1. Прочитай текст.
2. Определи тему и проблему текста (затронутые автором).
3. Сформулируй тему и проблему текста (тема – шире, проблема – это
конфликт, сопоставление), изложи своими словами.
4. Отрази позицию автора.
5. Определи собственный взгляд на проблему, сформулированную тобой.
6. Докажи, подбери 3 аргумента на жизненном или читательском опыте.
7. Продумай композицию (вступление, основная часть, заключение).
8. Продумай переходы.
9. Продумай языковые средства.
10. Сопоставь с критериями.
11. Проверь грамотность.
12. Проверь аккуратность и разборчивость, корректность высказываний.
Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:
№
| Критерии оценивания ответа на задание 26
| Баллы
|
I
| Содержание сочинения
| |
К1
| Формулировка проблем исходного текста
| |
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы нет
| 1
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
*Если экзаменуемый не сформулировал или сфокусировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов
| 0
|
К2
| Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста
| |
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет
| 3
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привет 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет
| 2
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст,
но экзаменуемыйне привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или
в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста
| 1
|
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована
или
прокомментирована без опоры на исходный текст,
или
в комментариях допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,
или
вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
| 0
|
К3
| Отражение позиции автора исходного текста
| |
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
| 1
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована
| 0
|
К4
| Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
| |
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
| 3
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт,
или
привёл только 1 аргумент, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы
| 2
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт
| 1
|
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора),
но не привёл аргументов,
или
мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе
| 0
|
II
| Речевое оформление сочинения
| |
К5
| Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения
| |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
-в работе нет нарушений абзацного членения текста
| 2
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
| 1
|
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
нодопущено более одной логической ошибки,
и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста
| 0
|
К6
| Точность и выразительность речи
| |
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
| 2
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
нопрослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
но есть нарушения точности выражения мысли
| 1
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
| 0
|
III
| Грамотность
| |
К7
| Соблюдение орфографических норм
| |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)
| 3
|
| Допущено не более двух ошибок
| 2
|
| Допущено три – четыре ошибки
| 1
|
| Допущено более четырёх ошибок
| 0
|
К8
| Соблюдение пунктуационных норм
| |
| Пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка)
| 3
|
| Допущено одна – три ошибки
| 2
|
| Допущено четыре – пять ошибок
| 1
|
| Допущено более пяти ошибок
| 0
|
К9
| Соблюдение языковых норм
| |
| Грамматических ошибок нет
| 2
|
| Допущено одна – две ошибки
| 1
|
| Допущено более двух ошибок
| 0
|
К10
| Соблюдение речевых норм
| |
| Допущено не более одной речевой ошибки
| 2
|
| Допущено две – три ошибки
| 1
|
| Допущено более трёх ошибок
| 0
|
К11
| Соблюдение этических норм
| |
| Этические ошибки в работе отсутствуют
| 1
|
| Допущены этические ошибки (одна и более)
| 0
|
К12
| Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
| |
| Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
| 1
|
| Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале
| 0
|
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)
| 24
|
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения.