Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 6 апреля № 161 и от 22 июля № 370 Федеральная служба по надзору сфере природопользованияявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере природопользования, уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования являются: 1) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; 2) государственный контроль за использованием, охраной, защитной лесного фонда и воспроизводством лесов; 3) государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; 4) государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений; 5) государственный контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции; 6) государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд и особо охраняемых природных территорий; 7) надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях в пределах своей компетенции; 8) надзор за соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в отношении объектов морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне; 9) государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах своей компетенции; 10) организация и проведение государственной экологической экспертизы; 11) выдача и аннулирование разрешений и лицензий в соответствии с компетенцией Службы, в частности: – на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; – вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию палеонтологических, минералогических и зоологических коллекций; 12) осуществляет мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних вод и территориального моря РФ; 13) осуществляет ведение Красной книги РФ; 14) осуществляет ведение кадастров особо охраняемых природных территорий федерального значения; 15) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и другие функции. Экономический механизм охраны окружающей среды В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» под экономическим механизмом охраны окружающей среды следует понимать обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предоставление субъектам экологопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды. Экономическое регулирование природопользования осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства РФ. Методами экономического регулирования в указанной области являются: – разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; – разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; – проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; – разработка и проведение мероприятий с целью предотвращения причинения вреда окружающей среде; – проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; – установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; – установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; – предоставление налоговых и иных льгот при внедрении современных экологически чистых технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды; – предоставление части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы субъектам хозяйственной и иной деятельности для реализации природоохранных проектов и мероприятий; – установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов; – применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы, услуги); – применение льготного кредитования экологопользователей независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды; – поддержка инновационной, предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Законодательством РФ, законами и правовыми нормативными актами субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды. Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также многочисленных экологических программ производится за счет: федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций и др. Контроль за использованием бюджетных финансовых средствна реализацию указанных мероприятий осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков. Экологический мониторинг Экологический мониторинг– это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими с ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами. Виды мониторинга: – в зависимости от масштабов системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный; – от уровня измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный; – от объекта мониторинга – собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический; – мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия: 1)мониторинг окружающей среды– комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов; 2)государственный экологический мониторинг– мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов. Целигосударственного экологического мониторинга (ст. 63): – наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; – наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Субъекты экологического мониторинга– органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные организации. Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Объекты экологического мониторинга– это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства, способные оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты. Понятие и виды кадастров Кадастры– это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими. Порядок ведения кадастровустанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства. На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса: 1) земельный кадастр– это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся: – на основные– Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты; – вспомогательные– книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети; – производные– документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; 2) лесной кадастр– свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.; 3) кадастр животного мира– систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира; 4) водный кадастр– это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей; 5)кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемыхвключает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке; 6)кадастр особо охраняемых природных территорий– свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий; 7) кадастр отходоввключает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.; 8) территориальные кадастры природных ресурсов и объектасодержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |