Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пять мер профилактики выгорания педагога




Какую работу вести по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

Наталья Мигаль
педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБОУ Школа № 2025 структурного подразделения «Школьное отделение № 3», Москва

Профессия педагога в силу своей стрессогенности требует эмоциональной устойчивости. Учителю нужно обладать знаниями, умениями и личностными качествами, чтобы минимизировать и преодолеть эмоциональные трудности профессии. В вашей компетенции научить педагогов этому, прочитайте в материале, как.

 


Длительное эмоциональное напряжение, которое сопровождает педагогическую деятельность, ослабляет устойчивость психических функций, снижает работоспособность и становится причиной соматических и нервно-психических заболеваний (Л.А. Китаев-Смык, Р.О. Серебрякова и др.). Все вместе это нарушает психологическую адаптивность и целостность личности педагога.

Педагогическая деятельность имеет ряд особенностей и осложнена негативными факторами, один из которых — феномен или синдром эмоционального выгорания. Это состояние, которое в ходе интенсивного профессионального общения под влиянием внешних и внутренних причин проявляется в следующем:

· стали приглушенными эмоции, чувства и переживания;

· участились конфликты с партнерами по общению;

· появилось равнодушие по отношению к переживаниям других людей;

· снизилась ценность жизни, утратилась вера в собственные силы.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Синдром выгорания — эмоциональное, физическое и умственное истощение в результате продолжительных и интенсивных стрессов общения в профессиях социальной сферы.

 

 

 

Одна из основных причин профессионального выгорания педагогов — большая часовая нагрузка в сочетании с классным руководством. При этом стаж педагогической работы не оказывает такого влияния. По данным проведенных исследований, при большой часовой нагрузке выгорание возникает и у молодых специалистов, в то время как у учителей с 25-летним стажем оно может вовсе отсутствовать либо проявляться как отдельный симптом.

Психологическая профилактика синдрома профессионального выгорания важна для молодых сотрудников, так как большинство из них испытывают нехватку практического опыта работы, от чего возникает ощущение некомпетентности. В связи с этим необходимо подготовить их к возможной эмоциональной перегрузке, сформировать соответствующие личностные качества.



Два направления психопрофилактики синдрома выгорания

Предлагаем два направления психопрофилактической работы с педагогами по вопросу эмоционального выгорания:

· организационное — профилактика психотравмирующих факторов, которые постоянно сопровождают человека в жизни и труде:
— изменяемость обстановки, условий жизни и труда;
— нестандартность социальных ролей;
— включенность в экстремальные ситуации;
— истощаемость психического ресурса и т. п.;

· личностное — профилактика возможных отклонений в группе риска, их прогнозируют в ходе психодиагностики.

Поскольку генезис синдрома носит индивидуализированный характер, который определен различиями личностных характеристик, необходимо выявлять личностные особенности педагогов, чтобы определить оптимальную стратегию психологической помощи.

Психологическая профилактика синдрома профессионального выгорания должна быть комплексной и включать:

· диагностико-коррекционную работу — обеспечьте информацией об особенностях индивида в определенных условиях;

· консультирование — проясните возможные причины нежелательного поведения, личные трудности индивида с целью своевременного предупреждения таковых;

· просвещение — своевременно и адресно распространите информацию, которая предупредит типичные трудности в общении, профессиональной деятельности.

Разнообразные меры профилактики обозначенных трудностей применимы и в педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.





Пять мер профилактики выгорания педагога

1. Непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в вузе, быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует единица измерения устаревания знаний специалиста — период полураспада компетентности (терминология заимствована из ядерной физики). Термин означает, что после окончания вуза в течение некоторого времени устаревают полученные знания, появляется новая информация и компетентность специалиста снижается на 50%.

Два принципа непрерывного психолого-педагогического образования:

· принцип К. Роджерса — «свобода учиться»: только то, что является выбором самого человека, приносит ему радость и огорчения, только за самостоятельный выбор человек несет ответственность перед самим собой и другими людьми;

· принцип А. Дистервега — «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». При этом возбуждение постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить.

Методы психологической саморегуляции: • усилить регулирующие функции психики; • развить эмоциональный самоконтроль и самоуправление; • укрепить самообладание

 

 

 

2. Система поощрений, методы психологической разгрузки, релаксация на работе. Это со стороны администрации должно использоваться. При этом руководителям следует акцентировать внимание на структурировании работы и организацию рабочих мест таким образом, чтобы максимально повысить значимость дела для исполнителей.

Например, в школе № 2025 опросили всех педагогов школьного отделения № 3, выслушали их пожелания, и организовали «Релакс-комнату» (бывшую учительскую), так чтобы каждый работник смог отдохнуть, набраться сил.

