Царской семьи – это жизнь в Боге, с верой Божественному Промыслу и верностью Богу. Свои души они постоянно очищали в молитвах, опираясь на советы духоносных православных старцев, следуя заветам Святых Отцов Церкви, покаянием, участием в Таинствах, принимая Святые Дары и соединяясь со Христом во время Евхаристии. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Запись Государыни в дневнике мужа:

«Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье, такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись, наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся в другом мире и навечно останемся вместе».

О дочерях:

«Наши девочки прошли через тяжелые курсы для своих лет, и их души очень развились…они делили все наши душевные волнения, и это научило их смотреть на людей открытыми глазами, так, что это им очень поможет позднее в жизни. Мы одно, а это, увы, так редко в теперешнее время».

О спасении:

«Нам нужно искать своего спасения в том положении, в какое поместило нас Провидение, а не строить воздушные замки, воображая, как добродетельны бы мы были в каком-то другом положении, и потом, надо по настоящему верить в Бога даже в малом… Ко спасению нужно стремиться каждый день., каждый час…»

Анализируя все, что было написано о Царской Семье, можно убедиться, что в основе их семейного счастья было заложено то, что в православии называется обычным словом – целомудрие. Целомудрие – это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями. Таким образом, целомудрие – целостное отношение к жизни, когда вершиной всего является Бог, и все идет, опираясь на духовность. Такое целомудрие мы хорошо видим на примере жизни Царской Семьи, в которой был традиционный уклад патриархальной семьи.

Что такое патриархальный уклад? Когда во главе семейства находится мужчина, муж – и только он. Он находится в послушании к Богу и в исполнении Его заповедей – через это идет благодать на главу семьи. А помощницей главе семьи в этом послушании, именно помощницей, а не наставницей, не учительницей, становится его жена. Она находится в послушании своему мужу, поэтому благодать идет и на нее. Дети, видя послушание родителей, тоже растут послушными, и благодать идет на них.

Вот когда эта иерархия соблюдается, то в семье идет все очень гармонично. Это подобно соку, находящемуся в живом растении: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок перестает туда поступать. Сначала там еще теплится некая жизнь, но потом она прекращается, и лист или ветка отмирают. Точно так же и в отношении семьи: если на каком-то уровне нарушается благодать, нарушается эта Богом задуманная иерархия, то семья испытывает серьезные трудности. Это – духовный закон, который никто не отменяет, знают об этом люди или не знают.

В Царской Семье была именно такая иерархия, традиционный патриархальный уклад. Конечно, Царица Александра могла быть в чем-то эмоциональна – всем психологам известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Но нельзя забывать и о том, что в Царской Семье всегда главой был Император. И надо понять, что он, как мужчина, нередко советовался со своей женой как помощницей, но окончательное решение всегда принимал лично.

В отношении супружеской жизни Венценосной семьи можно с уверенностью говорить о том, что Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми целомудрыми. Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку – как к святыне. Целомудрие в браке – его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне.

Царь и Царица старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они старались его воз-де-лы-вать. Если познакомиться с тем, что писала Царица Александра, можно увидеть и понять многое.

«Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…».

«Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения».

«В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности».

«Дом – это место тепла и нежности».

Члены Царской Семьи хорошо понимали эти духовные тонкости, они понимали, что друг от друга исходят причины ссоры и разногласия. Поэтому они старались работать над усмирением своих страстей, старались проявлять добродетель. Об этом можно говорить, знакомясь с письмами и дневниковыми записями Святых Царственных Страстотерпцев.

К примеру, Царица Александра Феодоровна, которая всей душой стала человеком православным, писала: «К спасению нужно стремиться каждый день и час, спасение достигается не одним нашим читанием, а усердным прилежанием, постоянным отрезвлением …»

Нужно особенно остановиться на том, какими отцом и матерью были Царь и Царица. На плечах Императора лежала забота о всем государстве. Николай II был человеком, который прекрасно понимал, что за всю свою деятельность он должен будет дать ответ перед Богом. Во многих дошедших до нас воспоминаниях о Царе можно прочесть, что он был удивительным отцом. Конечно, он был очень много занят на службе, но то время, которое ему было позволено находиться с семьей, он использовал настолько мудро, что его можно назвать примером отца для всех. В своих воспоминаниях воспитатель и наставник царских детей Пьер Жильяр отмечает, что Император для детей был и отцом, и Государем, и товарищем. В отношении роли отца - Императора было сказано, что он был добрый отец, с открытым сердцем, которое отзывалось на радость и на беды детей. В нечастые совместные семейные вечера Царь лично хорошо поставленным голосом читал детям произведения русских классиков. Обратите внимание на эту деталь: он брал для чтения не первую попавшуюся книгу, он обдуманно подбирал книги, с чтением которых «выходил» в семью. И это тоже показатель бережного отношения к своим детям, к своей семье, осознания своей ответственности за воспитание детей.

