Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральный компонент стандарта




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

 

Рассмотрено и рекомендовано
На заседании кафедры экономической теории ЮФУ
Протокол № 2
«___»___________2010 г.
Зав. кафедрой______________
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета (зам. декана по учебной работе)
___________________
___________________
«__»___________2010

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.

“Микроэкономика”

Для студентов специалитета 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Авторы – составители: кандидат экономических наук, доцент Ипатова А.В.,

Кандидат экономических наук Калабердина О.Л.

 

Ростов-на-Дону

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………. 3
  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ……………………………………………. 4
  Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальностям 08.01.05 «Финансы и кредит», 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по экономической теории (общая экономическая теория, микроэкономика) ……………………………………………     4
  Учебно-тематический план курса ……………………………… 5
  Учебно-методические материалы по темам курса (программные аннотации, планы семинарских занятий, задания, рекомендуемая литература (основная и дополнительная))…………………………….     6
  Экзаменационные вопросы……………………………………………. 29
  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 31
  Рекомендуемая учебно-методическая литература для самостоятельной работы………………………………………………………….   31
  Примерный вариант экзаменационного задания…………………….. 32
  Справочный материал…………………………………………………. 36

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Микроэкономика» включена в федеральный компонент к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников по специальностям 08.01.05 «Финансы и кредит», 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В центре изучения предлагаемого курса находятся основные проблемы микроэкономики, представленные вопросами собственности, хозяйствования, содержания и логики развития экономических систем, особенностями поведения потребителя, производителя (предприятия), теоретическими аспектами функционирования рыночных структур, рынков факторов производства, а также анализом «провалов» рынка, неопределенности и риска.

На отделениях «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»» данная дисциплина читается на 1 курсе в течение 1 семестра в рамках обучения по дневной и по заочной формам.

Содержание предлагаемой программы составлено в соответствии с требованиями ГОС ВПО 2000 г.

В курсе используются следующие инновационные методы обучения:

- применение разнообразных форм лекционных, практических, семинарских, занятий, необходимых для более глубокого усвоения и возможности применения на практике полученных теоретических компетенций;

- использование раздаточного материала, содержащего информацию теоретического и методического характера;

- использование учебного оборудования (мультимедийного проектора, интерактивной доски, работа в дисплейном классе) для увеличения объема запоминаемой информации в ходе обучения;

- применение тестовой формы контроля знаний.

Цель курса состоит в разработке инструментарно-методического аппарата, необходимого для организации той части учебного процесса, в которой протекает не только аудиторное, но и самостоятельное изучение студентами программы курса «Микроэкономика» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта нового поколения, но и нормативами Болонского процесса, для того, чтобы повысить качество образовательного процесса, направленного на подготовку конкурентоспособного специалиста в условиях внедрения кредитно-модульной системы.

Учебная задача состоит в выработке у студентов навыков и получении знаний по микроэкономике, необходимых для более углубленного освоения теории и практики промежуточных и продвинутых курсов.

Структура учебно-методического комплекса по микроэкономике, представлена тремя модулями, обеспеченными диагностико-квалиметрическими материалами, позволяющими системно и последовательно осваивать данный учебный курс, и включает программное содержание тем второго семестра, планы семинарских занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, задания к темам, тесты, темы рефератов, вопросы к экзамену, список оф-лайновых конференций и чатов, перечень тем, проведение которых предполагает использование оболочки электронного учебника по экономической теории. Студентам предлагается примерная структура итогового контроля (экзаменационных заданий). В конце приводится список рекомендуемых учебных пособий, применимых для самостоятельной проверки знаний по данному предмету.

В результате изучения курса «Микроэкономика» студент-практик должен:

Ø знать и активно владеть изученными концепциями микроэкономической теории и логикой микроэкономического анализа, а именно:

- ориентироваться в обсуждении вопросов по представленной проблематике,

- вычленить экономическую проблему и сформулировать гипотезу/гипотезы ее решения,

- на основе вербального описания ситуации построить стандартную микроэкономическую модель,

- провести на основе построенной модели исследование выдвинутых гипотез, используя стандартные инструменты микроэкономического анализа,

- проинтерпретировать полученные результаты в терминах исходной ситуации;

Ø иметь навыки самостоятельной работы с учебной и учебно-методической литературой.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, практические занятия в оболочке электронного учебника по экономической теории.

Промежуточный контроль: самостоятельные иконтрольные работы по темам курса, повторяющие структуру итоговой формы контроля.

В целом используемые образовательные технологии опираются на:

1. Принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

2. Формы и методы обучения (метод работы в группах, презентации лекционного материала с использованием интерактивной доски);

3. Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, контрольные работы, устные опросы, беседы по актуальным вопросам);

4. Средства обучения (использование программных продуктов, статистических материалов).

Итоговая форма контроля: в конце семестра предполагается проведение письменного экзамена, состоящего из теоретических вопросов, тестов и задач по изучаемым темам. Оценка выставляется по балльной системе: учитываются баллы за работу на семинарах, посещаемость. Суммарный результат переводится в пятибалльную оценку.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Федеральный компонент стандарта

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 08.01.05 «Финансы и кредит», 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по экономической теории (общая экономическая теория, микроэкономика)

Общая экономическая теория: Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность, хозяйствование: структура прав собственности, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства; проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины, кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, средние и предельные величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (эстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.

Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки производителя и потребителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.

 

Учебно-тематический план курса «Микроэкономика»

Объем курса (всего часов) – 72,

из них: лекции – 36, семинары – 36

Название темы

Количество часов

Всего + сам. раб.

Аудиторные занятия

Самост. работа

лекции

семинары

Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

1. Микроэкономика: предмет, методы и их применение    4+3

 

2

  2   4
2. Институциональные основы функционирования рынка    4+3

 

2

  2   4

Модуль 2. Теоретические проблемы микроэкономики

3. Рыночный механизм и его характеристика: спрос, предложение, равновесная цена, эластичность 8+8

 

4

  4   8
4. Теория поведения потребителя 8+8

4

4 8
5. Теория поведения производителя (предприятия) 8+8

4

4 8

Модуль 3. АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

6. Совершенная конкуренция  8+8

4

4 8
7. Чистая монополия  4+4

2

2 4
8. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия 8+8

 

4

  4   8

Модуль 4. АНАЛИЗ РЫНКОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

9. Рынок труда и заработная плата 8+8

4

4 8
10. Рынок капитала и процент 4+4

2

2 4
11. Рынок земли и земельная рента 4+4

2

2 4

Модуль 5. МИКРОЭКОНОМИКА НЕСОВЕРШЕНСТВ РЫНКА,

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА

12. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теория «провалов» рынка

 

4+4

  2   2 4
ВСЕГО

72+72

36 36 72
           

 

Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ МОДУЛЯ №1: выявить концептуальные основы направлений развития предмета экономической теории, ее структурно-функциональных характеристик; ознакомиться с теоретическими аспектами проблемы выбора оптимальности решений, принимаемых экономическими агентами в зависимости от типа экономической системы. Приобрести навыки по обоснованию необходимости обеспечения и оценке последствий достижения компромисса общества между эффективностью и равенством, овладеть специальными и общими методами микроэкономического анализа и т.д.

Учебная задача:в этом модулеосновное внимание уделено установлению причинно-следственных связей и взаимозависимостей концептуализации предмета экономической теории в процессе его генезиса; обоснованию необходимости структурирования и функционального разграничения экономических наук с позиций системного подхода, а также методическому обеспечению возможности практического применения микроэкономической теории. Кроме этого в модуле затрагиваются такие фундаментальные проблемы, как: ограниченность ресурсов, проблема выбора в экономике, экономическая стратегия и политика;  сущность экономических институтов; экономическое и юридическое содержание собственности и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...