Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.




Проблема – это основной вопрос, над  которым размышляет автор.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

общественно значимой              социальной        сложной    нерешенной наболевшей злободневной важной острой животрепещущей жизненной первоочередной спорной насущной неотложной   важной         глубокой актуальной жгучей мучительной принципиальной и т.д.

                                                                          Типы проблем

Философские    Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические
Самые общие вопросы развития общества, природы, человека Устройство и жизнь  общества Деятельность государственной власти Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей Взаимодействие человека и окружающей среды Восприятие человеком прекрасного
- Проблема поиска смысла жизни  - Проблема счастья - Познание и самопознание - Проблема свободы выбора  (выбора пути) -Проблема судьбы (предопределения) -Проблема исторической памяти (проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней) - Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею - Революция и эволюция  - Война и мир (Проблема ценности человеческой жизни и неестественности смерти) - Роль личности в истории  - Проблема добра и зла -Проблема национального характера - Проблема времени и его быстротечности -Проблема соотношения вечных и преходящих ценностей -Проблема взаимодействия идеала и действительности - Проблема  социальной справедливости/несправедливости - Проблема соблюдения прав человека - Проблема свободы личности в обществе --Проблема взаимоотношения власти и человека (народа и власти) -Проблема художника и власти -Проблема неизбежности прогресса -Проблема эмиграции -Проблема интеллигенции - Прогресс и общество - Конфликт старых идей с передовыми взглядами - Создание правового государства - Роль науки в обществе - Научный и технический прогресс -Проблема ответственности ученых за свои открытия -Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов -Проблема влияния среды на человека - Политика в жизни общества - Гражданское общество - Демократия - Международные конфликты - Разоружение - Терроризм - Национализм - Проблема сострадания -Проблема проявления гуманизма -Проблема героизма и человеческой стойкости -Проблема патриотизма - Проблема человеческого благородства - Проблема нравственного выбора человека - Проблема памяти (исторической, родовой) - Проблема преемственности поколений - Проблема истинных и ложных ценностей - Проблема совести и ответственности человека за свои поступки -Проблема защиты чести и собственного достоинства -Проблема насилия над личностью и нравственной непоколебимости -Проблема истинной дружбы - Проблема предательства - Проблема равнодушия, черствости - Проблема сохранения культурного наследия - Проблема одиночества (одинокой старости) -Проблема влияния детства на формирование характера человека -Проблема сострадания и сердечного отношения ко всему живому - Проблема жестокости и гуманизма по отношению к миру природы - Проблема милосердия, гуманного отношения к окружающим людям - Проблема равнодушия к судьбе другого человека - Проблема нравственной ответственности перед другими людьми -Проблема доброты и всепрощения - Проблема родительской любви -Проблема бескорыстной помощи -Проблема родительской безответственности -Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов -Проблема отцов и детей -Проблема значимости труда в жизни человека -_Проблема воспитания (обучения) -Проблема любви (бескорыстной, жертвенной, всепрощающей ) -Проблема растлевающего влияния жадности на человека -_Проблема пошлости и корысти - Проблема духовной деградации личности -Проблема влияния человека на природу и возможные последствия -Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы - Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы - Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека - Проблема негативного воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы -Проблема бездомных животных  -Научный прогресс и экология -Экология языка (Проблема бережного отношения к языку) - Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми - Проблема назначения подлинного искусства - Проблема восприятия музыки (живописи, литературы) человеком - Проблема воспитания эстетического вкуса - Проблема духовности в искусстве - Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека - Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе  -Проблема влияния массовой культуры, телевидения, Интернета на человека

                                                                        Типовые конструкции   

· Автор размышляет над проблемой…

· Автор текста затрагивает проблему…

· В центре внимания автора проблема…

· В тексте (фрагменте из статьи, очерка, рассказа, повести)  (Ф.И. автора в род. п.)      поднимается проблема…

· (Имя и фамилия автора  в  им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

· ………….? Этой проблеме посвящен текст (отрывок, фрагмент) (Ф.И. автора в род.п.)

· ………….? Над этой проблемой размышляет в своем тексте (статье, очерке) автор.

· Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

· Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль этот понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

3. Комментарий к сформулированной проблеме

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.

                     Текстуальный           «от текста к действительности»                       Концептуальный        «от действительности к тексту»
 Текстуальный комментарий – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на вопросы: · Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? · На каких примерах  в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)? · Какие поступки совершает герой и как это его характеризует? · Какие высказывания заслуживают особого внимания и почему? · На чьи мнения ссылается автор? Почему? · Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? Пример текстуального комментария  Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что все чаще и чаще вынужден наблюдать  «клиническое безумие ненависти» - проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей  были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов закончилась: мы живем в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.       Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту. · Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? · К какому типу (категории) относится затронутая автором текста проблема (нравственная, философская, экологическая, социальная, психологическая и др.)? · Насколько актуальнав наши дни эта проблема? · Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? · Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? · Почему эта проблема привлекла внимание автора? · Какой аспект проблемы рассматривает автор? Пример   концептуального комментария Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того,  что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчеркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему  странно и больно видеть мир, ослепленный ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей в том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».

          В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Но не увлекайтесь цитированием. Помните, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять ее. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняя цитаты.

ВНИМАНИЕ! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста.

Помните:комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.  Необходимо показать, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли.ПИШИТЕ НЕ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЮТ ГЕРОИ, А О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...