Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы метода и методологии в философии. Методология военной науки




ПРОГРАММА

вступительного экзамена в адъюнктуру

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Целью вступительного экзамена по философии в адъюнктуру Военного университета является определение уровня знаний кандидатов по философским наукам, их умения применять философские знания для анализа явлений и событий социальной и военно-социальной действительности, а также проведения научного исследования.

На вступительном экзамене кандидату в адъюнктуру предлагается раскрыть две проблемы:

а) мировоззренческую, предполагающую рассмотрение содержания одной из многих актуальных проблем философского и военно-философского знания;

б) методологическую, предполагающую осуществление научно-теоретического анализа обозначенной философской проблемы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ

 

Философия как тип мировоззрения и система знания.

Философия в системе культуры. Философия как познавательная деятельность, как познавательное отношение, как форма общественного и индивидуального сознания. Философия как мировоззрение.

Философия как наука: объект, предмет, структура, методы, функции. Основная проблематика философского знания: возникновение, сущность, содержание, структура и закономерности развития явлений и процессов окружающего человека мира во всем многообразии. Специфика философского знания.

Становление и развитие предметной области философского знания в истории философии. Современное представление о предметной области философского знания.

Роль философии в формировании мировоззрения военных кадров.

 

История философии как наука: предмет, этапы и закономерности развития.

Проблема войны в истории философской мысли

Проблема генезиса философии и ее истории. Концепции генезиса философии: за и против. Объективные и субъективные предпосылки формирования и развития истории философии. Основные методы истории философии. Проблемы и задачи истории философии.

Предмет и закономерности истории философии (характеристика закономерностей). Периодизация, функции, направления и методы истории философии. Понятие исторического типа (формы) истории философии (и военно-философской мысли): древняя и средневековая философия, философия эпохи Возрождения и Нового времени, немецкая классика, неклассические формы философствования XIX века, современная философия ХХ – XXI веков.

Проблемы войны, мира и армии в историко-философских воззрениях прошлого.

 

Отечественная философия: основные проблемы, характер их постановки и решения

Характерные черты отечественной философской мысли. Особенности ее становления, развития и периодизации.

Отечественная средневековая мысль: основные темы, проблемы и представители. Русская философия эпохи европеизации и просвещения: проблематика, основные течения и направления, тенденции развития.

Пробуждение национального самосознания в русской философии: западники и славянофилы. Реализм и радикализм в философской мысли России в середине XIX века.

Философия и социология народничества. Философские идеи в русской литературе XIX века (Достоевский и Толстой). Метафизика всеединства B.C. Соловьева. Русский религиозный ренессанс: основные течения и представители. Русский марксизм как феномен духовной культуры. Развитие философии в советский период.  

Проблемы и тенденции развития отечественной философии на современном этапе.

Бытие как философская проблема. Онтологические основы военного дела

Философский смысл проблемы бытия в истории философии.

Специфика категории бытия в религии, теологии, идеалистических и материалистических системах. Объективная и субъективная реальность. Уровни, типы и виды бытия. Законы развития бытия. Бытие и субстанция. Бытие и мир. Бытие вещей и процессов, бытие человека.

Онтологическая картина мира и воинская деятельность. Формы бытия человека в сфере военного дела.

Проблема сознания в философии. Сознание и воинская деятельность

Сознание как философская проблема: онтологическая, феноменологическая, гносеологическая, антропологическая и социологическая точка зрения на возникновение сознания. Подходы к пониманию сознания в истории философской мысли. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Философские концепции происхождения сознания: натуралистическая, деятельностная, психоаналитическая, культурологическая (Ч. Дарвин, К. Маркс, Ф. Энгельс, З. Фрейд, Й. Хейзинга и др.)

Сознание и мозг. Сознательное и бессознательное. Энергетика и структура бессознательного. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и совокупность знаний.

Структура сознания. Логико-понятийные и ценностно-ориентирующие структуры сознания. Мыслительные процессы (понятийно-логические, образно-наглядные, языково-речевые). Сознание и язык. Естественные и искусственные языки. Проблема искусственного интеллекта. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.

Сознание военнослужащего как особый духовный мир. Индивидуально-личностные детерминанты военнослужащего: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации.

Проблема развития в философии. Военное дело как развивающийся процесс

Место и роль проблемы развития в систематической философии. Основные философские модели развития в философии: креационизм, теория эманации, преформизм, эмерджентизм, эволюционизм. Диалектическая модель развития. Современные взгляды на эволюцию человека, общества и Вселенной.

Глобальный эволюционизм в структуре современного сознания. Взаимообусловленность различных форм бытия. Развитие и детерминизм. Полионтологичность развития. Развитие и процессы изменения человека; ноосферный аспект развития человека.

Проблемы военно-профессионального развития. Военно-профессиональная деятельность как объект и субъективный фактор развития человека.

 

Познание в философии. Истина и ее значение для деятельности военных кадров

Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Сенсуализм и рационализм. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности. Познание научное, художественное и нравственное. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Интуитивное и дискурсивное знание. Этапы познания и уровни знания. Военно-научное познание, его специфика и формы.

Природа познавательных отношений: субъект, практика и объект познания. Объекты материальные и идеальные.

Военная практика как объект, цель и результат познания.

Классическое определение истины и пути ее исторического развития: теория соответствия и теория согласованности (когеренция). Критика скептицизма и агностицизма. Истина, заблуждение и ложь. Критерии истины. Истина и ценность.

Средства и способы познания в военном деле. Природа военно-социального познания.

 

Проблемы метода и методологии в философии. Методология военной науки

Предмет, теория, метод и методология. Метод как единство объективного и субъектного. Классификация методов. Специфика научной методологии. Уровни методологии. Научные методы эмпирического исследования. Научные методы теоретического исследования. Взаимодействие методов. Особенности методологии социально-гуманитарного научного познания.

Функциональная инвариантность и социокультурная изменчивость методологии. Механизмы социокультурной детерминации.

Методология деятельности военных кадров в динамике научных парадигм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...