Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первые виртуальные радиошаги




ЛЕКЦИЯ 1

Этапы развития радиожурналистики.

25апр.(7мая)1895- русский ученый Попов выступил с демонстрацией прибора, который был назван «грозоотметчиком».

1896- передана первая радиограмма.

1919 - в России первые по радио прозвучал голос человека.

12окт.1924 - начало ежедневной передачи московской радиостанции им. Попова. Экспериментальное массовое вещание в России начинается не с политики, а с литературно-художественных программ-радиоконцертов.

В условиях нового политического строя радио было призвано не просто дополнять прессу, но даже замещать ее в системе информации.

1925- при ЦК партии была создана Радиокомиссия.

1928 – вводится типовая недельная сетка вещания.

1933- был образован Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещании. (ВРК).

В годы ВОВ огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и на фронте. После войны ещё более увеличилась цензура, из эфира практически исчезают «прямые передачи», идут в записи.

1970- происходит смена руководства Гостелерадио и реорганизация. На 1 место вновь выходят пропагандистские цели, а просвещение, объективное информирование, досуг уходят на второй план.

Феномен 70-х-первой половины 80х– огромное число рубрик, многие из которых дублируют друг друга.

1985.- открытость информации, принятие Закона о печати, обращение к запрещенным темам. Журналисты начинали поиск новых форм вещания, тем, тональности репортажей.


Выразительные средства радио.

В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, т.к. только звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения.Формирование звукового образа =деления «на голоса» + музыка и шумы + соединение в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии.
Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы:


  1. Исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист,включает в себя 4 элемента:

    1. слово (речь),

    2. музыка,

    3. шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и

    4. документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.


Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими.Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.


  1. Находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики называют техническими, или стилеобразующими:монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

Три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:


  • В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным.

  • Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Прослушивание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел.

  • Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей.

Особенности радио как средства передачи информации:

· - Активизация воображения слушателя;

· - Возможность передачи информации непосредственно с места, где находится репорт ер, оперативность и интенсивность;

· - Бесплатное получение информации;

· - Возможность прослушивания практически в любом месте;

· - Маленькие размеры радиостанций.

· Минусами радиовещания, хоть и несущественными, можно назвать следующие моменты:

· - В некоторых местах, изолированных от проникновения радиоволн, невозможно прослушивание;

· - Прослушивание передач только во время их прямого выхода в эфир.

 

По типам радиовещания:


  • Информационное вещание. Музыки в эфире практически нет. Обычно - это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации и рекламными вставками.

  • Информационно-музыкальное вещание. Соотношение информации и музыки где-то 60 - 70% к 30 - 40%, т.е. 60 - 70% информации, 30 - 40% музыки.

  • Музыкально-информационное вещание. 30 - 40% информации и 60 - 70% музыки.

  • Музыкальное вещание. Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное – музыка.


По формату вещания:

Формат - это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворять вкусы своей целевой аудитории. Главным признаком определения целевой аудитории являются возраст и социальный статус слушателей.

Основными критериями, определяющими формат, является стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов: "Музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование.
На радио и ТВ - возможность интерактива- обратной связи.

Современное форматирование радиостанций и каналов предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп".

Коммерческие станции в регионах делятся следующим образом: франчайзинговые, местные коммерческие FM - станции, частные медиа-холдинги (Ростов-на Дону, «Пульс»). По охвату аудитории:

- общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая ее часть. К ним относятся государственные радиостанции («Радио России», «Маяк») и коммерческие каналы («Русское радио», «Европа плюс»).

- региональные, вещающие на регионы и крупные города страны.

- локальные– местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов.



















Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.

1) Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач («Радио России», «Эхо Москвы»);

2) Информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения (информационно-музыкальная радиостанция «Маяк»);

3) Музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции(«Европа +», «Русское Радио»);

4) Специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории («Авторадио», Юмор);

5) Религиозные станции, представляющие разные конфессии («Радонеж», «Радио Алеф», «Радио Кришналока», радиостанция «София», радио «Теос»);

6) Вещающие в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) («Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы», «Станция 2000»).

 

ЛЕКЦИЯ 2

Первые виртуальные радиошаги

Поначалу эфирные радиостанции стали осваивать пространство Интернета для размещения необходимой справочной информации — программы, сведений о ведущих, частотах вещания и т.п. — а затем и текстов передач. Нужно признать, что при всей незамысловатости подобного подхода это был важный, даже революционный этап в развитии радиожурналистики, потому что эфирный звуковой продукт получил визуализацию на электронных страничках радиостанций.

1993 год ряд источников26 считает точкой, от которой можно вести историю мирового интернет-радиовещания. В этот год начало вещание американское Internet Talk Radio. Это была первая в мире интернет-радиостанция.

В 2004 г. в США с легкой руки ви-джея MTV появляется термин «подкастинг» от слова iPod (название mp3-плеера фирмы Apple) и broadcasting (англ. вещание). Подкаст — это аудио-файл в одном из популярных звуковых форматов (mp3 или wav), который размещен в Сети. Нечто среднее между блогом27 и любительским радио. Записанные в домашних условиях аудиофайлы(подкасты) выкладываются в Интернете в формате mp3, а новые выпуски можно автоматически получать через RSS (систему автоматического скачивания).