Именно через отца дети приучились заниматься физическим трудом. Известно, что Царь был физически очень развитым человеком, с детства приученным к труду, любил греблю. Поэтому в Царской Семье матросы обучали детей гребле и плаванью, дети занимались наведением порядка и чистоты в доме и на территории. И это не было каким-то излишеством, это была родительская мудрость.

В отношении Царицы можно сказать, что это была очень мудрая мать. Она была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. Воспитатель Царских детей Пьер Жильяр писал так: «Она была одарена самыми прекрасными нравственными качествами и всегда руководствовалась самыми благородными побуждениями. Она была честна перед собой, перед людьми и перед Богом». Она никогда бы не стала делать вид, что стала православной. И если она оставила прежнюю протестантскую веру и перешла в Православие, то приняла его всем сердцем, о чем она и писала в свое время».

В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично. Царская Семья была семьей многодетной: в ней воспитывалось пятеро детей. Часто даже два ребенка не могут ужиться между собой: они начинают ссориться, у них возникает какая-то ревность по отношению к родителям. А было ли такое в семье Императора? Было. Потому что это были реальные дети, со своими взглядами и чувствами. Но мать пыталась владеть ситуацией. В одном из писем старшей дочери Императрица пишет: «Не ссорьтесь друг с другом, это в самом деле просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми».

Глубокая религиозность выделяла царскую чету. Духом православной веры проникнуто и воспитание детей. Все жили по традициям православного благочестия. Богослужения в воскресные и праздничные дни, говение во время постов. Личная религиозность государя, его супруги была большим, чем следование традициям. Царская чета не только посещала храмы и монастыри во время многочисленных поездок, поклонялась чудотворным иконам и мощам святых, но и совершала паломничества, как в 1903 году во время прославления прп. Серафима Саровского.

Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли их - совершались службы в Царскосельском Феодоровском соборе. Нуждам Церкви император уделял огромное внимание. Он щедро жертвовал на постройку храмов. Число приходских церквей увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто более 250 монастырей. Император участвовал в закладке храмов и в церковных торжествах.

Многие отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие в тесно сплоченной семье. Отношения детей с государем трогательны - он для них царь, отец и товарищ. Омрачала жизнь семьи неизлечимая болезнь наследника. Приступы гемофилии повторялись неоднократно. В храмах служились молебны о его выздоровлении. Характер болезни был государственной тайной, и родители скрывали свои чувства. Царица понимала, что медицина бессильна. Глубоко верующая, она усердно молилась. Когда ребенок был здоров, ей казалось, что молитва услышана, но приступы повторялись, наполняя мать скорбью. Она готова поверить любому, кто мог помочь, облегчить страдания сына, что открывало двери во дворец людям, которых рекомендовали как целителей и молитвенников.

Дети Романовых

Первый ребенок, Великая Княжна Ольга, родилась 3 (16 ноября) 1895 года. Затем родилась Татьяна - 29 мая (11 июня) 1897 года, Мария – 14 (27 июня) 1899 года и Анастасия – 5 (18 июня) 1901 года. Цесаревич и Великий Князь Алексей, о рождении которого горячо молились Царственные Родители и вся Россия, появился на свет 30 июля (12 августа) 1904 года.

Воспитывали детей в Царской Семье в глубокой вере и смирении перед волей Божией. Царские дети спали на походных кроватях без подушек, утром принимали холодную ванну, в свободное время должны были заниматься рукоделием.

Великая княжна Ольга Николаевна (1895—1918) – первенец императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны.

Великая Княжна Ольга Николаевна отличалась редкой способностью к учению, не любила хозяйство, предпочитая уединение и книги, имела склонность к искусствам, была умна, со всеми держала себя ровно, спокойно, просто и естественно. Она была прямая, искренняя и щедрая, немедленно отзывалась на любую просьбу.

В своих воспоминаниях Михаил Дитерихс писал о ней так: «Великая Княжна Ольга Николаевна представляла собою типичную хорошую русскую девушку с большой душой. На окружающих Она производила впечатление своей ласковостью, Своим чарующим милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она не любила хозяйства, но любила уединение и книги. Она была развитая и очень начитанная; имела способность к искусствам: играла на рояле, пела и в Петрограде училась пению, хорошо рисовала. Она была очень скромной и не любила роскоши».

