Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ, ИМЕНА КОТОРЫХ СТАЛИ НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ




базаровщина каратаевщина маниловщина обломовщина ноздрёвщина печоринство хлестаковщина чичиковщина
Евгений Базаров – герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Платон Каратаев – герой романа Л.Н.Толстого Манилов - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Обломов – герой одноименного романа И.А.Гончарова Ноздрёв - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Печорин – персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Иван Александрович Хлестаков – герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Павел Иванович Чичиков - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Базаровщина же — обозначение крайностей мировоззрения базаровых (грубый материализм, нигилистический практицизм, разрушительство и т. д.) Каратаевщина (слово, выражающее отрицательное отношение к толстовской проповеди «непротивления злу насилием») — по имени кроткого и незлобивого крестьянина Платона Каратаева Бездуховность, отсутствие подлинного интереса к жизни, неумение и нежелание трудиться, отказ от собственной позиции и собственного мнения – всё это маниловщина. Писатель начинает повествование о Манилове характерной формулой обобщения: «есть род людей, известных под именем: люди так себе…». Обломовщина (бездеятельность и лень, безволие и нерешительность как общественное явление) — по имени Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова Всякий раз, когда внешняя общительность и дружелюбие скрывают агрессивность, цинизм, самоуверенность, полнейшее равнодушие ко всему, кроме собственных эгоистичных интересов, можно говорить о ноздрёвщине. Печоринство — это напускная, деланная разочарованность, внешний демонизм (по имени персонажа) Хлестаковщина означает беззастенчивое, безудержное хвастовство, ложь, крайнюю несерьёзность. Талант Гоголя раскрыл нам сущность этого явления. В каждом, кто соприкасается с Иваном Александровичем, появляется что-то «хлестаковское». И поэтому так символично звучат слова зарвавшегося героя: «Я сам себя знаю. Я везде, везде…» "Чичиковщина" - это олицетворение человека безыдейного, с внутренней пустотой, не способного и не желающего дать людям ничего хорошего. Чичиков – неутомимый и беспринципный хищник, ни перед чем не останавливающийся, обнаруживающий необыкновенное умение приспосабливаться к любым людям и любым обстоятельствам. Безликая внешность – первый своеобразный сигнал: перед нами человек, прячущий своё истинное лицо. Не случайно Гоголь отмечает: «о себе приезжий…избегал много говорить».

ОБРАЗ НАПОЛЕОНА

Л.Н.Толстой Ф.М.Достоевский А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов
Роман-эпопея «Война и мир» Роман «Преступление и наказание» Роман «Евгений Онегин» Стихотворение «Воздушный корабль»
Кумир Андрея Болконского – Наполеон. Герой ищет признания, свой Тулон (Тулон – город, ставший для Наполеона первой ступенькой к успеху). Для славы Андрей готов пожертвовать всем: «смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». Получая ранение у Аустерлица, Болконский пересматривает свои взгляды на жизнь: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками» «Наполеоновская» сторона теории Раскольникова: деление людей на два типа. Обыкновенные («тварь дрожащая») и необыкновенные (способные «сказать новое слово»). Необыкновенным позволяется переступать через жизни обыкновенных.   В кабинете Онегина стоит бюст Наполеона, Татьяна понимает заинтересованность Онегина идеями Бонапарта, оказавшись в его библиотеке: Мы все глядим в Наполеоны Двуногих тварей миллионы .   Стихотворение рассказывает о фантастическом путешествии, чудесном посмертном явлении императора Наполеона.Вспоминая свою страну, он видит в сыне преемника своих деяний и наследника завоёванного: Зовет он любезного сына, Опору в превратной судьбе; Ему обещает полмира, А Францию — только себе.

ОБРАЗ НЕБА

Влияние образа НЕБА было велико и в литературе. Уже в "Слове о полку Игореве" все, что происходило на небе, носит мистический и символический смысл. Небо предвещает Игорю поражение в битве, сопереживает и сочувствует русичам.

В произведениях русских поэтов и писателей (Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева) природа отражается уже в личностной значимости для авторов и их героев, подчеркивая их переживания, душевные движения, а порою и порождая их.

А.Н.Островский Л.Н.Толстой И.А.Бунин Велимир Хлебников З.Гиппиус
Драма «Гроза» Роман-эпопея «Война и мир» Стихотворение «Раскрылось небо» Стихотворение «Мне мало надо!» Стихотворение «Мешается, сливается…»
Для Катерины небо - символ свободы, освобождение от страданий: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Образ неба на страницах романа появляется не однажды. Первое его описание – это Аустерлицкое небо, которое является для князя Андрея пересмотром жизненных ценностей: Это небо раскрывает перед князем Андреем всю тщету его честолюбивых мечтаний: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками». Потом пред нами предстаёт небо под Смоленском. "Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце, но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато-красную мглу". А по земле идут французы на Москву (как облака), а "буровато-красная мгла" заката вызывает настойчивые ассоциации с кровью. Небо играет немаловажную роль и в жизни Безухого. Пьер, мятущаяся душа, часто обращает к нему свой взор. Вспомним: "Тёмное, звездное небо…", "Обсыпанная со всех сторон звездами, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая, что предвещала, как говорили всякие ужасы и конец света… Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду…" Для него эта комета и небо вокруг неё - не конец света, а символ новой жизни, пробужденной любовью к Наташе. Говоря об образе неба, нельзя не вспомнить стихотворение Бунина «Раскрылось небо». По мнению поэта, небо олицетворяет жизнь: Раскрылось небо голубое Меж облаков в апрельский день. В лесу все серое, сухое, И паутиной пала тень. Мне мало надо! Краюшку хлеба И капля молока. Да это небо, Да эти облака! Для поэта небо – это непосредственное олицетворение жизни, жизни бесконечной, долгой. Для него жизнь – это целая Вселенная. Возможно, под молоком поэт подразумевает Млечный Путь (молоко – млеко), а под краюшкой хлеба – край Земли, которого по сути и нет. Этим он показывает неограниченность жизни и планеты, и человека, как бы ненароком указывая на жизнь человека и после смерти. Мешается, сливается Действительность и сон, Все ниже опускается Зловещий небосклон - И я иду и падаю, Покорствуя судьбе, С неведомой отрадою И мыслью - о тебе.

ТЕМА ПАМЯТИ в ЛИРИКЕ

Память - понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви…

В.А.Жуковский А.С.Пушкин А.Т.Твардовский Степан Щипачев
Поэма “Певец во стане русских воинов” Стихотворение  «Два чувства дивно близки нам» Поэма «По праву памяти», Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины "Павшим"
В тематике стихотворений В.А.Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг. Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма “Певец во стане русских воинов”, в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками. Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого “мертвые срама не имут”; Дмитрия Донского, который “летит погибельной грозой на рать иноплеменных”. Здесь и Петр I, с его победой под Полтавой, и “грозный наш Суворов”. Вспоминая о славных предках Жуковский заканчивает замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине: За них, друзья, всю нашу кровь! На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы По мнению Пушкина, именно в духовной связи–любви с предками и отчим домом присутствует залог сохранения и величия потомков: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была без них мертва, Как пустыня И как алтарь без божества. Формально стихотворение не закончено, однако оно поражает завершённостью смысла, выраженного в весомых нравственных формулах: «любовь к родному пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «животворящая святыня». В них заложена мысль о значении наследственной памяти, о связи с национальным прошлым. В поэме «По праву памяти» чувствуется не дающая покоя «живая боль», чувство вины и сыновнего неописанного долга перед родителями, размышления о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой – эти мотивы определяют драматическую напряженность и исповедальность произведений Твардовского. Пафос поэмы «По праву памяти» определяет борьба с грозной опасностью исторического забвения: Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль… Лирическое осмысление себя во времени и в отношении к трагической эпохе, унесшей миллионы, звучит и в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…». Оно обладает формой, отличающейся незавершенностью, прерванностью чувств, которые сильнее рассудка. Нет вины перед мертвыми, погибшими «ради жизни на земле». Но она есть, эта вина, в проявлениях совести, столкнувшейся с беспамятством Память людская вечна. Мы не имеем права забыть тех, кто погиб, защищая Родину, погиб, защищая нас, наше светлое будущее. Об этом и строки стихотворения поэта: Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они?  

