Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СЕМИНАР 6. РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ




1. Перечислите истоки формирования русского самобытного типа и русской ментальности.

2. Охарактеризуйте культурно-историческое развитие дохристианской (языческой) Руси.

3. Покажите, в чем состояла самобытность культуры Киевской Руси.

4. Охарактеризуйте основные черты культура Московской Руси.

5. Покажите, что определяло развитее русской культуры Нового времени: петровские преобразования и их культурологическая оценка.

6. Покажите, в чем состоял расцвет дворянской культуры екатерининского времени.

7. Охарактеризуйте особенности русского Просвещения.

Темы докладов и рефератов

1. Особенности русского национального характера в понимании отечественных и зарубежных мыслителей: сравнительная характеристика.

2. Монастыри в русской православной культуре.

3. Русское Возрождение. Иконопись.

4. Мир дворянской усадьбы и его просветительская миссия.

5. Российская повседневность различных социальных слоев:

- дворянства

- крестьянства

- казачества

- купечества

- мещанства

- рабочего люда.

6. Традиции, обычаи и верования русского народа.

Тесты для самоконтроля

1. Что из перечисленного не отражает специфики формирования древнерусской культуры: а) тесное взаимодействие с культурами Запада и Востока; б) наличие социального неравенства; в) формирование государства и этноса на границе степи и лесостепи; г) наличие двух культурных центров Древней Руси – Киева и Новгорода.

2. Особенностью духовной жизни Руси периода утверждения христианского учения является: а) монизм; б) двоеверие; в) фатализм; г) политеизм.

3. Кто из русских мыслителей раскрыл двойственный и противоречивый характер русской души: а) Н.О. Лосский; б) Н.А. Бердяев; в) Л.Н. Толстой; г) К.С. Аксаков.

4. В системе ценностей русской культуры можно считать ее духовным стержнем: а) православие; б) самодержавие; в) народность;

  г) соборность. 

5. Где летописец Нестор создавал «Повесть временных лет»: а) в Новгороде; б) во Владимире; в) в Киеве; г) в Ростове Великом.

6. Какой из перечисленных памятников русского зодчества был воздвигнут в XI в.: а) Успенский собор Кремля; б) Десятинная церковь в Киеве; в) храм Спаса-на-Нерли; г) Софийский собор в Киеве.

7. Какой архитектурный стиль распространился в России в XYII в.: а) нарышкинское барокко; б) «теремной» стиль; в) классицизм;

  г) рококо.

8. Какое из перечисленных имен лишнее: а) Симон Ушаков; б) Феофан Грек; в) Андрей Рублев; г) Симеон Полоцкий.

9. Создателем первого профессионального театра является: а) И. Сумароков; б) Ф. Волков; в) В. Мейерхольд; г) К.С. Станиславский.

Литература:

Основная

Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007.

Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005.

Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007.

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.

Дополнительная

Бердяев Н.А. Судьба России, - М., 1990.

Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. – М., 1988.

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989.

Данилевский Н, Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности.

Ипатов а.Н. Православие и русская культура. – М., 1985.

Лихачев Д.С. культура русского народа. IX – XYII вв. М., Л., 1961.

Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1991.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1994.

Рыбаков б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие. – М., 2007.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Тысяча лет русского искусства. – М., 1999.

 

СЕМИНАР 7. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА

 

1 Определите характер современной культуры.

2.Раскройте, что такое "информационное общество" и дайте его характеристику.

3. Сравните массовую и высокую культуры современности.

4. Покажите, в чем состоит многообразие современных культур и каково их взаимодействие со средствами массовой информации.

5. Охарактеризуйте постмодернизм как отражение особенностей интеллектуального развития современного общества и его основные направления.

6. Перечислите основные глобальные проблемы современности в условиях информационного общества.

7. Раскройте, каковы взаимоотношения экология и экологической культуры.

Темы докладов и рефератов

1. Основные противоречия в культурном процессе ХХ века.

2. Влияние НТР на культуру 2-ой половины ХХ в.

3. Основные направления искусства ХХ в.

4. СМИ и их роль в современном обществе.

5. Проблемы современного образования.

Тесты для самоконтроля

1. Что является главной сущностной характеристикой информационного общества6 а) информация определяет прогресс науки и производства; б) возрастает роль СМИ в обществе; в) информация является базой, основой всех общественных изменений; г) ухудшается состояние биосферы.