Ольга была воплощением христианских добродетелей, скромной, с сострадательной душой. Во время Первой мировой войны она была сестрой милосердия. Семья Государя все свое время отдавала раненым и больным воинам. Ольга старалась ничем не показывать своего высокого положения, с ранеными всегда была деликатна и проста в общении. В мемуарах одного из офицеров, бывшего пациентом лазарета в Царском Селе, С.П. Павлова передан разговор с княжной: «Как-то Великая Княжна Ольга сказала мне, что завтра Они у нас в лазарете не будут, так как Они должны будут посетить лазарет Большого Дворца (Екатерининский дворец) и что Им там будет очень скучно. С присущей Ей мягкой и застенчивой улыбкой Великая Княжна объяснила и причины этой скуки: – Там все так строго и официально, что приходится следить за каждым Своим шагом, так как там Мы в центре внимания. Нам никогда там не нравилось и сестры там такие важные. Только у Себя, в Своем лазарете, Мы чувствуем Себя хорошо и уютно!»

Великая Княжна Татьяна Николаевна (1897—1918) – вторая дочь императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Как и другие дети царственной четы, Татьяна воспитывалась в строгости. Великая Княжна Татьяна являлась самым близким лицом Государыни. В ней отмечались исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Из-за болезни матери Татьяна ведала распорядками в доме, любила хозяйничать. У нее был практичный ум Александры Федоровны и такой же детальный подход ко всему, какой имела Императрица.

Современники вспоминали Татьяну как цельную, глубокую натуру. Полковник Кобылинский писал о ней так: «Это была девушка вполне сложившегося характера, прямой, честной и чистой натуры, в ней отмечались исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она ведала, за болезнью Матери, распорядками в доме, заботилась об Алексее Николаевиче и всегда сопровождала Государя на Его прогулках, если не было Долгорукова. Она была умная, развитая, любила хозяйничать, и в частности вышивать и гладить белье».

Придворные отмечали ее исключительную доброту и приветливость, которые люди не всегда умели распознать из-за застенчивости и сдержанности, унаследованных от отца.

В годы Первой мировой войны княжна являлась почетной председательницей «Татьянинского комитета» — организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Вместе с матерью - императрицей и старшей сестрой Ольгой она регулярно работала в госпиталях и лазаретах.

А. А. Мосолов вспоминал: «Во время войны, сдав сестринские экзамены, старшие Княжны работали в царскосельском госпитале, выказывая полную самоотверженность в деле... У всех четырех было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Все, что Они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух Старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях... Серьезнее и сдержаннее всех была Татьяна».

В письме В. И. Чеботаревой – старшей сестре Ее Величества лазарета в Царском Селе – Татьяна писала: «Так странно бывать утром дома, а не на перевязках. Кто теперь перевязывает? Вы ли на материале и старшей сестрой? А врачи все на месте и сестры солдатского отделения?»

В письме Татьяны к родителям от 15 августа 1915 г. видно желание разделить с ними все тяготы: «Я все время молилась за Вас обоих, дорогие, чтобы Бог помог Вам в это ужасное время. Я просто не могу выразить, как Я жалею Вас, Мои любимые. Мне так жаль, что Я ничем не могу помочь...»

Последней записью в дневнике Татьяны, сделанной в Екатеринбурге, были слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Скорбь твоя неописуема, скорбь Спасителя в Гефсиманском саду о грехах мира безмерна, соедини свою скорбь с Его, в этом ты найдешь утешение».

Великая Княжна Мария Николаевна (1899–1918) - третья дочь Государя, была типично русской, добродушной, веселой, приветливой девушкой с ровным характером. Она никогда не пользовалась тем, что она дочь императора, нисколько не кичилась своим происхождением и всегда была готова прийти на помощь, оказать услугу, делая это без какой-либо церемонности и суеты.

Великая Княжна Анастасия Николаевна (1901–1918) - четвертая дочь Государя. Доброе, любящее сердце Анастасии, младшей Царевны, в сочетании с ее живостью и остроумием невероятным образом окрыляло всех тех, кто имел счастье общаться с ней.

Фрейлина Государыни А. А. Танеева (Вырубова) писала о Великих Княжнах: «Великие Княжны выросли простые, ласковые, образованные девушки, ни в чем не выказывая своего положения в обращении с другими».

Цесаревич Алексей (1904-1918) - был живым и очень добрым ребенком, внимательным ко всем окружавшим его людям - так отзывались о нем наставники. Преподаватель Цесаревича Пьер Жильяр писал: «В душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты; душа его - самая добрая почва для всех добрых семян; если сумеют их насадить и взрастить, то Русская Земля получит не только  прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека».

В отношении Царевича Алексия ситуация еще более сложная. Перед родителями стояла особая задача его воспитания, ведь растет не просто сын – долгожданный, любимый всеми, – растет наследник престола страны, которую они очень любили и были ее истинными патриотами. В результате был воспитан такой ребенок, о котором окружающие его люди говорили, что из него в будущем для России вырастет великий царь. Есть воспоминания о том, как Царица наставляла своего сына. Она говорила так: «Не стоит гордиться своим положением – перед Богом все равны». И вот это ощущение, что перед Богом все равны – самое главное в воспитании человека.

О чистоте Великих Княжон и Цесаревича Алексея свидетельствует отец Афанасий Беляев, который принимал их исповедь в 1917 году в Царском Селе: «Наступил и час исповеди царских детей. Я пошел наверх, в комнаты детей. Какие удивительные, по-христиански убранные комнаты. У каждой княжны в углу комнаты устроен настоящий иконостас, наполненный множеством икон разных размеров с изображением чтимых особенно cвятых угодников. Пред иконостасом складной аналой, покрытый пеленой в виде полотенца, на нем положены молитвенники и богослужебные книги, а также святое Евангелие и крест. Убранство комнат и вся их обстановка представляют собою невинное, не знающее житейской грязи, чистое, непорочное детство. Как шла исповедь - говорить не буду. Впечатление получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя, такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи - страстной и греховной, меня привели в изумление».

Сумели ли Царь и Царица воспитать достойных детей, любящих друг друга? Сумели. Вот одна деталь: четыре девочки, четыре княжны нередко подписывали свои послания единым именем, составленным из первых букв их собственных имен – ОТМА (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия).

Еще одно высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни». Как повела себя Царица, когда началась первая мировая война?. Она пошла работать сестрой милосердия в госпиталь, где находились солдаты и офицеры, которые не щадили своей жизни за Бога, Царя и Отечество. Она пошла как любящая мать, потому что, как она писала сразу же после своей коронации, она ощутила, что это было ее венчание с Россией, что русские люди стали ее детьми. И так же, как она когда-то сидела у постели своего больного родного сына, она сидела у постели раненых российских солдат, молитвенно прося облегчения их страданий. Она работала в операционной во время сложнейших операций. Известно, что многие солдаты и офицеры, которые были на грани смерти, просили Императрицу, чтобы она просто посидела рядом с ними, и никогда не получали отказа.

Поступок матери стал примером и для Великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татьяна, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Многие знают, как представительницы женского пола реагируют на кровь, на открытые раны; преодолеть этот страх дано не каждому – только тому, у кого есть любящее людей сердце. А эти юные девушки работали в операционной… Марию и Анастасию родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.

Готовность к испытаниям

Царь Николай II, помазанник Божий, чутко прислушивался к голосу Церкви, предупреждающей о надвигающейся опасности, о грозном будущем России и об участи православного царя. Святой праведный Иоанн Кронштадтский предсказывал: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжёлый крест страданий, как своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3:19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлёт бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами» [14. С. 44].

/14. Поэзия небес. Выпуск второй. Жемчужины русской духовной поэзии. Том второй. – Санкт-Петербург: Библия для всех. 2002./

Николай Александрович, родившийся в день памяти Иова Многострадального, говорил о своём внутреннем чувстве и убеждении, что ему также предстоит много пострадать: «Я имею больше, чем предчувствие, но полную уверенность, что предопределен ужасным испытаниям и не получу награды здесь на земле». Царь со смирением принимал выраженную ему устами благочестивых старцев и стариц, среди которых была и блаженная Параскева Саровская, волю Бога. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

К этому христианскому смирению Николай Александрович шёл через многие испытания и скорби: он смирялся перед строгой волей родителей, долго не дававших благословение на брак с любимой Аликс, его смиряли болезни жены и детей, сплетни «света», предательство близких, нестроения, бедствия во вверенном ему Отечестве, кровавые события Ходынки при венчании на Царский Престол, террор и провокации против него и преданных ему «слуг Царевых», истинных патриотов России, серьёзными неудачами в русско-японской войне и на начальном этапе Первой мировой войны. В этих испытаниях выработалась мужественное решение: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия».

К суровым испытаниям была готова и Царица Александра Феодоровна. Как и для Царя Николая Александровича, эта готовность проистекала не из грозных предсказаний православных провидцев, а была результатом труда души женщины-христианки, беспощадной к себе, своим слабостям и милосердной, сострадающей к окружающим. Так государыня воспитала и своих детей: «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Долг родителей в отношении детей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт им Бог». Царские дети, как и их родители, достойно прошли все, выпавшие на их долю испытания несправедливостью, неблагодарностью, жестокостью, насилием с уверенностью: победить зло может не месть и ответное зло, а только любовь. Уже будучи в заточении, Великая Княжна Ольга писала: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него – он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...