ТЕМА ПАМЯТИ в ПРОЗЕ

Человеческая память многообразна, она способна сберечь целостность нравственной жизни, сохранить преемственность в общественном и культурном бытии народа. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе опыта человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни отдельного человека, ни общества в целом.

Б.Васильев В.Астафьев Чингиз Айтматов В.П.Распутин
Рассказ «Экспонат №…» Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Повесть «И дольше века длится день» Повесть «Последний срок»
Незримый герой рассказа – Игорёк, погибший на войне. В память о нём у матери осталось только одно - письма сына, которые она часто перечитывала. И вот однажды к Анне Федотовне явились гости - "две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик". Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма… И забрали их, украли. Вечером к Анне Федотовне приезжала "неотложка" - врачи вытащили её из "безвременья", но душа ее замолчала. Сын для нее "угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда". Для Анны Федотовны - эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни. Лишившись их, она умирает. Старая фотография пробуждает память и воображение, помогает оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. Наверное, поэтому этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине… «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». В повести Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о манкурте, человеке, который потерял память, поэтому он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери. Ключевые для повести «Последний срок» проблемы исторической памяти и отчуждения ставятся Распутиным в зависимость от близости героев — прежде всего духовной — к отчему дому. Дело здесь сов­сем не в том, кто из детей Анны ближе к деревне или к городу. Забыть и отторгнуть свое можно и там, и там; просто в деревне их родина, а выбрасывая из памяти родные места, где бы они ни находились, нравственно перерождаешься. Михаил остался в деревне. Он досматривает мать (остальным это в тягость), ссорится с ней, пьянствует, и ему, единственному из детей, суждено проводить ее в последний путь. Умирает и его деревня. Поля не засеваются, потому что жители разъехались по городам и ушли на «выгодные» заработки в леспромхоз, не задумываясь о том, что станет с ними и их детьми после того, как лес будет выкорчеван и «доходное предприятие» перекочует в другие места..«Я теперь в родной деревне многих не знаю, кто они такие есть. Вроде и сам чужой стал, в незнакомую местность переселился», — жалуется Михаил. Теперь самое время поговорить о названии повести. Она не только об умирании, о смерти и старухи Анны, и России. Смысл названия - в предостережении: настал последний срок, осталась последняя возможность для русских подумать о ставших чужими родных и близких, вспомнить о своих истоках, позаботиться о погибающей Родине.

ТЕМА ПАМЯТНИКА

Впервые стихотворение на тему «Памятник» написал древнеримский поэт Гораций. В России его первым перевел М.В.Ломоносов под названием «Мельпомене» (Из Горация). В русской литературе существует 9 переводов этой оды Горация.

Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. Три великих русских поэта – А.С.Пушкин, Г.Р.Державин и М.В.Ломоносов написали произведения, в которых оценивали свое творчество, рассуждали о своих трудах жизни, о том, что они сделали для народа

В «Памятниках» авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие.