2. Какие связи изучает социальная экология как наука: а) между живыми организмами; б) между обществом и окружающей средой; в) между живыми организмами и окружающей средой; г) между обществом и научно-техническим прогрессом.

3. К глобальным проблемам современности не относится: а) мода; б) ограниченность природных ресурсов; в) терроризм; г) демографическая проблема.

4. Феномен «глобальной деревни» - это: а) появление единого информационного пространства для всех людей Земли; б) отток населения из городов; в) движение «зеленых»; г) экранный характер культуры.

5. Антиглобализм – это: а) движение против подчинения всего мира интересам ведущих государств; б) форма протеста против процесса глобализации; в) национальное движение; г) антитеррористическая организация.

6. Что в современной культуре обозначается понятием «кич»: а) любой авнгардизм; б) самодеятельное, непрофессиональное искусство; в) явления в культуре и искусстве, связанные с нарушением вкуса; г) короткая хвалебная речь.

7. Какие регионы мира в наше время относятся к Западу: а) вся Европа; б) только Западная Европа; в) Западная Европа и Северная Америка; г) Западная Европа, Северная Америка, Австралия.

8. В каком понятии зафиксирована неутраченная, не смотря на его деятельность, связь современного человека с природой: а) антропосфера; б) биосфера; в) агросфера; г) социосфера.

9. Факторами формирования современной мировой культуры не являются: а) разрушение политических границ; б) формирование новых мощных каналов коммуникации; в) рост уровня культуры населения, который проявляется в знании языков; г) возрастании роли массовой культуры в современном обществе.

10.  Продвижение мира к всеобщему образованию означает: а) введение всеобщего начального образования во всех странах мира; б) ликвидацию безграмотности; в) введение всеобщего обязательного среднего образования; г) тенденцию к унификации образования и выработке единых общих принципов основы образовательной системы разных стран.

                                               Литература:

Основная

Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007.

Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005.

Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Дополнительная

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Постмодернизм и культура. – М., 1991.

Самосознание европейской культуры ХХ в. – М., 1991.

Силичев Д.А. Постмодернизм: Экономика. Политика. Культура: Учебное пособие. – М., 1998.

Цивилизация и культуры. Вып. 1 – 4. – М., 1994 – 1997.

 

 

СЕМИНАР 8. ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 1. 1.Охарактеризуйте художественный мир искусства.

2. Раскройте, какова природа художественного образа.

3. Покажите, в чем состоит культурологический смысл мировой художественной культуры.

4. Раскройте, в чем проблема художественной классики.

5. Охарактеризуйте понятия "классика" и "классицизм".

6. Охарактеризуйте молодежную художественную культуру, ее стили, направления.

Темы докладов и рефератов

1. Концепции происхождения искусства.

2. Символические сюжеты и образы в искусстве.

3. Пути развития искусства в ХХ в.: стили и направления.

4. Искусство в условиях рынка.

5. Образовательный потенциал искусства.

Тесты для самоконтроля

1. К современным видам искусства не относят: а) живопись; б) литературу; в) прикладное искусство; г) театр.

2. Первобытное искусство носило характер: а) монументальный; б) индивидуальный; в) антропоморфный; г) ритуальный.

3. К синтетическим видам искусства не относят: а) кино; б) театр; в) балет; г) поэзию.

4. Популярный жанр современной литературы и массовой культуры, основоположником которого считается американский писатель Эдгар По (1809 – 1849): а) триллер; б) фантастика; в) бестселлер; г) детектив.

5. Что из названного относится к явлениям современного искусства: а) инаугурация; б) инкрустация; в) индульгенция; г) инсталляция.

6. Отличительным признаком массового искусства является: а) народный характер; б) зрелищность; в) узнаваемость; г) широкая распространенность.

7. Модернизм – художественное направление, обозначившееся в: а) XYIII в.; б) XIX в.; в) на рубеже XIX – XX вв.; г) ХХ в.

                                               Литература:

Основная

Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007.

Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005.

Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007.

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

История культуры России. – М., 1993

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.

Дополнительная

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн /Науч. рук. проекта Л.В. Школяр. – М., СПб.: Питер, 2007.

Постмодернизм и культура. – М., 1991.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...