Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.1. Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс




Бюджетное устройство определяет организацию государем венного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государствен­ном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджет­ных фондов. Бюджетная система аккумулирует более 1/3 всех финансовых средств страны.

Федеральный бюджет — центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее фи­нансирование общенациональных задач и функций, является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной поли­тики, проводимой в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных прин­ципов функционирования бюджетной системы страны. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время онивключают в себя: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования ифонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты респуб­лик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов феде­рального значения. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ и бюд­жет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для испол­нения расходных обязательств субъекта РФ.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) — третий уровень бюджет­ной системы РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Мест­ный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального об­разования. В соответствии с законодательством территориями муниципальных образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы, город­ские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Это опреде­ляет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) — муниципальных районов (городских округов) и поселений. Такой подход позволяет упорядочить бюджет­ное устройство на местном уровне, ввести четкое законодательное разделение бюджетно-налоговых полномочий между различными органами власти.

В законодательстве и на практике применяется термин консолидированный бюджет — свод бюджетов соответствующей территории. Консолидированный бюджет составляется дляцелей прогноза, анализа бюджетных показателей. В обязательном порядке он пред­ставляется в вышестоящие органы власти, а также для депутатского корпуса в пакете до­кументов, сопровождающих законопроект (проект решения) о бюджете, но в отличие от бюджета законодательно не утверждается. Федеральный бюджет и свод консолидиро­ванных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ.

Бюджетное устройство, отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внут­ри страны, включает в себя: бюджетное право (в том числе бюджетное законодательство), бюджетную систему и принципы ее функционирования, бюджетные полномочия органов пуб­личной власти.

Бюджетная система и форма государственного устройства.Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государствоэто форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство— это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство— это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации — действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетный кодекс Российской Федерации  устанав­ливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, опре­деляет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федера­ции, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Принципы, на которых основана бюджетная система РФ, установлены в Бюджетном кодексе РФ:

1) единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджета;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

10) прозрачности (открытости);

11) достоверности бюджета;

12) адресности и целевого характера бюджетных средств;

13) подведомственности расходов бюджетов;

14) единства кассы.

Бюджетный процесс– ре­гламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составле­нию и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контро­лю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней провер­ке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участниками бюджетного процесса являются:

• Президент РФ;

• высшее должностное лицосубъекта РФ, глава муниципального образования;

• законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

• исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

• Центральный банк РФ;

• органы государственного (муниципального) финансового контроля;

• органы управления государственными внебюджетными фондами;

• главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

• главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

• главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;       

• получатели бюджетных средств.

Бюджетные полномо­чия – установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регу­лирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. Рассмотрим в качестве примера полномочия основных участников бюджетно­го процесса, к которым можно отнести органы законодательной (представительной) и ис­полнительной власти.

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответ­ствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.

Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и/или порядки предоставления межбюд­жетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной от­четности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных(представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципаль­ным) долгом. В составе исполнительной власти финансовые органы составляют проектсоответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают поря­док составления бюджетной отчетности. Отдельно установлены бюджетные полномочияМинистерства финансов РФ, министра финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...