 

В России первые интернет-радиостанции стали появляться в середине 1990-х годов. Они рождались на фоне крупных изменений в сфере отечественного радиовещания, которое в это время постепенно начало осваивать FM-диапазон. Первые коммерческие радиостанции учились зарабатывать деньги, форматы вещания строились по шаблону американских, предпринимались попытки наладить онлайн-вещание, к тому времени уже несколько лет существовавшее на Западе.

С 1996 г. начинается история отечественного интернет-радиовещания. До сих пор вопрос о том, кому же принадлежит пальма первенства в создании интернет-радиовещания, остается открытым. За право называться первой вот уже много лет спорят три радиостанции: «Радио 101», «Серебряный дождь» и «Европа плюс».

Следует заметить, что ряд радиостанций, которые в силу разных причин прекратили вещание в эфире, продолжали свою работу в Интернете.

Таким образом, постепенно выделились четыре формы трансляции аудио в Интернете. Первая форма — простая трансляция эфирааналоговых офлайн-радиостанций в Интернет. То есть всего лишь перенос контента традиционного радиовещания на новое технологическое поле — в Интернет. Примером дублированного эфира может служить онлайн-вещание обычных офлайн-радиостанций FM, УКВ и других частот, таких как «Эхо Москвы», «Русское радио», «Маяк», «Монте-Карло» и др.

Вторая форма — вещание радиостанций только в сети и только для интернет-аудитории. Подобный тип вещания можно назвать «онлайн_радиовещанием»(от англ. online — неавтономный, находящийся в подключенном к Сети состоянии). Соответственно станции, вещающие исключительно в Интернете, также можно называть онлайн-станциями, или web_станциями (от англ. web — сеть, паутина).

Ярким представителем такой формы вещания является уже упомянутый продукт «Проф-Медиа» «Радио 101».

Третья форма — это сервис Last.fm(от англ. last — последний и

FM — частота вещания, ассоциирующаяся с коммерческим радиовещанием в целом), использующий технологию аудиоскробблинга.

Last.fm способен анализировать музыкальные пристрастия пользователя и, опираясь на них, предлагать клиенту его личный поток аудиотреков. Эту систему активно продвигают такие ресурсы, как Afisha.ru и Imho.net, предлагая пользователю к прослушиванию, прочтению или просмотру информацию на основе указанных им предпочтений.

Четвертая форма трансляции аудиофайлов в Интернете — это подкастинг.Так называется технология, которая позволяет практически любому интернет-пользователю выкладывать в сеть собственные любые аудиофайлы, а остальным — оперативно скачивать эти файлы посредством технологии RSS.

 

ЛЕКЦИЯ 3

О ГТРК Марий Эл

20 июня 2014 года. Йошкар-Ола. В день рождения первого в Республике Марий Эл радио введен в эксплуатацию высокотехнологичный радиовещательный комплекс на базе оборудования компании AXIA.

В рамках Федеральной целевой программы перевода телевидения и радиовещания на цифровые форматы была произведена модернизация радиовещания в филиале ВГТРК «Марий Эл». Новое оборудование позволит улучшить качество выпускаемого информационного продукта и повысить уровень радиовещания в республике в целом.

В переоснащение аппаратно-студийного комплекса было вложено около 11 миллионов рублей. Все работы были завершены в рекордно-короткие сроки – в течение пяти месяцев. Специалисты предприятия успешно прошли обучение для работы на новом высокотехнологичном оборудовании.

 

В рамках проведенных работ была проложена профессиональная звукоизоляция, установлена современная система кондиционирования помещений, предусмотрена система гарантированного электропитания, которая в случае необходимости обеспечит электроэнергией весь комплекс на довольно продолжительное время.

Переоснащение аппаратно-студийного комплекса в нашей республике произошло в числе первых в России.

История развития радио «ГТРК «Марий Эл» насчитывает более восьмидесяти лет, начиная с 1933 года, когда на территории Марийской Автономной Области была введена в строй средневолновая радиовещательная станция РВ-61. Сегодня на территории Марий Эл работает 5 передатчиков: в поселке Советский, городах Йошкар-Оле, Козьмодемьянске, Волжске, Звенигово. Помимо эфирного вещания, в Йошкар-Оле работают 62 000 активных радиоточек. В целом охват аудитории составляет порядка 800 000 человек по всей республике.

Тенденции в развитии современного отечественного радиовещания:

  • Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов;
  • Определилась и консолидировалась аудитория различных станций;
  • Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важное направление в развитие вещания;
  • Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий;
  • Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу;
  • Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с ТВ;
  • Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важные его профессиональные качества, индивидуальность;
  • Прямой эфир и как его следствие интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой, радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник;
  • Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока;
  • Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.

В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных, региональных, местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типом собственности, направленности и форматом вещания, популярности у слушателей. Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...