3. Психологическая саморегуляция. Представляет комплекс методов и обучающих программ, которые учат управлять собственным состоянием с помощью адекватных внутренних средств деятельности. Это техника безопасности для специалистов, которые в ходе профессиональной деятельности имеют многочисленные интенсивные контакты с людьми.

Потребность в саморегуляции возникает в случаях, когда педагог:

· сталкивается с новой, необычной и трудной для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов решения;

· оказывается в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям;

· находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег и других людей.

Психологические основы саморегуляции включают управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями, действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование. В русле данного направления Г. Дьяконовым1 (1993) разработан цикл упражнений, ориентированных на восстановление ресурсов личности.

Зная свои потребности и способы их удовлетворения, человек эффективно, рационально распределяет силы в течение каждого дня и учебного года.

Естественные способы саморегуляции знакомы каждому: они настолько привычны и органичны для человека, что «включаются» помимо его сознания и воли, «сами собой» (неслучайно их иногда называют бессознательными). Наверняка каждый из вас интуитивно использует множество таких естественных способов саморазрядки и саморегуляции (вы «отсыпаетесь» в выходные дни, потягиваетесь, разминая мышцы после сидячей работы, пьете чай, общаетесь с природой и животными, пользуетесь массажем, предпринимаете групповые походы в сауну, танцуете, слушаете музыку). Однако некоторые из естественных способов «разгрузки» можно осознать и с пользой применить в рабочих ситуациях.

Задумайтесь, какими естественными способами снимаете напряжение или, наоборот, повышаете тонус в обыденной жизни. Их можно осознать, а затем сознательно использовать, чтобы управлять своими психическими состояниями на работе.

Создайте собственный банк естественных приемов саморегуляции. Например:

· смеетесь, улыбаетесь, шутите;

· вспоминаете приятные эмоциональные состояния;

· потягиваетесь, расслабляете мышцы, изменяете ритм шагов, делаете глубокий вдох;

· в напряженной ситуации на минуту с собеседника на пейзаж за окном, цветок, картину, фотографию (да мало ли на что можно посмотреть, чтобы остановить поток готовых сорваться с языка слов!);

· мысленно обращаетесь к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

· реально или воображаемо «купаетесь» в солнечных лучах;

· читаете любимые стихи;

· хвалите собеседника или делаете комплимент просто так (список можно продолжить).

4. Аутогенная тренировка. Используйте аутогенную тренировку среди педагогов при таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность.

Педагогическая работа, которая связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, требует от педагога эмоционально-волевой регуляции.

Аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и свою нервную систему с целью релаксации и активизации.

Приемы аутотренинга позволяют человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.

Пример аутогенной тренировки Нередко возникают предвиденные заранее чрезвычайные житейские ситуации, связанные с повышенным чувством ответственности. Тревожное ожидание таких ситуаций порождает неуверенность в себе, страх перед неудачей и может спровоцировать невротический срыв. К таким ситуациям можно подготовиться с помощью «упражнений самоутверждения». По утрам, еще не проснувшись окончательно, то есть находясь в естественном аутогенном погружении, репетируйте тревожащую ситуацию, но не такую, какой боитесь, а такую, какой хотите ее видеть. Это репетиция успеха. Подробные репетиции успеха можно проводить за несколько дней до ожидаемого события или непосредственно в тот день, когда оно предстоит. Не следует проводить их перед сном, так как это может спровоцировать расстройство сна.

 

5. Психокоррекция как совокупность психологических приемов, которые применяйте для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционную работу проводите для того, чтобы улучшить адаптацию человека к жизненным ситуациям, снять повседневные внешние и внутренние напряжения, предупредить и разрешить конфликты, с которыми сталкивается человек.

Психокоррекция включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия на то, чтобы человек изменил отношение к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него.

Психокоррекция в работе с педагогами преследует следующие цели:

· эмоционально раскрепостить человека;

· сформировать потребность в общении с людьми и чувство общности с ними;

· самораскрыть человека, самоактуализировать;

· выработать и закрепить у педагога эффективные нормы адаптивного межличностного поведения;

· активно включать человека в общественную жизнь и побуждать его брать на себя ответственность.

Психокоррекцию проводите индивидуально и в группе. Создавайте разные виды групп:

· Т-группы;

· группы встреч;

· гештальт-группы;

· группы психодрамы;

· группы телесной терапии;

· группы тренинга умений.

Каждый тип группы решает конкретные цели и предполагает взаимодействие по определенным правилам. Охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп в педагогической деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 134.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...