Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЕМИНАР 6. РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Перечислите истоки формирования русского самобытного типа и русской ментальности. 2. Охарактеризуйте культурно-историческое развитие дохристианской (языческой) Руси. 3. Покажите, в чем состояла самобытность культуры Киевской Руси. 4. Охарактеризуйте основные черты культура Московской Руси. 5. Покажите, что определяло развитее русской культуры Нового времени: петровские преобразования и их культурологическая оценка. 6. Покажите, в чем состоял расцвет дворянской культуры екатерининского времени. 7. Охарактеризуйте особенности русского Просвещения. Темы докладов и рефератов 1. Особенности русского национального характера в понимании отечественных и зарубежных мыслителей: сравнительная характеристика. 2. Монастыри в русской православной культуре. 3. Русское Возрождение. Иконопись. 4. Мир дворянской усадьбы и его просветительская миссия. 5. Российская повседневность различных социальных слоев: - дворянства - крестьянства - казачества - купечества - мещанства - рабочего люда. 6. Традиции, обычаи и верования русского народа. Тесты для самоконтроля 1. Что из перечисленного не отражает специфики формирования древнерусской культуры: а) тесное взаимодействие с культурами Запада и Востока; б) наличие социального неравенства; в) формирование государства и этноса на границе степи и лесостепи; г) наличие двух культурных центров Древней Руси – Киева и Новгорода. 2. Особенностью духовной жизни Руси периода утверждения христианского учения является: а) монизм; б) двоеверие; в) фатализм; г) политеизм. 3. Кто из русских мыслителей раскрыл двойственный и противоречивый характер русской души: а) Н.О. Лосский; б) Н.А. Бердяев; в) Л.Н. Толстой; г) К.С. Аксаков. 4. В системе ценностей русской культуры можно считать ее духовным стержнем: а) православие; б) самодержавие; в) народность; г) соборность. 5. Где летописец Нестор создавал «Повесть временных лет»: а) в Новгороде; б) во Владимире; в) в Киеве; г) в Ростове Великом. 6. Какой из перечисленных памятников русского зодчества был воздвигнут в XI в.: а) Успенский собор Кремля; б) Десятинная церковь в Киеве; в) храм Спаса-на-Нерли; г) Софийский собор в Киеве. 7. Какой архитектурный стиль распространился в России в XYII в.: а) нарышкинское барокко; б) «теремной» стиль; в) классицизм; г) рококо. 8. Какое из перечисленных имен лишнее: а) Симон Ушаков; б) Феофан Грек; в) Андрей Рублев; г) Симеон Полоцкий. 9. Создателем первого профессионального театра является: а) И. Сумароков; б) Ф. Волков; в) В. Мейерхольд; г) К.С. Станиславский. Литература: Основная Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005. Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007. Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004. Дополнительная Бердяев Н.А. Судьба России, - М., 1990. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. – М., 1988. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989. Данилевский Н, Я. Россия и Европа. – М., 1991. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. Ипатов а.Н. Православие и русская культура. – М., 1985. Лихачев Д.С. культура русского народа. IX – XYII вв. М., Л., 1961. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1991. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1994. Рыбаков б.А. Язычество древних славян. – М., 1981. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003. Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие. – М., 2007. Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003. Тысяча лет русского искусства. – М., 1999.
СЕМИНАР 7. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА
1 Определите характер современной культуры. 2.Раскройте, что такое "информационное общество" и дайте его характеристику. 3. Сравните массовую и высокую культуры современности. 4. Покажите, в чем состоит многообразие современных культур и каково их взаимодействие со средствами массовой информации. 5. Охарактеризуйте постмодернизм как отражение особенностей интеллектуального развития современного общества и его основные направления. 6. Перечислите основные глобальные проблемы современности в условиях информационного общества. 7. Раскройте, каковы взаимоотношения экология и экологической культуры. Темы докладов и рефератов 1. Основные противоречия в культурном процессе ХХ века. 2. Влияние НТР на культуру 2-ой половины ХХ в. 3. Основные направления искусства ХХ в. 4. СМИ и их роль в современном обществе. 5. Проблемы современного образования. Тесты для самоконтроля 1. Что является главной сущностной характеристикой информационного общества6 а) информация определяет прогресс науки и производства; б) возрастает роль СМИ в обществе; в) информация является базой, основой всех общественных изменений; г) ухудшается состояние биосферы. 2. Какие связи изучает социальная экология как наука: а) между живыми организмами; б) между обществом и окружающей средой; в) между живыми организмами и окружающей средой; г) между обществом и научно-техническим прогрессом. 3. К глобальным проблемам современности не относится: а) мода; б) ограниченность природных ресурсов; в) терроризм; г) демографическая проблема. 4. Феномен «глобальной деревни» - это: а) появление единого информационного пространства для всех людей Земли; б) отток населения из городов; в) движение «зеленых»; г) экранный характер культуры. 5. Антиглобализм – это: а) движение против подчинения всего мира интересам ведущих государств; б) форма протеста против процесса глобализации; в) национальное движение; г) антитеррористическая организация. 6. Что в современной культуре обозначается понятием «кич»: а) любой авнгардизм; б) самодеятельное, непрофессиональное искусство; в) явления в культуре и искусстве, связанные с нарушением вкуса; г) короткая хвалебная речь. 7. Какие регионы мира в наше время относятся к Западу: а) вся Европа; б) только Западная Европа; в) Западная Европа и Северная Америка; г) Западная Европа, Северная Америка, Австралия. 8. В каком понятии зафиксирована неутраченная, не смотря на его деятельность, связь современного человека с природой: а) антропосфера; б) биосфера; в) агросфера; г) социосфера. 9. Факторами формирования современной мировой культуры не являются: а) разрушение политических границ; б) формирование новых мощных каналов коммуникации; в) рост уровня культуры населения, который проявляется в знании языков; г) возрастании роли массовой культуры в современном обществе. 10. Продвижение мира к всеобщему образованию означает: а) введение всеобщего начального образования во всех странах мира; б) ликвидацию безграмотности; в) введение всеобщего обязательного среднего образования; г) тенденцию к унификации образования и выработке единых общих принципов основы образовательной системы разных стран. Литература: Основная Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005. Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Гардарики, 2007. Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Дополнительная Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. – М.: АСТ; Вече, 2003. Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007. Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003. Постмодернизм и культура. – М., 1991. Самосознание европейской культуры ХХ в. – М., 1991. Силичев Д.А. Постмодернизм: Экономика. Политика. Культура: Учебное пособие. – М., 1998. Цивилизация и культуры. Вып. 1 – 4. – М., 1994 – 1997.
СЕМИНАР 8. ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 1. 1.Охарактеризуйте художественный мир искусства. 2. Раскройте, какова природа художественного образа. 3. Покажите, в чем состоит культурологический смысл мировой художественной культуры. 4. Раскройте, в чем проблема художественной классики. 5. Охарактеризуйте понятия "классика" и "классицизм". 6. Охарактеризуйте молодежную художественную культуру, ее стили, направления. Темы докладов и рефератов 1. Концепции происхождения искусства. 2. Символические сюжеты и образы в искусстве. 3. Пути развития искусства в ХХ в.: стили и направления. 4. Искусство в условиях рынка. 5. Образовательный потенциал искусства. Тесты для самоконтроля 1. К современным видам искусства не относят: а) живопись; б) литературу; в) прикладное искусство; г) театр. 2. Первобытное искусство носило характер: а) монументальный; б) индивидуальный; в) антропоморфный; г) ритуальный. 3. К синтетическим видам искусства не относят: а) кино; б) театр; в) балет; г) поэзию. 4. Популярный жанр современной литературы и массовой культуры, основоположником которого считается американский писатель Эдгар По (1809 – 1849): а) триллер; б) фантастика; в) бестселлер; г) детектив. 5. Что из названного относится к явлениям современного искусства: а) инаугурация; б) инкрустация; в) индульгенция; г) инсталляция. 6. Отличительным признаком массового искусства является: а) народный характер; б) зрелищность; в) узнаваемость; г) широкая распространенность. 7. Модернизм – художественное направление, обозначившееся в: а) XYIII в.; б) XIX в.; в) на рубеже XIX – XX вв.; г) ХХ в. Литература: Основная Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005. Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007. Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. История культуры России. – М., 1993 Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004. Дополнительная Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003. Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007. Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003. Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн /Науч. рук. проекта Л.В. Школяр. – М., СПб.: Питер, 2007. Постмодернизм и культура. – М., 1991.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 329. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |