Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шесть видов групп психокоррекции эмоционального выгорания




1. Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в них направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться понимать своих коллег и родителей; обучить правильному поведению в ситуациях межличностного общения.

Группа — это реальный мир в миниатюре, с теми же видами задач и межличностных конфликтов, которые встречаются на нашем жизненном пути. Т-группа отличается тем, что обеспечивает возможность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Материалом для обучения служат наше поведение, чувства и реакции. Далее перед участниками встает задача — в течение ограниченного периода времени создать социальную организацию и поддерживать ее развитие.

2. Группы встреч. Основная цель работы — осознать и реализовать потенциал личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Такой вид работы эффективен для начинающих учителей и воспитателей с целью повысить их уровень самосознания и развития личности. Группы могут включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.

Цель тренинга встреч — обнаружить и использовать скрытые резервы саморазвития личности через приемы, которые помогают осознать свои возможности, избавиться от комплексов и психологических барьеров.

3. Гештальт-группы. Ведущий группы работает не со всеми ее членами, а один на один с тем, кто добровольно согласится на время стать главным действующим лицом. Ключевые понятия в работе гештальт-группы: «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в данном направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

Пример работы с гештальт-группой Приходя на встречи группы, педагоги могут находиться в своих мыслях где угодно: дома, на уроке… Для того чтобы вернуть их в ситуацию занятия, обращайтесь к функции id, предложите осмотреться в аудитории, посмотреть друг на друга, осознать себя телесно. На доске или плакате — тема сегодняшнего занятия. На лекции — обязательный возврат к предыдущей теме, какие вопросы остались. В процессе занятия несколько раз проверяйте на «присутствие». Смысл слова «здесь» заключен в том, что мы как индивидуумы — единственные владельцы собственной феноменологической жизни. Переживаемое «здесь и сейчас» не существует в вакууме, оно принадлежит определенному отдельному человеку — мне. Содержание моего переживания так же важно для меня, как переживание другого человека важно для него. Нет «хороших» или «плохих» человеческих переживаний, они просто есть как таковые.

 

4. Группы психодрамы. Цель — раскрыть внутренний мир человека. Используются ролевые игры, элементы импровизации жизненных ситуаций. Педагог, который прошел курс психодрамы, знания применяет с учащимися на уроках.

Психодрама восходит к древнему театру — театру мистерий, театральному «действу», которое предполагает спонтанное проживание в коллективном действии и непосредственное переживание человеком реальных чувств, мыслей, идей, своего восприятия мира в условном пространстве сцены.

«Драматическое» в психодраме воплощает идею о том, что человек может пересматривать и переделывать события своей жизни, как если бы они были драматическими ситуациями, а он — драматургом. В психодраме синтезируются драматические средства и достижения современной психологии. Ее участникам не нужно учиться актерскому мастерству. С помощью психодрамы ищут эффективные пути решения психологических проблем разных уровней от экзистенциального до обыденного, бытового.

5. Группы телесной терапии. Особое значение в работе группы придается общению с телом человека, управлению им. Телесная терапия — сильный метод эмоционального высвобождения и эффективных изменений в теле, чувствах личности.

Все телесно ориентированные методы развития, обучения или психотерапии базируются на одном эмпирически подмеченном факте: существует глубокая взаимосвязь между устойчивыми структурами психики, блоками, стереотипами, с одной стороны, и с соматическими мышечными зажимами — с другой стороны. Иначе говоря, человек, закрепощенный психически, как правило, закрепощен и физически. Верно и наоборот. Таким образом, воздействуя на мышечные зажимы, возможно воздействовать на соответствующие структуры в психике, и наоборот.

6. Группы тренинга умений. Основная цель — выработать внешние формы поведения, например, профессиональные коммуникативные умения будущих педагогов. Условие — разделять работу и дом, профессиональную и частную жизнь. Выгорание усиливается тогда, когда границы между ними начинают стираться и работа занимает большую часть жизни.

Приведем часть тренинга умений, цель которого научиться вести разговор.

Пример упражнения из тренинга умений Группа делится на пары. Первый этап упражнения. Инструкция: один участник в паре задает только открытые вопросы, которые дают возможность партнеру ответить более полно. Например, «Вы живете в большом городе?» — закрытый вопрос. «Где вы живете?» — открытый вопрос. Другой участник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрывающей его произвольной информации, то есть информации о себе, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. Например, «Я живу в большом городе» — не слишком информативный ответ; ответ: «Я живу в большом городе, в одном из новых районов, недавно туда перехала, получив квартиру» — дает много информации о человеке. Оставайтесь в роли около пяти минут, затем поменяйтесь ролями, чтобы каждый мог поупражняться в постановке открытых вопросов и предоставлении произвольной информации. Второй этап.Инструкция: один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить разговор либо просит пояснить, перефразируя. Иначе говоря, вы своими словами повторяете свободную информацию партнера, чтобы показать, что вы его слушаете. Например, первый участник может сказать: «Вчера вечером, гуляя по своему району, я посетила такие места, которые раньше не видела». Второй участник может уточнить: «Ты имеешь в виду, что была удивлена тем, что в нем есть много интересных мест?». После пяти минут диалога поменяйтесь ролями. Между двумя этапами упражнения дайте парам время поделиться своими переживаниями и трудностями. Вывод ведущего: когда вы сможете легко открывать другим свой внутренний мир, задавайте вопросы, допускающие широкий диапазон ответов. Используя методы активного слушания, вы овладеете искусством ведения разговора. Скачать пример в pdf

 

НА САЙТЕ

e.psihologsh.ru

Доступен дополнительный сервис «Памятки» для педагогов и родителей.

 

В плане работы школьного педагога-психолога зачастую работа с педагогами обозначена мало и бессистемно. В связи с вышесказанным предлагаем сделать блок психопрофилактической работы с педагогами по преодолению синдрома эмоционального выгорания обязательным.

1 Регуляция эмоциональных состояний // Детский психолог. 1993. Вып. 4. С. 67–79.>>Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsh.ru)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 112.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...