Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория к заданию №2 ЕГЭ по русскому языку




Средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи:

1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.

 

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесахпопадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2. Однокоренные слова.

 

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.

3. Синонимы.

 

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

4. Антонимы.

 

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

5. Описательные обороты.

 

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизнисоединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

1. Личные местоимения.

 

А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.

2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)

 

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.

3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

 

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.

4. Союзы (обычно сочинительные)

 

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.

5. Частицы

6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

 

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.

7. Единство видовременных форм глаголов- использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

 

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.

8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

 

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.

9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

 

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.

Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:

1. кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;

2. другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;

3. таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;

4. например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;

5. наоборот – нужно для противопоставления различной информации;

6. во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;

7. несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;

8. потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;

9. поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;

10. однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;

11. именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;

12. даже – усилительная частица;

13. не случайно– «по этой причине».

Алгоритм выполнения задания:

§ Внимательно читаем текст.

§ Используем метод подбора – попробуем прочитать текст с каждым из предложенных вариантов и подобрать тот, который смотрится наиболее гармонично.

Пример

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

C другой стороны,

Ведь

Напротив,

Хотя

Несмотря на это,

Алгоритм выполнения:

§ Текст повествует о законах естественного отбора, о том, что более жизнеспособные животные имеют преимущество перед более слабыми.

§ Если представить, что вместо пропуска стоят слова и сочетания слов с другой стороны, напротив, хотя, несмотря на это, которые имеют значение противопоставления, то получится, что возможность давать здоровое потомство противопоставляется приспособленности к сложившимся условиям окружающей среды. Это неверное утверждение. Напротив, последнее предложение поясняет причину предпочтения природой более жизнеспособных животных: Ведь они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Ответ: ведь.

Задание 3

Лексическое значение слова

 

Присутствие данного задания в ЕГЭ обусловлено тем, что некоторые русские слова имеют множество значений. Все мы с детства знаем, что слово "коса" может обозначать женскую прическу или сельскохозяйственный инструмент, а также длинную узкую отмель, выступающую на водной глади. Значения слова "коса" так разнятся, что перепутать их трудно. В задании 3 ЕГЭ по русскому языку встречаются такие слова, значения которых очень похожи между собой (иногда ученики восклицают: "Да это же одно и то же!"), но все же различаются. В таких случаях необходимо:

 

· внимательно прочитать контекст;

· отбросить все варианты, которые точно не подходят, и начать разбираться с сомнительными;

· подставлять объяснение слова из сомнительного варианта в текст на место этого самого слова и смотреть, сохраняется ли смысл;

· если смысл сохраняется, то ответ подобран верно, если нет - Вам нужен другой ответ;

· при поиске варианта Вам могут очень помочь примеры употребления слова, указанные в каждом из вариантов курсивом. Всегда их читайте.

Пример

Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПУНКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ПУНКТ, -а, муж.

 

1. Место, предназначенное для чего-н., отличающееся чем-н. Сборный п. Самый высокий п. местности. Наблюдательный п. (место для наблюдения за военными действиями и за местностью). Командный п. (место, откуда осуществляется управление войсками в ходе военных действий). Населённый п. (место, где постоянно живут люди; офиц.).

 

 

2. Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицинский п. Переговорный п. Приёмный п. Заготовительный п. Корреспондентский п. (отделение органа массовой информации в каком-н. городе, стране, корпункт).

 

3. Отдельное положение, раздел в составе изложения, документа. Договор из пяти пунктов. Изложить по пунктам (также перен.: последовательно).

 

4. Отдельный момент в развитии чего-н. Кульминационный п. событий.

 

5. То, на чём кто-н. исключительно сосредоточил все свои мысли, помыслы. Коллекционирование его п.

 

Ищем слово "пункт" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

 

(1)В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. (2)<...> газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от предприятий различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

 

В тексте говорится про "населенный" пункт, следовательно, речь идет о месте жительства людей. Смотрим в ответы и сразу видим правильный - это вариант 1. В этом варианте указаны примеры употребления слова "пункт" в данном значении, и самый последний пример точь-в-точь совпадает с данным в тексте словосочетанием, что лишний раз подтверждает, что мы не ошиблись.

 

Задание 4.

Орфоэпические нормы

 

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ».  Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 566.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...