М.В.Ломоносов начало XVIII в. Г.Р.Державин середина XVIII в. А.С.Пушкин XIX век В.С.Высоцкий XX век
Ломоносов положил начало традиции создания литературных памятников. Он для создания своего «Памятника» взял в качестве образца оду древнеримского поэта Горация. Соблюдены все географические и биографические сведения, связанные с именем Горация. Ломоносов пишет, «…пока великий Рим владеет светом», он будет жить в памяти народа. В своем стихотворении «Памятник» Ломоносов пользуется высоким стилем, практически не рифмуя строки и употребляя устаревшие слова.   «Памятник» Г.Р.Державина опирался уже на произведение Ломоносова, но в отличие от первого стихотворения, написанного высоким стилем, второе звучит, как пишет Державин, «в забавном русском слоге». Г.Р.Державин говорит о том, что его «бессмертие» должно было обеспечить художественное новаторство, что он «из безвестности тем известен стал», что «первый … дерзнул в забавном русском слоге…» писать о деятельности царей. Вольное переложение стихотворения Горация, но Державин размышляет о воздействии поэзии на современников. Своё бессмертие поэт связывает с русским народом. Заслуга Державина перед «родом славянов», по мнению поэта, - в умении «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить». Державин в оде даёт высокую оценку не просто поэзии как отвлечённому виду литературы, а своей поэзии, своему творчеству, отмечая её большую гражданскую роль. Пушкинский «Памятник» близок по своей теме и построению к одноименному стихотворению Державина, но Александр Сергеевич пишет его легким, практически воздушным языком, что делает его абсолютно не похожим на произведение Горация. Пушкин, уже с первой строфы, подчеркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа». Потом Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и предсказывает будущую известность своей поэзии. Он будет славен «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит…». Александр Сергеевич утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»), во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»). В 1973 году В.С.Высоцкий пишет стихотворение «Памятник», в котором звучит предвидение, что, как и при жизни, удастся вырваться за мертвящие условности: Накренился я – гол, безобразен, – Но и падая – вылез из кожи, Дотянулся железной клюкой, – И, когда уже грохнулся наземь, Из разодранных рупоров все же Прохрипел я похоже: «Живой!» И паденье меня и согнуло, И сломало, – Но торчат мои острые скулы Из металла. Не сумел я, как было угодно – Шито-крыто, – Я, напротив, ушел всенародно – Из гранита. При очевидном жанрово-тематическом сходстве с ближайшим аналогом – пушкинским «Памятником», – колоссальное различие: не некими отдельными поэтическими «продуктами» ценен Высоцкий, но живой целостностью личного и поэтического «я» – как зеркала «я» всенародного. Если по отношению к Пушкину издавна бесспорным представляется утверждение «А Пушкин – наше всё…», то тогда Высоцкий – это мы все…

«Памятник» Пушкина и Державина близки по своему построению. Оба они написаны четырехстрочными строфами, которых всего пять. Эти стихотворения написаны шестистопным ямбом с мужскими и женскими рифмами во всех строках. Оба поэта используют яркие, живые эпитеты: непокорный, нерукотворный, заветный, подлунный, великий, гордый, жестокий (Пушкин); чудесный, вечный, быстротечный, сердечный (Державин). Также они использовали инверсию и метафоры.

Каждый из трех поэтов говорит о своих взаимоотношениях с музой. Для Ломоносова, муза – великая покровительница, награждающая его за «праведную заслугу». У Державина, муза – это его верная подруга, с которой он на равных:

    О муза! возгордись заслугой справедливой.

    И презрит кто тебя, сама тех презирая;

    Непринужденною рукой неторопливой

    Чело твое зарей бессмертия венчай.

А А.С.Пушкин в своей музе видит сподвижника в борьбе за справедливость, обращаясь к ней, он призывает «обиды не страшась, не требуя венца», принимать и хвалу, и клевету равнодушно, и следовать собственному призванию.

 

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА в ЛИРИКЕ

Тема Петербурга всегда волновала  писателей.  Достаточно вспомнить "ледяные просторы" и "ледяные глыбы домов" "Петербурга" А.Белого, метель на "желтизной правительственных зданий" О.Мандельштама, отуманенные Петербургом рифмы Блока и ветер, переходящий в снежную бурю в его "Двенадцати", "морозный туман" и белеющий Исакий, "оснеженная глыба" Петра В.Брюсова, "влажный визг ветреных раздолий" и "белоперистость вешних пург" З.Гиппиус, "ледяные пространства в зеленоватом тумане" А.Ахматовой.  Причем вполне реальная климатическая деталь становится символическим образом, в котором холод атмосферы сливается с холодом и мраком инфернального пространства, погружая петербургского жителя в ощущение предсмертной безысходности. Этот город неоднозначен, противоположные оценки его сосуществуют. "Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались", - нельзя не согласиться с этими словами критика серебряного века Анциферова.

