Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ НАЛОГА




МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики и права

Кафедра общеправовых дисциплин и государственного управления

 

Дата регистрации работы на кафедре _________________________________ Отметка о допуске к защите _________________________________________

Оценка за защиту __________________________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансовое право»

Тема: «Налог, как основная категория налогового права»

 

                          Исполнитель:

                                                                  Студент II курса, группы ПХздс-21,

Жолнаркевич Роман Валентинович

 

Руководитель:

Танана Ю.Н.

 

 Барановичи,2018

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 37 с., 35 источников

 

НАЛОГ, ФУНКЦИИ, ПРИЗНАКИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕСПУЛИКА БЕЛАРУСЬ

 

Объектом исследования выступают теоретические и практические вопросы правового регулирования функционирования налогов в Республике Беларусь.

Предмет исследования составляют нормы законодательства о налогах и сборах, регулирующие налоговый процесс, учебные пособия.

Целью исследования является комплексный анализ сущности налога как правовой категории.

Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-правовой, доктринального и нормативного толкования.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке методических и учебных пособий по курсу «Налоговое право».

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней фактический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

_________________

(подпись студента)


ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ НАЛОГА.. 5

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ.. 14

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ33

 




ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность работы. Неотъемлемым элементом экономической системы любой страны является ее институциональная структура и среда. Налоги и система налогообложения одни из важнейших элементов образующих государственные институты.

От их эффективности решающим образом зависит формирование конкурентоспособной экономики, создание предпосылок социального развития общества, повышение благосостояния населения.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства, которые аккумулируются в бюджете для финансирования расходов на развитие хозяйства, содержание органов управления, оборону, а также на обеспечение членам общества гарантий в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны правопорядка.

Налоги являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых в руках государства для обеспечения общественно необходимых и законодательно установленных потребностей общества. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций, что в свою очередь оказывает влияние на экономическую составляющую национальной безопасности.

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, то есть различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов.

Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII века все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области.

Замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления как налоги.

Целью исследованияявляется комплексный анализ сущности налога как правовой категории.

Задачи работы:

1. Описать понятие, признаки и функции налога.

2. Рассмотреть классификацию налогов.

3. Проанализировать правовые основы исчисления и уплаты налогов в Республике Беларусь.

Объектом исследованиявыступают теоретические и практические вопросы правового регулирования функционирования налогов в Республике Беларусь.

Предмет исследованиясоставляют нормы законодательства о налогах и сборах, регулирующие налоговый процесс, учебные пособия.

Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-правовой, доктринального и нормативного толкования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.



ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ НАЛОГА

 

 

Налогообложение как социальный институт выражает отношения между личностью и обществом по поводу выполнения гражданами конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги. Налоговое поведение и социальные последствия, обусловленные действием социального механизма в сфере финансов, в частности налогообложения, в значительной степени зависят от определения понятия налога в законодательном акте [7, с. 24].

Право, в отличие от морали, которая санкционируется лишь общественной оценкой – одобрением или осуждением, являясь формой духовно-практического освоения социальной действительности, исходит от государственной власти, и потенциал его воздействия на развитие социально-экономических отношений особенно значителен, когда действие права соответствует ходу общественного развития, способствуя его прогрессу.

Поэтому определение налога должно быть однозначно понятным и налогоплательщику, и органам, применяющим законодательство, и отражать результаты имеющихся мировых знаний о налогах, а не выводиться из субъективных представлений о них.

Обратимся к научной теории вопроса. Налоги возникли с появлением государства и были обусловлены необходимостью формирования централизованного фонда средств для осуществления его деятельности. «Налоги представляют собой публично-правовой источник дохода в наиболее чистом его виде: это принудительные сборы, взимаемые государством или местными союзами с подданных и находящихся на его территории лиц не в силу тех или иных услуг, а в силу финансовой власти взимающего налог публичного союза...» [14, с. 9].

Приведенное определение налогов, характеризующее их содержание, в основе которого лежит теория коллективных (общественных) потребностей в связи с появлением и развитием идей о правовом государстве, трактует налог как обязанность, вытекающую из самой идеи государства, и предполагает достаточно высокий уровень общественного сознания.

