Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модальное суждение – суждение




Задания для самостоятельной работы студентов. Темы, вынесенные на самостоятельную работу

1. Определите вид и структуру следующих суждений.

А. Некоторые люди – владельцы автомобилей.

Б. Всякий язык является знаковой системой.

В. Некоторые доводы не являются убедительными.

Г. Самый младший студент этой группы не сдал сегодня зачет.

Д. Последняя страница этого учебника содержит оглавление.

2. Определите, распределены ли термины в следующих суждениях.

А. Это правило трудно запоминается.

Б. Большинство людей думают, что они очень умные.

В. В некоторых учреждениях не работает охранная сигнализация.

Г. Всякая истина конкретна.

Д. Некоторые торговые точки работают круглосуточно.

Е. Ни один порядочный человек не желает зла другому.

3. Составьте суждение с распределенными терминами из понятий: «одноэтажная постройка» и «высотное здание».

4. Составьте суждение с нераспределенными терминами из понятий: «пожилые люди» и «бездомные».

 

5. Определите отношения между суждениями, используя «логический квадрат».

А. Некоторые механизмы не являются исправными.

Есть такие механизмы, которые исправны.

Б. Все преподаватели – кандидаты наук.

Ни один преподаватель не является кандидатом наук.

6. Определите, каким (истинным или ложным) будет суждение, противоречащее данному, если данное высказывание является истинным общеутвердительным. Приведите пример противоречивых суждений.

7. Исходное суждение является общеутвердительным ложным. Можно ли однозначно определить, каким (истинным или ложным) будет подчиненное ему высказывание?

8. Определите условия истинности следующих суждений с помощью таблицы:

А. Он суров, но справедлив.

Б. Сначала студент подумал, а затем задал вопрос.

В. Я прочту этот текст в учебнике или я прочту этот текст в конспекте.

9. Приведите пример энтимемы с пропущенной большей посылкой и восстановите ее до полного силлогизма.

10. Приведите пример энтимемы, не имеющей вывода.

11. Приведите пример энтимемы с пропущенной меньшей посылкой и восстановите ее до полного силлогизма.

12. Постройте правильный прогрессивный полисиллогизм, определите его логическую структуру.

13. Постройте правильный прогрессивный полисиллогизм, определите его логическую структуру.

14. Проверьте правильность полисиллогизма:

Сократ не записывал свои мысли. Сократ – современник Платона. Следовательно, некоторые современники Платона не записывали свои мысли. Все ученики Платона – современники Платона. Некоторые современники Платона не записывали свои мысли. Следовательно, некоторые из тех, кто не записывал свои мысли, не ученики Платона.

 

 

Контроль самостоятельной работы.

Материал тем, выносимых на самостоятельное изучение, оформляется в виде конспектов. Проверка и оценка выполнения осуществляется преподавателем на консультациях.

Реферат выполняется в письменном виде и сдается на проверку после изучения последнего модуля.

Расчетно-графическая работа выполняется в письменном печатном виде, включает заполнение таблиц, построение графиков и диаграмм.

Контрольная работа предполагает выполнение задания в соответствии с вариантом, определяемым начальными буквами фамилии студента. Перечень заданий приведен в РПД по дисциплине «Логика».


Тесты:


ВАРИАНТ 1

Логика – это наука

а) о мышлении

б) о формах и законах мышления

в) о правилах мышления

г) о процессе мышления

 

2. Логический термин предложения –

а) предикат

б) субъект

в) конъюнкция

г) функциональный знак

 

Форма чувственного познания

а) суждение

б) представление

в) фантазия

г) умозаключение

 

  1. Знак конъюнкции –

а) ¦

б)V

в) O

г)^

 

  1.  Ощущение – это

а) отражение отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств.

б) чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемый.

в) целостное отражение внешнего материального предмета непосредственно воздействующего на органы чувств.

г) отражение существенных признаков предмета.

 

  1. Объем понятия – это

а) мыслимое установление различия между предметами

б) мыслимое установление сходства между предметами

в) мыслимые в понятии общие и существенные признаки

г) охватываемые понятием предметы мысли

 

  1. Мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе –

а) закон достаточного основания

б) закон исключенного третьего

в) закон непротиворечия

г) закон тождества

 

  1. Определение понятия – логическая операция, раскрывающая

а) объем понятия

б) содержание и объем понятия

в) сравнимость понятий

г) содержание понятия

 

  1. Правило определения – должно быть

а) соразмерным

б) произведено по одному основанию

в) последовательным

г) непрерывным

 

  1. Деление понятия – логическая операция, раскрывающая

а) объем понятия

б) содержание понятия

в) сравнимость понятий

г) содержание и объем понятия

 

  1. Суждение

а) описывает существенные признаки класса однородных предметов

б) способ выведение заключения из посылок

в) что-либо утверждает или отрицает о предметах или отношениях

г) уточняет об истинности или ложности чего-либо

 

  1. Союз, фиксирующий в предложении дизъюнкцию, –

а) так …, как …

б) и …, и …

в) или …, или …

г) несмотря на то, что

  1. Умозаключение – это

а) логическая операция, когда из не знания выводится знание

б) правило построения мысли

в) из известного знания выводится новое

г) доказательство истинности

 

  1. Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Это есть

а) закон тождества

б) закон достаточного основания

в) закон исключенного третьего

г) закон непротиворечия

  1. Какие понятия несравнимы?

а) суд и судья

б) дом и строение

в) член коллегии адвокатов и адвокат

г) студент и отличник

 

  1. Какие понятия несовместимы?

а) обвинительный приговор и приговор

б) приговор и помилование

в) юрист и следователь прокуратуры

г) партийный и беспартийный

 

  1. Что означает квантор?

а) слово

б) сколько

в) столько

г) часть

 

  1. Какое предложение выражает суждение?

а) побудительное

б) восклицательное

в) повествовательное

г) вопросительное

 

19. Какое суждение называется атрибутивным?

а) об отношении между предметами

б) о признаках предметов

в) о существовании предметов

г) о знании предметов

 

20. Какое суждение называется дизъюнктивным?

а) соединительное сложное суждение

б) разделительное сложное суждение

в) условное сложное суждение

г) тождественное сложное суждение

21. Союзы, фиксирующие в предложении импликацию –

а) только так …, а не иначе …

б) если …, то …

в) или …, или …

г) и …, и …

 

22. Знак импликации –

а) V

б) ¦

в) ^

г) E

 

23. Простое суждение –

а) серторическое

б) реляционное

в) дизъюнктивное

г) эпистемическое

 

Какой это вид индуктивного умозаключения: «Обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или части класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу»?

 а) научная

 б) проблематичная

 в) полная

 г) популярная

 

Умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу класса какого-либо признака делается вывод о принадлежности данного признака всему классу предметов – это

             а) строгая аналогия

б) полная индукция

в) неполная индуктивный

г) нестрогая аналогия

 

Чем меньше трение между колесом и осью повозки, тем меньше замедление ее движения. Следовательно, трение – причина замедления движения повозки». Какой вид умозаключения сделан в данном примере?

а) дедуктивный              

б) традуктиный

в) индуктивный

г) аналогии

 

27.Операция обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются внелогические методы и приемы убеждающего воздействия – это

а) заблуждение

б) аргументация

в) доказательство

г) убеждение

 

При ограблении касс предприятий разоблаченные преступники действовали одним способом. Они нападали на сторожа, связывали его, взламывали дверь кассы с помощью ломика и кувалдой отжимали дверку сейфа. Через несколько лет в этом же городе стали происходить ограбления касс предприятий тем же способом. Было выдвинуто предположение, что в ограблениях участвует один из ранее осужденных по данному делу, бежавший с места заключения». Какой вид умозаключения сделан в данном примере?

а) дедуктивный

б) силлогический

в) индуктивный

г) аналогия

 

Модальное суждение – суждение

а) предписание

б) о свойствах предметов

в) категорическое

г) с дополнительной информацией

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...