Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СЕМИНАР 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА




1. Перечислите факторы формирования средневековых культур и их характерные черты.

2. Назовите, каковы главные достопримечательности и особенности Византийской культуры.

3. Перечислите характерные черты средневековой европейской культуры.

4. Охарактеризуйте формы и способы реализации Арабо-мусульманской культуры и  ее особенности в средние века.  

Темы докладов и рефератов

1. Христианские основы средневековой европейской культуры.

2. Ислам как религия и образ жизни.

3. Сравнительная характеристика католицизма и православия.

4. Выдающиеся достижения византийской культуры.

5. Система европейского средневекового образования.

6. Выдающиеся достижения арабо-мусульманской средневековой культуры.

Тесты для самоконтроля

1. Найдите правильный ответ: А: все средневековые культуры носили религиозный характер; Б: научность и рационализм – главные черты средневековой культуры: а) верно только А; б) верно только Б; в) верны А и Б; г) оба ответа не верны

2. Что является духовной основой европейского средневековья: а) языческая культура германских племен; б) античное культурное наследство; в) антропоцентризм; г) христианство.

3. Просветительскими центрами в Средневековье были: а) школы; б) университеты; в) монастыри; г) замки феодалов.

4. Главной средневековой наукой была: а) схоластика; б) алхимия; в) астрология; г) риторика.

5. В начале XII в. романский стиль в архитектуре сменил: а) барокко; б) готика; в) рококо; г) классицизм.

6. Какой жанр живописи получил в средние века широкое распространение в Китае: а) бытовой жанр; б) портрет; в) пейзаж; г) исторический жанр.

7. Трубадуры – это: а) те, кто подавал сигналы во время сражений;

б) слуги богатых господ; в) поэты – певцы в средневековой Европе;

  г) вестники при дворах королей.

8. Какая из перечисленных религий является наиболее ранней: а) буддизм; б) христианство; в) конфуцианство; г) ислам.

9. Какой жанр литературы не характерен для культуры европейского Средневековья: а) жития святых; б) публицистика; в) рыцарский роман; г) поэзия вагантов.

Литература:

Основная

Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007.

Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005.

Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007.

Допонительная

Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. = М., 1991.

   Вейс Г. История цивилизаций: В 3-х ТТ. – М., 1998.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998.

Гуревич П.С. Категории средневековой культуры. – М., 1974.

Емохонова Л.Г Мировая художественная культура. – М., 1999.

   Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1983.

Кардини Ф. истоки средневекового рыцарства. М., 1982.

Ле Грофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Хейзинга И. Осень средневековья. – М., 1988.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.

 

СЕМИНАР 5. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ 

1. Перечислите социально-экономические и духовные предпосылки эпохи Возрождения.

2. В чем суть проблемы периодизации и национального характера Возрождения.

3. Раскройте роль Италии в становлении культуры Возрождения.

4. Перечислите характерные черты культуры Возрождения.

5. Назовите выдающиеся достижения, их особенности и характерные черты эпохи Просвещения.

6. Охарактеризуйте, какова роль искусства к культуре Просвещения.

 

Темы докладов и рефератов

1. Реформация как предпосылка культуры Нового времени.

2. Протестантская этика: генезис и основные черты.

3. Воздействие науки и философии на эстетическую теорию и практику культуры Возрождения.

4. Основные направления и стили искусства Просвещения.

5. Культура XIX в.: переоценка ценностей гуманизма и новая культурная доминанта в западно-европейской культуре.

6. Романтизм как духовное течение первой половины XIX в. и формы его проявления в различных сферах культуры.

7. Позитивизм и художественная система критического реализма.

Тесты для самоконтроля

1. Укажите одно из важнейших явлений европейской культуры XY - XYI вв.: а) каролингское возрождение; б) гуманизм; в) готика; г) влияние восточных цивилизаций.

2. Кто из перечисленных западноевропейских мыслителей XYI в. являлся автором книги «Утопия»: а) Николай Коперник; б) Джордано Бруно; в) Эразм Роттердамский; г) Томас Мор.

3. Для романтизма характерно: а) неудовлетворенность современным для него порядком вещей; б) проявляется только в архитектуре; в) отражение действительности такой, какова она есть; г) интерес к античности.

4. Каким термином обозначается признание решающей роли разума в познании действительности, рассудочное отношение к жизни:

а) секуляризация; б) рационализм; в) прагматизм; г) пантеизм.

5. Европейская страна – Родина Возрождения – это: а) Германия; б) Италия; в) Нидерланды; г) Франция.

6. Для новоевропейской культуры характерно: а) ослабление влияния религии и церкви на образование и культуру (светскость); б) стирание различий между элитарной и народной культурами; в) распространение марксизма; г) широкое распространение рыцарской литературы.

7. Что из перечисленного относится к эпохе Возрождения: а) идеалы Просвещения; б) рационализм; в) барокко; в) научно-техническая революция; г) гуманизм.

8. В какой стране идеи Просвещения получили наибольшее развитие:

а) Италия; б) Франция; в) Германия; г) Испания.

9. Кто из просветителей пропагандировал идею воспитания «естественного человека»: а) Ж. Ж. Руссо; б) Ш. Монтескье; Д. Дидро; г) К. Гельвеций.

10.  Какому литературному направлению соответствовал «роман в письмах»: а) романтизм; б) классицизм; в) символизм;

г) сентиментализм.

Литература:

Основная

Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007.

Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005.

Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007.

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.

 

                                     дополнительная

Арган Дж. К. история итальянского искусства: В 2-х ТТ. – М., 1990.

Бенеш О. искусство северного Возрождения. – М., 1973.

Бицилли П.М. место Ренессанса в истории культуры. – СПб., 1996.

Бокгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – СПб., 1904.

Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. – СПб., 1992.

Вейс Г. История цивилизаций: В 3-х ТТ. – М., 1998.

Зайчик Р. Люди и искусство итальянского Возрождения. – СПб., 1989.

Зарубежная поэзия эпохи классицизма и Просвещения. – М., 1994.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XY- XYI вв. – М., 1966.

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М., 1993.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...