Финансовой наукой сформулированы признаки налога, которые не оспариваются до сих пор. Признаки следующие:

1) передача благ из сферы частного хозяйства в публичное;

2) обязательный, основанный на нормах закона характер этой передачи;

3) общая безвозмездность, т.е. удовлетворение с помощью налогов общих, неделимых потребностей публичного союза [5, с. 50]

Следует обратить внимание на один момент. При определении налогов как принудительных сборов, с тем чтобы показать новый этап в понимании налогов, а именно, обусловленность их наличием государства, принудительность налога не названа в качестве его признака, отличавшего налог от других понятий.

Принудительность налогов выражается в том, что «налог, не происходя из процесса ценообразования и являясь внеэкономическим орудием, всегда навязывается обороту, декретируется извне в силу верховной власти взимающего его союза».

В теории налогов даны достаточно убедительные аргументы в пользу того, что налог не может трактоваться как принудительный, т.е. неестественный, несвободный взнос.

Приведем достаточно убедительные тезисы из теории налогов.

Первое. «Принудительность налога отличает его от добровольных пожертвований. На практике, впрочем, эта разница не всегда бывает в достаточной степени уловимой, так как так называемые добровольные пожертвования нередко являются только мнимо добровольными, а в действительности носят на себе все черты принудительных сборов. С другой стороны, принудительные сборы могут уплачиваться отдельными лицами совершенно добровольно.

Например, многие плательщики с полной добросовестностью декларируют весь свой доход для целей обложения его подоходным налогом, хотя без всякого риска могли бы скрыть ту или иную его часть. Вообще рост материального благосостояния и культуры характеризуется повышением т.н. налоговой дисциплины или налоговой морали. Поэтому по мере общественного развития налоги утрачивают характер исключительной принудительности, и уплата их начинает становиться более или менее добровольной».

Второе. Фактически не все установленные налоги уплачиваются организациями и физическими лицами; обязанность наступает при возникновении объекта обложения.

Третье. Принудительность не может быть отличительным признаком налога, так как принудительный характер имеют, например, штрафы, конфискации.

Четвертое. Принудительность не может быть отличительным признаком налога также и потому, что любая обязанность по отношению к государству, в том числе и обязанность уплачивать налоги, которые являются «фактором власти», обеспечивается механизмом принуждения, так как само государство — это «основное орудие политической власти» [11, с. 94].

В настоящее время понимание налога, основанное на апробированных экономических и правовых теориях, а на определенных сравнительно-законодательных и доктринальных подходах, получило свое закрепление в п. 1 ст. 6 Налогового Кодекса Республики Беларусь: «Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» [2].

В определении налога законодательно определены следующие его признаки:

-   обязательность – в силу закона плательщики налогов при определенных условиях обязаны осуществлять полную и своевременную уплату налога. Обязательность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, односторонний характер установления налога: налог взимается вне зависимости от волеизъявления налогоплательщика, обязанного уплачивать налог. Во-вторых, обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания. Это означает, что налогоплательщик при уплате налога не вправе изменить условия и порядок его взимания. Но это не исключает право налогоплательщика на осуществление налогового планирования на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налогового обязательства. Однако в момент возникновения у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность;

-   индивидуальная безвозмездность – уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему. При уплате налога происходит одностороннее движение части денежных средств от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения плательщику за налоговое изъятие [28, с. 66].

Отличительной чертой индивидуальной безвозмездности налога является его безвозвратность, которая характеризуется не временным отвлечением средств плательщика, а полным прекращением прав лица в отношении уплаченных денежных средств;

-   денежная форма уплаты налога – налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях практически все налоговые платежи осуществляются в денежной форме, которая определена самой сутью налога, являющегося платежом;

-   отчуждение части собственности, принадлежащей плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от плательщика налогов в собственность государства (исключение составляют государственные организации). Следовательно, налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства. Само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную [22, с. 68].

Налог, обладая экономико-правовой природой, становится универсальным инструментом реализации задач государства посредством присущих ему определенных функций. Функции любой категории выражают ее общественное значение, присущее именно данной категории. Налог как категория не только правовая, но и экономическая также выполняет определенные функции.

Функцию налога можно определить как основное направление действия налога, выражающее его сущность. Функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности налогово-правовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение данного фискального взимания, образуя во взаимодействии определенную совокупность, которая предопределяет государственную налоговую политику и ее влияние на экономическое развитие страны.

Современное развитие налоговых систем как зарубежных стран, так и Республики Беларусь позволяет говорить о следующих функциях налога, которые в основном характерны для построения практическим всех систем налогообложения.

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические и физические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, т.к. главное его предназначение – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения возложенных на него обществом задач.

Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога [10, с. 12].

Наиболее тесно с фискальной функцией налога связана распределительная (социальная) функция, выражающая экономическую сущность налога как централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. В связи с этим, распределительную функцию довольно часто называют социальной.

Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги оказывают существенное влияние на сам процесс хозяйственной деятельности с помощью регулирующей (стимулирующей) функции. Ее практическая реализация осуществляется через систему различных налоговых инструментов (налоговые льготы (преференции), налоговые вычеты и налоговые кредиты и др.) [10, с. 14].

Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных общественных проблем. Необходимо обратить внимание, что регулирующая функция затрагивает как производство (прямые налоги), так и потребление (косвенные налоги).

Поскольку успешная хозяйственная деятельность частных субъектов – основной источник налоговых доходов государства, последнее должно стремиться к созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности с целью увеличения объема налоговых поступлений.

В правосознании и публичного, и частного субъектов должно быть зафиксировано представление о первичности результатов хозяйственной деятельности по отношению к налоговым последствиям. Успешную хозяйственную деятельность не сложно сделать постоянным источником налоговых поступлений, а неудовлетворительная экономическая ситуация на предприятии или в стране, обязательно негативно скажется на налоговых платежах при любой самой оптимальной налоговой системе.

Возникающая на практике конфликтность отношений между государством и налогоплательщиками предопределило выделение некоторыми авторами дестимулирующей функции (подфункции).

Благодаря контрольной функции осуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налога и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря денежной оценке сумм уплаченных налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Таким образом, посредством данной функции оценивается эффективность налоговой системы, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую и бюджетную политику [31, с. 3].

Осуществление контрольной функции во многом зависит от налоговой дисциплины (налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги).

Одна из наиболее ярко проявляющихся тенденций мирового развития состоит в усиливающейся взаимозависимости национальных экономики. Данная тенденция к гармонизации налоговых систем и налогового политики предполагает согласование основных показателей и механизмов налоговых систем, налогового права различных стран.

Налоги, в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали играть качественно иную роль. Они стали одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных экономическими и региональными интересами.

Анализ одни современных даны тенденций быть развития учет налоговых всей систем мере приводит этим к выводу, что проблемы этап налогообложения опыт отдельной ними страны силу следует доля рассматривать есть во взаимосвязи силу с развитием поля налоговой быть политики счет мирового само сообщества. Появление весь и развитие того интегрирующей себе функции идей налогообложения виде требует суда учитывать двух при разработке всех национальной века налоговой одни политики лица опыт и перспективы один налоговых фонд реформ есть в зарубежных одно странах.

 

Выводы по главе 1

                                         

Под налогом пяти понимается выше обязательный, индивидуально опыт безвозмездный ноль платеж, взимаемый силу с организаций выше и физических иных лиц в форме ярко отчуждения свою принадлежащих ряда им на праве быть собственности, хозяйственного иных ведения всей или оперативного учет управления лица денежных сфер средств этап в целях иную финансового всей обеспечения пяти деятельности акте государства даны и (или) муниципальных свою образований.

Признаки налогов:императивно-обязательный характер;индивидуальная безвозмездность;денежная форма;публичный и нецелевой характер налогов.

Налоги роль выполняют ходу три важнейшие одно функции.

-   Обеспечение рост финансирования всей государственных этой расходов всей (фискальная свою функция);

-   Поддержание всех социального иные равновесия лишь путем лица изменения вида соотношения один между мере доходами лица отдельных иных социальных фонд групп этой с целью цели сглаживания либо неравенства всех между всей ними (социальная всех функция);

-   Государственное иных регулирование благ экономики всей (регулирующая двух функция).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...