Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.
Проблема – это основной вопрос, над которым размышляет автор.
Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
общественно значимой
социальной
сложной
нерешенной
наболевшей
злободневной
важной
| острой
животрепещущей
жизненной
первоочередной
спорной
насущной
неотложной
| важной
глубокой
актуальной
жгучей
мучительной
принципиальной и т.д.
| Типы проблем
Философские
| Социальные
| Политические
| Нравственные
| Экологические
| Эстетические
| Самые общие вопросы развития общества, природы, человека
| Устройство и жизнь общества
| Деятельность государственной власти
| Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей
| Взаимодействие человека и окружающей среды
| Восприятие человеком прекрасного
| - Проблема поиска смысла жизни
- Проблема счастья
- Познание и самопознание
- Проблема свободы выбора (выбора пути)
-Проблема судьбы (предопределения)
-Проблема исторической памяти (проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней)
- Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею
- Революция и эволюция
- Война и мир (Проблема ценности человеческой жизни и неестественности смерти)
- Роль личности в истории
- Проблема добра и зла
-Проблема национального характера
- Проблема времени и его быстротечности
-Проблема соотношения вечных и преходящих ценностей
-Проблема взаимодействия идеала и действительности
| - Проблема социальной справедливости/несправедливости
- Проблема соблюдения прав человека
- Проблема свободы личности в обществе
--Проблема взаимоотношения власти и человека (народа и власти)
-Проблема художника и власти
-Проблема неизбежности прогресса
-Проблема эмиграции
-Проблема интеллигенции
- Прогресс и общество
- Конфликт старых идей с передовыми взглядами
- Создание правового государства
- Роль науки в обществе
- Научный и технический прогресс
-Проблема ответственности ученых за свои открытия
-Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов
-Проблема влияния среды на человека
| - Политика в жизни общества
- Гражданское общество
- Демократия
- Международные конфликты
- Разоружение
- Терроризм
- Национализм
| - Проблема сострадания
-Проблема проявления гуманизма
-Проблема героизма и человеческой стойкости
-Проблема патриотизма
- Проблема человеческого благородства
- Проблема нравственного выбора человека
- Проблема памяти (исторической, родовой)
- Проблема преемственности поколений
- Проблема истинных и ложных ценностей
- Проблема совести и ответственности человека за свои поступки
-Проблема защиты чести и собственного достоинства
-Проблема насилия над личностью и нравственной непоколебимости
-Проблема истинной дружбы
- Проблема предательства
- Проблема равнодушия, черствости
- Проблема сохранения культурного наследия
- Проблема одиночества (одинокой старости)
-Проблема влияния детства на формирование характера человека
-Проблема сострадания и сердечного отношения ко всему живому
- Проблема жестокости и гуманизма по отношению к миру природы
- Проблема милосердия, гуманного отношения к окружающим людям
- Проблема равнодушия к судьбе другого человека
- Проблема нравственной ответственности перед другими людьми
-Проблема доброты и всепрощения - Проблема родительской любви
-Проблема бескорыстной помощи
-Проблема родительской безответственности
-Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов
-Проблема отцов и детей
-Проблема значимости труда в жизни человека
-_Проблема воспитания (обучения)
-Проблема любви (бескорыстной, жертвенной, всепрощающей )
-Проблема растлевающего влияния жадности на человека
-_Проблема пошлости и корысти
- Проблема духовной деградации личности
| -Проблема влияния человека на природу и возможные последствия
-Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы
- Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы
- Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека
- Проблема негативного воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы
-Проблема бездомных животных
-Научный прогресс и экология
-Экология языка (Проблема бережного отношения к языку)
| - Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми
- Проблема назначения подлинного искусства
- Проблема восприятия музыки (живописи, литературы) человеком
- Проблема воспитания эстетического вкуса
- Проблема духовности в искусстве
- Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека
- Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе
-Проблема влияния массовой культуры, телевидения, Интернета на человека
| Типовые конструкции
· Автор размышляет над проблемой…
· Автор текста затрагивает проблему…
· В центре внимания автора проблема…
· В тексте (фрагменте из статьи, очерка, рассказа, повести) (Ф.И. автора в род. п.) поднимается проблема…
· (Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
· ………….? Этой проблеме посвящен текст (отрывок, фрагмент) (Ф.И. автора в род.п.)
· ………….? Над этой проблемой размышляет в своем тексте (статье, очерке) автор.
· Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
· Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль этот понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
3. Комментарий к сформулированной проблеме
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.
Текстуальный
«от текста к действительности»
| Концептуальный
«от действительности к тексту»
| Текстуальный комментарий – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на вопросы:
· Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
· На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
· Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
· Какие высказывания заслуживают особого внимания и почему?
· На чьи мнения ссылается автор? Почему?
· Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? Пример текстуального комментария
Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что все чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов закончилась: мы живем в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.
| Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
· Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
· К какому типу (категории) относится затронутая автором текста проблема (нравственная, философская, экологическая, социальная, психологическая и др.)?
· Насколько актуальнав наши дни эта проблема?
· Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
· Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
· Почему эта проблема привлекла внимание автора?
· Какой аспект проблемы рассматривает автор?
Пример концептуального комментария
Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчеркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослепленный ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей в том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».
| В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Но не увлекайтесь цитированием. Помните, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять ее. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняя цитаты.
ВНИМАНИЕ! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста.
Помните:комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Необходимо показать, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли.ПИШИТЕ НЕ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЮТ ГЕРОИ, А О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР.
|