Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для студентов I курса всех форм обучения




Вопросы для зачета по дисциплине «Русский язык и культура речи»

для студентов I курса всех форм обучения

1. Функции языка в обществе. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Признаки литературного языка. Понятие языковой нормы.

2. Общенациональный русский язык – хранитель богатств нации. Место русского языка в мире.

3. Уровни языка. Нормы литературного языка и их нарушения на разных уровнях языка.

4. Предмет и задачи стилистики. Понятие функционального стиля.

5. Функциональные стили русского литературного языка. История формирования, общая характеристика, понятие жанра. Разговорный и книжный стили.

6. Научный стиль, его основные признаки и особенности.

7. Основные подстили и жанры научного стиля.

8. Официально-деловой стиль, его основные признаки и особенности.

9. Основные подстили и жанры официально-делового стиля.

10. Язык и стиль документов. Правила их оформления. Речевой этикет в документе.

11. Деловая устная речь, ее главные черты.

12. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Речевой этикет делового письма.

13. Основные формы деловой коммуникации. Деловой разговор.

14. Основные формы деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону.

15. Основные свойства деловой коммуникации. Деловые переговоры (классификация, этапы, речевая стратегия и тактика).

16. Ведение деловых переговоров в неблагоприятных условиях.

17. Основные формы деловой коммуникации. Деловое совещание.

18. Основные формы деловой коммуникации. Презентация. Самопрезентация.

19. Публицистический стиль, его признаки и особенности, жанровая дифференциация и отбор языковых средств.

20. Деловая риторика. Особенности устной публичной речи, ее подготовка. Реклама в СМИ.

21. Дискутивно-полемическая речь. Понятие и определение спора, диспута, дискуссии, полемики.

22. Разговорная речь в системе функциональных стилей русского литературного языка, ее основные признаки и особенности.

23. Художественный стиль и его основные черты.

24. Речевой этикет в деловом общении.

25. Служебный этикет. Культура речи и принципы речевого поведения руководителя.

26. Культура речи делового общения и ее слагаемые. Типы речевых культур в деловом общении. Пути повышения своей речевой культуры.

 


Ответы

 

1

Функции языка в обществе:

1. Коммуникативная(средство общения)

2. Когнитивная или познавательная (средство сознания, способствует деятельности и отражает результаты)

3. Аккумулятивная (накопительная, язык помогает сохранять и передавать информацию)

4. Эмоциональная

5. Волютотивная (приказывающая, воздействия)

Литературный язык – форма исторического существования национального языка, обработанная мастерами слова и принимаемая его носителями за образец. Литературный язык – язык образованного общества. А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка.

Признаки русского литературного языка:

1. Существование длительной традиции использования языка и его сохранение в письменных текстах.

2. Противопоставление внутри литературного языка письменной и разговорной формы

3. Наличие системы стилей и стилистическое разделение языковых средств

4. Вариативность средств выражения

5. Стабильность языка, без которой невозможен обмен культурными ценностями между поколениями

6. Обязательность норм языка и их кодификация

Литературная норма – принятые в практике образованных людей правила употребления слов, произношения и использования грамматических и стилистических средств.

 

 

3

Уровни языка:

  1. Фонетический (звуки и фонемы)
  2. Морфемный (морфемы, состав слова и словообразование)
  3. Лексический (слова)
  4. Морфологический (формы и классы слов)
  5. Синтаксический (предложения и словосочетания)

Нормы на уровнях языка:

  1. Фонетические – произношение
  2. Морфемный – построение, образование слов
  3. Лексический – употребление слов в соответствии со значением и лексической сочетаемостью
  4. Морфологический – части речи, их особенности
  5. Синтаксический – построение словосочетаний и предложений
  6. Орфографические нормы
  7. Пунктуационные нормы

Ошибки:

  1. Фонетические – ударение, произношение согласных
  2. Лексические – искажение значения слова, повторение однократных слов, лексическая сочетаемость, паронимы (одеть-надеть)
  3. Грамматические – словообразование (ихний, скучание, небесье), нормы связи слов в словосочетаниях (нет время, согласно плана), построение предложений: с однородными членами (управление), с причастными оборотами (отредактированная рукопись редактором), с деепричастными оборотами (подъезжая к городу, у меня слетела шляма), построение простого и сложного предложения, прямая речь, смешение с косвенной (Базаров говорит Одинцовой, что я занимаюсь естественными науками)

 

4

Стилистика – раздел языкознания, изучающий стили русского литературного языка. Предмет – стили. Задача – изучение стилей, выделение их отличительных особенностей, формирование норм и стандартов в соответствие со спецификой стиля.

Функциональный стиль – это подтип русского литературного языка, обслуживающий определенную сферу общественной жизни и имеющий ряд отличительных черт на всех уровнях языка. На сегодняшний день существует 5 функциональных стилей: официально-деловой, публицистический, научный, художественный и разговорный.

 

5

Функциональные стили:

  1. Официально-деловой
  2. Публицистический
  3. Научный
  4. Художественный
  5. Разговорный

 

Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и вриторике

. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

 

 

Разговорный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

[править]Особенности

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Например, в булочной не кажется странной фраза: «Пожалуйста, с отрубями, один».

Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово).

В разговорном стиле речи, особенно при быстром её темпе, возможна меньшая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения и упрощения групп согласных. Словообразовательные особенности: широко употребляются суффиксы субъективной оценки. Для усиления экспрессивности употребляется удвоение слов.

Ограничена: абстрактная лексика, иноязычные слова, книжные слова.

В качестве примера можно привести высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

— Отворите же, черт возьми! Долго ли ещё мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля: — вопросительные и восклицательные предложения, — междометие разговорного стиля "черт возьми", — личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Ещё один пример — отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <…> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля: — использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно, — слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко, — инверсионный порядок слов в некоторых предложениях, — лексический повтор слова скверный, — обращение, — наличие вопросительного предложения, — употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа, — употребление глаголов в настоящем времени, — употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

 

книжный стиль

Стиль, свойственный книжно-письменной речи. В рамках литературного языка постепенно формируются функциональные стили, становление которых начинается в конце XVIII в. – начале XIX в. Сама теория функциональных стилей складывается в ХХ в. К.с. реализуется в условиях групповой и массовой коммуникации. Сферы массовой коммуникации: печать, радио, телевидение.

Групповая коммуникация:

1) учебная сфера: лекция, урок;

2) судебный процесс;

3) собрания, митинги, конференции.

Особенности книжного стиля:

1) книжная лексика;

2) сложный синтаксис;

3) логичность, последовательность, связность изложения.

 

 

6

Нау́чный стиль — функциональныйстильречилитературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)


Особенности научного стиля

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...