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина глава,

И по Разъезжей бродит Достоевский.

С.Я.Маршак

А.С.Пушкин Н.А.Некрасов З.Гиппиус В.Брюсов А.Ахматова

О.Мандельштам

Поэма «Медный всадник» стихотворения Стихотворение "Петроград" стихотворение "К Медному всаднику" «Стихи о Петербурге»

Стихотворение «Я вернулся в мой город…»

Тема Петербурга как особая эстетическая и социальная тема была впервые выдвинута в русской литературе Пушкиным. В "Домике в Коломне", "Пиковой даме", "Медном всаднике" (вступление к этой поэме было опубликовано в конце 1834 года) ощущение неповторимой красоты Петербурга было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России.

Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости её народа

А.С. Пушкин является таким же творцом образа Петербурга, как и Петр I – его строителем. Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга.

Близок к Гоголю и Петербург некрасовский. Перед читателем разворачиваются картины страданий «униженных и оскорблённых» на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» лирический герой, который «вышел на Сенную», становится свидетелем жестокого публичного наказания — избиения «крестьянки молодой» кнутом. В основу же сюжета стихотворения «Размышления у парадного подъезда» положены воспоминания самого Некрасова о разыгравшейся у «парадного подъезда» сцене: к «заветным дверям» подходят просители, которые прибыли издалека:

Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний

С образом «владельца роскошных палат» связан мотив глухоты и сна «сильных и сытых мира сего». Автор резко ироничен по отношению к «мнительным, тучным обжорам», чуждым страданиям и бедам народа, «деревенских русских людей». Важно заметить, что Некрасов, вводя тему «маленького человека», делает акцент не на социальной, а на нравственной стороне проблемы («деревенские русские люди»)

З.Гиппиус писала в 1914 году в стихотворении "Петроград", презрительно взяв его в кавычки:

Кто посягнул на детище Петрово?

Кто совершенное деянье рук

Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,

Смел изменить хотя б единый звук?

Чему бездарное в вас сердце радо?

Славянщине убогой? Иль тому,

Что к "Петрограду" рифм гулящих стадо

Крикливо льнет, как будто к своему?

В стихотворении "К Медному всаднику" (1906) В.Брюсов вторил Ф.М.Достоевскому:

Но северный город - как призрак туманный,

Мы, люди, проходим, как тени во сне.

Даже холод, пронизывающий описание "видения на Неве" станет абсолютным выражением не только климатической, но и духовно-нравственной сущности происходящих в городе событий.

Интересно сопоставить образ Петербурга в поэзии Ахматовой и Мандельштама. Они живут в одно и то же время, бродят по одним и тем же улицам, принадлежат к одному и тому же литературному течению – акмеизму, но всё же Петербург в их творчестве – разный.

Классицизм архитектуры Петербурга привлекателен для Мандельштама правильностью линий, возвышенностью, гармонией и одухотворённостью его зданий. В то же время в образе Петербурга присутствует и мотив имперский. У Мандельштама Петербург – чёрно-жёлтый (цвета императорского штандарта). В более позднем творчестве город Петра превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. В стихах 1921-1925 годов Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым ликом ("шоколадные, кирпичные, / Невысокие дома"). В поздних стихах Мандельштама Петербург-Петрополь превращается в Ленинград и появляется мотив бездомности, незащищённости, обречённости.

Петербург в стихах Ахматовой – город любви. Она не посвящает стихов отдельным зданиям, как Мандельштам. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. Петербург в поэзии Ахматовой – фон, декорация, он помогает лирической героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению, катарсису. Слово "Ленинград" заменит имя Петербурга в "Реквиеме" – как звук и знак, враждебный лирической героине. И лишь в стихах военных лет обретёт другое звучание, овеянное мученичеством и героизмом.

Повторим, что Петербург Ахматовой и Мандельштама очень разный. Но при всём различии есть в отношении двух поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века, как нечто облагораживающее стихийное состояние человека.

Вновь Исакий в облаченьи

Из литого серебра...

Стынет в грозном нетерпеньи

Конь Великого Петра.

Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Петербург! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса.
             

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА в ПРОЗЕ

Н.В.Гоголь

Ф.М.Достоевский
Сборник «Петербургские повести» Повесть «Шинель» Поэма “Мертвые души Роман «Преступление и наказание»
В произведениях Н. В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступает перед проблемой обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии («Петербургские повести») Петербург в повести “Шинель” - это город, в котором “маленькие люди” пропадают бесследно. В нём одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.  Петербург “Мертвых душ” — это странный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, о котором написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург -  необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой — это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки. В своем подходе к изображению Петербурга Ф.М.Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову. В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий. Страшная жара, пыль и та особенная пёстрая толпа усиливают впечатление того, что герою неуютно на петербургских улицах – они оказывают на него раздражающее действие. Более того, исследователи полагают, что повторяющийся мотив жары призван воссоздать атмосферу, в которой зреет бредовая теория Раскольникова и готовится убийство старухи. В творчестве Достоевского определены и заданы практически все главные, опорные символы изображения Петербурга в русской литературе начала ХХ века: курящийся к темно-синему небу пар, поднимающийся над болотами дым, ощущение нереальности происходящего, чувство сна наяву.

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

В литературе XX века, так же как и в литературе XIX века, цели поэзии, образ поэта, проблемы его взаимоотношений с обществом (народом, «толпой») остаются актуальными темами лирики. Следуя традициям А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, поэты XX века глубоко осознавали своё высокое предназначение и одновременно тяжесть удела поэта, драматичность его судьбы

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.А.Некрасов А.А.Блок В.В.Маяковский М.Цветаева Б.Пастернак
«Поэт», «Поэту», «Пророк» «Памятник» «Поэт» «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Элегия» (1874) Стихотворение «О, я хочу безумно жить...» Стихотворение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” лирика Стихотворение “Определение поэзии”
А. С. Пушкин всем своим творчеством утверждал единство поэзии и реальной жизни. Для него поэт являлся человеком, наделенным божественным даром. Муза не должна отворачиваться от людей, считая недостойным обращать внимание на простые сюжеты. Поэт для Пушкина — это пророк, способный своим творчеством влиять на общество. Этой теме посвящено стихотворение «Пророк», в котором слышится голос автора, призывающего поэта: Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Поэт может видеть и чувствовать то, что недоступно другим. Но он обязан свой дар посвятить людям, а не томиться «духовной жаждой» или уходить в заоблачные высоты грез и мечтаний. Это глубокое убеждение самого Пушкина, который в стихотворении «Памятник» обращается к музе с наставлением: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.   В стихотворении “Поэт” поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал”. Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение: Таков поэт: чуть мысль блеснет, Как он пером своим прольет Всю душу... И вдруг хладеет жар ланит, Его сердечные волненья Все тише, и призрак бежит! Последнее стихотворение поэта “Пророк” написано в 1841 году. Темой стихотворения является высокая миссия поэтического призвания и непонимание этого толпой. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается: толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности. В стихотворении “Вчерашний день часу в шестом…”. Н.А.Некрасов сопоставляет свою Музу с простой женщиной из народа: она, словно молодая крестьянка, бичом исполосована, кнутом исчерчена. А в «Элегии» поэт определяет роль и назначение поэзии: Я лиру посвятил народу своему, быть может, я умру не ведомый ему, но я ему служил – и сердцем я спокоен… Поэт, прежде всего, должен быть гражданином, говорил Некрасов, служить народу: С твоим талантом стыдно спать. Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать… Некрасов призывает поэзию быть вырази Эта же тема звучит и в стихотворении «Элегия». Некрасов утверждает, что поэзия не может забыть о страданиях и чаяниях простого народа, потому что именно в этом ее высокое предназначение. Самое достойное для лиры: Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет. К народу возбуждать вниманье сильных мира…   Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном: Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество!   Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся- воплотить!   Эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века. Поэзия в его понимании — труд. И вот к такому поэту-труженику заглядывает летом на дачу... солнце. Этот интересный сюжет придумывает поэт в стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Аллегорическая форма стихотворения помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии. Цель солнца — светить людям, поддерживать жизнь на земле. Таким же тружеником должен быть и поэт. И его миссия столь же значительна: Светить всегда, Светить везде, до дней последних донца, Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!   Цветаева всегда стремилась быть честной в своем творчестве, считала, что поэт свободен писать то, что хочет. Сама она была поэтом от Бога. По её мнению, поэт – творец огромного мира, он должен всегда оставаться собой, чтобы сообщить людям нечто сокровенное, скрытое от них: Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они! В стихотворении «Вы, идущие мимо меня…» Цветаева говорит о своей непохожести на обычных людей, возникает мотив противопоставления поэта и «толпы»: Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам, — Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни растрачено даром… Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой… Стихи, которые Цветаева писала о своих поэтах-современниках, посвященные Блоку, Ахматовой и другим, поражают точностью в определении их значимости в поэзии, тонким анализом их дарования. Анне Ахматовой она пишет: Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе. Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену». Автор не находит ничего более ёмкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира: Это — круто налившийся свист, Это — щелканье сдавленных льдинок, Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок. По мнению Пастернака, в поэзии— наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”.

ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА

Русская земля - православная земля, где истоком нравственности и духовности является праведничество - бескорыстное служение людям, Богу, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов. Проблема положительного героя, подвижничества, праведничества оказалась в центре внимания многих писателей второй половины XIX века. Среди них — Лесков, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Короленко, Салтыков-Щедрин, Чехов, Толстой. Достаточно привести примеры таких персонажей, как Алеша Карамазов, старец Зосима, Макар Долгорукий у Достоевского, Алеша Горшок. Петр Михеев у Толстого или Игнатий Брянчанинов, протопоп Савелий Туберозов у Лескова

Н.С.Лесков Ф.М.Достоевский А.И.Солженицын
Повесть «Зачарованный странник» Роман «Братья Карамазовы» Рассказ «Матрёнин двор»
Лесковский праведник всегда бесстрашен, у него нет предмета, который мог бы вызвать страх, а всё от того, что герои знают – над ними воля Божья. Они принимают мир таким, какой он есть, и в то же время, как деятельные натуры, вмешиваются в жизнь, противостоя несправедливостям. Их главная цель - жить для других. Говоря о праведниках, нельзя не вспомнить Ивана Северьяныча Флягина. В нём чудесным образом соединились сила духа, вера, умение быть терпимым и мудрым по отношению к людям, его окружающим. История многообразных “очарований” Ивана Северьяныча – это история роста его души, обретающей в конце его “обширной жизненности” эпическое величие. Иван Северьяныч на склоне своих лет являет собой живое воплощение именно тех качеств, которые Гоголь считал самыми основными национальными свойствами русского характера: душевной твёрдости, чуткости, отваги, рвущейся “на дело добра”. Первые страницы романа раскрывают образ старца Зосимы из монастыря, человека, ведущего праведную жизнь и пытающегося наставить членов семейства Карамазовых, один из которых – младший сын Алексей – является его послушником. Тема праведничества звучит в творчестве художников слова разных времен. Не остались к ней равнодушными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын. Героиня солженицынского рассказа скромна и не­приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он постоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лучезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчеркивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество утратило нравственное ориентиры, и его спасение Солженицын видит в сердцах таких одиноких праведников, как Матрена. Она — тот самый человек, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». А. Солженицын — продолжатель толстовской традиции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного величия «простота, добро и правда».

ОБРАЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Русская литература не раз обращалась к образу человека предприимчивого: это и герои А. Н. Островского, и Лопахин А. П. Чехова. Писатели исследовали душу, психологию, миропонимание этих людей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...