Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А) Мировоззрение и его структура




Учебно-методическое пособие для бакалавров

По направлениям:  

            080100  «Экономика» (бак-3)

       230700 - «Прикладная информатика» (бак-3)

 

 

Белгород 2012

УДК 13(075.8)

ББК  87Я73

К 82

 

Крикун Е. В., Белозерова И. А., Зигаева И. А. Философия: учебно-методическое пособие для бакалавров. – Белгород: ФГБОУ ВПО БелГСХА имени В. Я. Горина, 2012. -  112 с.

 

 

Рецензент:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры педагогики, психологии и профобучения   Баландина Г. Ю.

Рассмотрено на заседании кафедры истории и философии протокол №7 от 17.02.2012 г.

Одобрено учебно-методическим советом общеакадемических кафедр протокол №5 от 21.02.2012 г.

 

 

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация – бакалавр), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №747 от 21.12.2009 г. и  на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 230700 прикладная информатика (квалификация – бакалавр), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №783 от 22.12.2009 г.

Данное пособие посвящено осмыслению историко-философского процесса, знакомству с учениями, школами, течениями и направлениями выдающихся мыслителей, рассмотрению основных понятий и проблем философии. 

Учебно-методическое пособие адресовано студентам высших учебных заведений, занимающихся философскими проблемами.

 

© Крикун Е. В., Белозерова И. А., Зигаева И. А.

© Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени

В. Я. Горина, 2012    

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Модуль 1 «Теория и история философии»

1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре………………...5

2. Античная философия………………………………………………………...12

3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения……………………........20

4. Философия Нового времени……………………………………………........28

5. Немецкая философия XVIII-XIX вв.………………………………...……...34

6. Современная западная философия:

6.1. Философия иррационального……………………………………………40

6.2. Философия науки………………………………………………………...44

6.3. Герменевтика. Феноменология. Прагматизм…………………………..47

7. Русская философия…………………………………………………………..52

Модуль 2 «Философия: основные понятия и проблемы»

1. Бытие. Материя. Дух…………………………………………………….......60

2. Диалектика…………………………………………………………………..66

3. Человек и природа……………………………………………………………71

4. Человек и смысл его существования………………………………………..77

5. Сознание…………………………………………………………………........80

6. Философия общества………………………………………………………...82

7. Философия истории………………………………………………………….85

8. Философия техники………………………………………………………….88

9. Философия ценностей……………………………………………………….92

10. Будущее человечества………………………………………………………95

11. Познание…………………………………………………………………….99

12. Научное познание………………………………………………………….102

Экзаменационные вопросы…………………………………………………...104

Ситуационные задачи……………………………………………………….. .106

Литература…………………………………………………………………......110

Заключение…………………………………………………………………….112

 

Введение

 Курс философии, излагаемый в настоящих лекциях, предусматривает знакомство  с историей и теорией философии. В рамках данного пособия рассматриваются сущность, структура, основные понятия и проблемы философии.

При освоении данного материала предполагается достижение следующей цели: изучение достижений философии прошлого и современности и развитие способности самостоятельного анализа принципиальных вопросов мировоззрения.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач: раскрыть основные этапы развития философии, ознакомиться с основными учениями, школами, течениями и направлениями мировой и отечественной философии, рассмотреть основные понятия и проблемы философии, показать взаимосвязь философии с другими науками.

Изучение курса «Философия» предполагает междисциплинарное рассмотрение философской проблематики. В пособии предусмотрено использование культурологического, социологического, исторического и естественнонаучного материала.

Дисциплина «Философия» состоит из двух модулей:

1. «История философии»

2. «Философия: основные понятия и проблемы».

Модуль 1 " История философии ". Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых «образцов» миропонимания. Важное место отводиться так же изучению сути и смысла, проблем, занимавших этих мыслителей, их современному пониманию. Таким образом, история философии представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но и как панорама философской мысли: уяснение природы, человека, познания, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники. 

Модуль 2 " Философия: основные понятия и проблемы". Ставиться задача дать студентам систему философских знаний, научить их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных» тем. Курс призван привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находившихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня, в XXI веке. 

МОДУЛЬ № 1 «Теория и история философии»

Тема 1 «Предмет философии. Место и роль философии в культуре»

1.Предмет философии

2. Философия как мировоззренческая система:

  а) мировоззрение и его структура

  б) исторические типы мировоззрения

3. Структура философского знания

4. Функции философии

Предмет философии

Европейская философия возникла на территории древней Греции. Что же изучала данная наука? В истории науки понятие о предмете философии менялось:

1. Доклассическое понимание предмета. В VI-VIII вв. до н. э. под философией понималось любое теоретическое знание. («phileo» - люблю, «sophia» - мудрость.) «Любомудрие» - так можно было бы дословно перевести на русский язык это понятие. Первым слово «философия» стал использовать Пифагор. Первые философы занимались математикой, астрономией, риторикой и прочими науками.

2. Классическое понимание предмета. Оно возникло в IV в. до н. э., его автором является Аристотель. Он заявил: « Философия- это наука о сущностях». Аристотель назвал философию – метафизикой («мета»- сверх, над; «физика» - природа). Другие науки изучают природу во всем ее многообразии, а философия, как «наука наук», изучает мир в его сущности и целостности.

3. Современное понимание предмета. Со второй половины XX в. стали говорить: «Философия – система мировоззренческих представлений о мире в целом и об отношении человека к этому миру».

Философия как мировоззренческая система

а) Мировоззрение и его структура

 Мировоззрение - совокупность идей, взглядов, представлений, направляющих человеческую деятельность и формирующих отношение человека к миру.

Структура мировоззрения состоит из четырех компонентов и двух уровней.

1. Компоненты мировоззрения:

- познавательный компонент, который включает знания о мире и человеке;

- ценностно-нормативный компонент, который включает представления о ценностях и нормах поведения;

- морально-волевой компонент, который включает волевое усилие по достижению ценностей;

- практический компонент, который включает формирование определенного типа поведения.

2. Уровни мировоззрения:

- обыденный уровень мировоззрения, который включает ошибки, противоречия, заблуждения. Данный уровень формируется в ходе обыденной жизни.

- теоретический уровень мировоззрения, который включает научные представления о мире. Данный уровень формируется философией.

Выделяют следующие формы мировоззрения:

1) Мироощущение (общее философское определение) — отношение существа (объекта) или группы существ (объектов) ко всему сущему и его частям (духовной, моральной, ценностной, научной, бытовой и т. д.).  

Мироощущение (термин онтологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Позитивное мироощущение - проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.

Негативное мироощущение - проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.

2) Мировосприятие - основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.)

3) Миропонимание - основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине – опыт конкретного человека + практика всего общества.

4) Миросозерцание - совокупность взглядов на мир, на действительность, миропонимание.

5) Миропредставление – это образ мира, который создает себе каждый человек.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...