Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4. Рациональные формы освоения действительностиСтр 1 из 3Следующая ⇒
МАХОНИНА АНАСТАСИЯ ФМ1-1 Психология
Рабочая тетрадь
Для студентов всех направлений (программа подготовки бакалавра)
Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы Вопросы для подготовки к занятию 1.Основные различия между научным и житейским психологическим знанием. 2. Виды наблюдения в психологии. 3. Эксперимент как метод научного исследования в психологии. 4.Этапы развития психологического знания. 5. Основные этапы формирования психологии как самостоятельной науки. 6. Бихевиоризм как психологическая школа. 7. Психоанализ как психологическая школа. 8. Гуманистическая психология как психологическая школа. 7. Тенденции развития современной психологии. 8. Связи психологии с другими областями научного знания. 9. Практическая психология в современной жизни. Задание 1.1 Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Заполните таблицу:
Задание 1.2. Приведите примеры жизненных и профессиональных ситуаций, когда возникает необходимость в научных психологических знаниях. Какие знания по психологии могли бы здесь пригодиться? [ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ СДЕЛАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАНДИДАТА, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС O ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С КОЛЛЕКТИВОМ] Какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии? [ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, СОБИРАЮЩЕГОСЯ ВЗЯТЬ КРУПНЫЙ КРЕДИТ У БАНКА, ПОМОГАЕТ КРЕДИТОРУ СДЕЛАТЬ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ОЦЕНИТЬ СТЕПЕНЬ РИСКОВ] Задание 1.3. Составьте схемы: б) «Классификация психических явлений».
а) «Методы исследования в психологии». Эмпирические Основные Вспомогательные 1. наблюдение 1. тесты 2. эксперимент 2. беседа 3.анализ продукта деятельности 4. анкета 5. биографический 6. социаметрия
Задание 1.4. Впишите названия отраслей психологии в схему.
Тема 2. Развитие психики и сознания Вопросы для подготовки к занятию 1. Определите сущность понятия «психика». 2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития психики. 3.Определите содержание понятий «раздражимость», «чувствительность», «ощущение». 4. Поведение как форма приспособления к условиям внешней среды. 5. Перечислите познавательные процессы и кратко охарактеризуйте каждый из них. 6.Раскройте содержание понятия «бессознательное» и его роль в регуляции поведения человека. 7. Определите сущность понятия «сознание». 8. Раскройте содержание понятия «Я-концепция» и ее роль в регуляции поведения человека. 9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции психики. 10. Расскажите о происхождении сознания. 11. Раскройте сущность инстинктивного поведения. 12. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных. 13. Назовите основные типы нервной системы и охарактеризуйте каждый из них. 14. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных. 15. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных. 16. Раскройте содержание концепции Леонтьева-Фабри. Задание 2.1. Заполните таблицу «Развитие психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э. Фабри)»:
Задание 2.2. Какие понятия обозначают психические явления? Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность[1]. Вопросы для подготовки к занятию 1. Дайте определение ощущения как чувственной формы освоения действительности. 2. Перечислите основные характеристики ощущений. 3. Расскажите о строении анализатора. 5. Назовите основные классификации ощущений. 7. Расскажите о порогах ощущений и охарактеризуйте их виды. 8. Расскажите об основных закономерностях ощущений (сенсорная адаптация, сенсибилизация, синестезия, взаимодействие ощущений). 10. Перечислите основные пути и средства развития ощущений. 12. Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами. 16. Назовите и охарактеризуйте основные свойства восприятия. 17. Расскажите об иллюзиях восприятия. 18. Назовите основные классификации форм восприятия. 19. Расскажите об индивидуальных различиях в восприятии. 20. Расскажите о роли представлений в регуляции поведения человека. 21. Дайте определение внимания как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами. 23. Назовите и охарактеризуйте основные свойства внимания. 24. Расскажите об основных видах внимания. 27. Перечислите основные методы изучения внимания. 28.Перечислите основные пути и средства развития внимания. Ощущение – это процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Задание 3.1. Составьте схему «Виды ощущений»:
Средние значения абсолютных порогов ощущений разных органов чувств.
Приведем еще несколько примеров, насколько велика чувствительность анализаторов человека. Адаптированный к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света… Если бы глаз был еще более чувствителен, …постоянный свет казался бы прерывистым, и мы, без сомнения, могли бы видеть химические процессы в самом глазу. Абсолютный порог для слуха настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы слышать случайные удары молекул по барабанной перепонке Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ равен примерно 8 молекулам этого вещества. Вкусовые ощущения порождаются числом молекул в тысячи раз большим. Задание 3.2. Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ и т.д. О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах[2]? 1) Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А.Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин и др. [СИНТЕНЗИЯ] 2) Попадая из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство, мы бываем сначала ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть. [АДАПТАЦИЯ] (изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя) 3) Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно нехудожникам. [СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ] 4) Зрительные, температурные, вкусовые, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время. [ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ] 5) По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение. [ПОРОГИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ]
Восприятие – это процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом. Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.
____________________________________________________________
Фигура – женское лицо или пара коней фигура – женское лицо, дерево и птицы Фон – горный пейзаж фон – розоватый цвет
Задания 3.3. Заполните таблицу «Свойства восприятия».
Внимание – это направленность и избирательность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Задание 3.4. Охарактеризуйте виды внимания:
Задание 3.5. Напишите свойства внимания: ___________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования в учебной деятельности?__________________________________________ _____________________________________________________________ в вашей будущей профессии?_______________________________________
Тема 4. Рациональные формы освоения действительности Вопросы для подготовки к занятию Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Известный психолог С.Л.Рубинштейн определяет значение памяти таким образом: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом, не было бы психической жизни смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть». Задание 4.1. Заполните таблицу «Виды памяти»:
Закономерности памяти: • Простые события в жизни человека, которые производят особенно сильное впечатление, могут запомниться сразу прочно и надолго; • Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они не запечатлеваются; • Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь; • Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем повторение через определенные периоды времени; • «Эффект края»; • То, чем человек интересуется, запоминается безо всякого труда. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проявляется в способности выделять существенное, формировать понятия и решать мыслительные задачи. Задание 4.2. Составьте схему «Виды мышления»: 1) Наглядно - действенное 2) Наглядно - образное 3) Словесно – логическое 4) Теоретическое и практическое 5) Интуитивное и аналитическое 6) Реалистическое и аутистическое 7) Продуктивное и репродуктивное Задание 4.3. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |