Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2 «Античная философия»




1. Раннегреческая натурфилософия. Онтологизм древнегреческой философии

2. Философия человека: софисты и Сократ

3.Платон и Аристотель, как систематизаторы древнегреческой философии

 

Этапы развития античной философии

Античная философия представляет собой последовательно развивающуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. 

В истории античной философии принято выделять 3 этапа развития:

 

 



Раннегреческая натурфилософия. Онтологизм древнегреческой философии

Зарождение европейской философии связано с философией Древней Греции. Первые философские системы появились в Греции в VIII – VI вв. до н. э.. В этот период можно выделить два направления философствования: а) натурфилософия, т. е. философия природы; б) онтология, т. е. изучение бытия. 

Представителем натурфилософии является Фалес, который считается основателем милетской школы. Он считал, что все в природе взаимосвязано, так как имеет единое начало. Первоначалом природы является вода, из нее все выходит и в нее все возвращается. Другие представители милетской школы спорили с Фалесом о субстанции мира. Анаксимен считал, что основой всего является воздух. Анаксимандр считал, что основой всего является анейрон – некое первовещество, бесконечное во времени и пространстве.

Представителем наивной диалектики был Гераклит, который говорил, что основой всего является огонь и мир находится в постоянном изменении, развитии. Философ неоднократно восклицал: «Все течет, все изменяется!» Характерные черты древнегреческой натурфилософии:

· изучение природы, космоса в целом;

· поиск субстанции мира, его первоосновы.

Древнегреческие натурфилософы являются стихийными материалистами, так как первоосновой они называли какой-либо элемент природы и наивными диалектиками, т. к. рассматривали мир в постоянном развитии.

Изучение природы логично привело к изучению онтологии. Проблемой бытия занимались философы, получившие название – элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон). Элеаты считали, что бытие вечно, единично, неизменно. По их мнению, небытия не существует, так как оно немыслимо и не выразимо в понятиях. Мир не меняется и всегда был таким, каким они его наблюдали. В мире нет движения, так как все места в этом мире уже заняты, движение это иллюзия. Доводы элеатов против диалектики (особенно, выдвинутые Зеноном «апории» - доказательства противоречивости движения) сыграли положительную роль в развитии античной диалектики, остро поставив проблему логического выражения диалектических противоречий.

Другой представитель онтологизма, Демокрит, создает свое учение о бытии. Мир состоит из атомов, т. е. неделимых частиц, которые никем не созданы и неуничтожимы. Атомы различаются по весу и форме, их соединения создают вещи, существующие в природе. Человек состоит из атомов и его душа тоже есть соединение атомов, только они прозрачны. Между атомами существует пустота – это небытие. Атомы находятся в движении, так как они имеют возможность занимать свободные места; движение присуще всему миру. Философ не сумел объяснить, что же заставляет атомы двигаться. В целом, учение Демокрита материалистично.

 

Философия человека: софисты и Сократ

В начале IV в. до н. э. объектом философского изучения становится человек, появляется философская антропология. Первыми к проблеме человека обратились софисты (мудрецы). Софисты считали, что истиной является то, что доказано, единой истины нет, сколько людей, столько и мнений. Т.о.софисты отождествляли понятия «истина» и «мнение».

Большой вклад в изучение философии человека (антропологии) сделал Сократ. По его мнению, человек – существо нравственное и общественное. Нравственность не возможна без знания. Знание – это высшая добродетель. Быть нравственным, значит знать, что есть благо для человека. Сократ выделяет и другие добродетели:

· сдержанность (умение укрощать свои страсти)

· мужество (умение избегать опасности)

· справедливость (умение подчиняться законам)

Зло – это результат незнания. Человек, обладающий знанием, всегда выберет добродетельный поступок. Знания находятся внутри человека, задача философа – помочь человеку извлечь знания. Сократ извлекал знания с помощью метода майевтики, который состоял из иронии и диалектики (беседы). Сократ часто говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», имея ввиду  бесконечность познания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...