Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятия значимости и ценности в соцпознании. Валюативный и рефлективный стили философствования, проблема верифицируемости целей обществ. Развития




Ценностная сторона социального познания.
Эта сторона социального познания касается уяснения ценности тех или иных явлений для человека, в том числе для познающего субъекта, который так или иначе воспринимает и истолковывает различные общественные явления, исторические события. Ценности указывают на значение той или иной вещи или явления для человека, класса, нации и т.д. Они служат своеобразными ориентирами для людей в их мышлении, деятельности и поведении. Отсюда понятие «ценностные ориентации» того или иного субъекта, будь то какая-то социальная группа, национальная общность или личность.

признание понятия или суждения, его логическая «допустимость» или «допустимость» с точки зрения ценности; материальная истинность какой-либо мысли, идеальная истинность какой-либо идеи. Вещи «суть», события «происходят», а понятия, положения и выводы «являются значимыми». Согласно Лотце, если истины «значимы», то совершенно безразлично, будут ли они только мыслиться кем-нибудь или они в чем-нибудь осуществятся. В то же время ценности истинного, нравственного и прекрасного хотя и имеют абсолютную значимость, но не имеют реальности; их бытие исчерпывается их значимостью.

Рефлективным (не путать с рефлексивным) я называю тот стиль философствования, который интересуется миром как сущим, миром в собственной фактологии и логике его бытия, которая, конечно же, дана человеку феноменологически и тем не менее обладает своей принудительной “дисциплинарностью”, не зависит от ценностных преференций познающего субъекта и соответственно является объектом верифицируемого знания.

Альтернативой рефлективного философствования является валюативное или ценностное философствование, которое интересуется не сферой сущего, а сферой должного, рассматривает мир не как “в себе бытие”, а как бытие для человека. Валюативная философия соотносит его (мир) с системой человеческих потребностей, оценивая в понятиях должного и недолжного, подлинного и неподлинного, справедливого и несправедливого, красивого и безобразного. Валюативная философия есть выступает как мудрость бытия в мире, поиск смыслов человеческого существования в нем. Если рефлективная философия отвечает на первый вопрос кантовской триады – “что мы можем знать” о мире (и реально знаем о нем), валюативная философия берет на себя два последних вопроса – “что мы должны делать” и “на что мы можем надеяться”. Очевидно, что коренное отличие рефлективной и валюативной философии состоит в их разном отношении к науке и научности. Если рефлективная философия Аристотеля, Спинозы может рассматриваться как крайне специфичная форма научного познания, валюативная философия Сократа, Ницше, Бердяева не имеет никакого отношения к науке. Суждения этой философии суть суждения ценности, которые адресованы бесконечно богатому миру человеческих предпочтений и не могут быть верифицированы как истинные или ложные (в той части, в какой они касаются выбора конечных целей и ценности человеческого существования, а не операциональных средств достижения этих целей).

Альтернативность науке – не недостаток, а достоинство валюативной философии, которая выступает как фундамент “суперсистем человеческой культуры” (П.А.Сорокин) – взаимосоотнесенных символических программ знаний, умений, норм, образов, верований, в основе которых лежит рефлексия конечных ценностей человеческого бытия. Соответственно именно этот тип философствования представляет собой ценностное самосознание эпох человеческой истории.

Очевидно, что различие рефлективного и валюативного стилей философствования отнюдь не исключает возможности их сочетания философами, которым в равной степени интересен и мир сущего, и мир должного. Такое сочетание может быть более или менее успешным – в зависимости от того, следует ли философ важнейшему принципу, который Макс Вебер именовал принципом “интеллектуальной честности” – “пояснять своим слушателям, и в первую очередь уяснить самому себе, что является... чисто логическим выводом или чисто эмпирическим установлением фактов и что носит характер практической оценки”.

Верифицируемости принцип - один из исходных принципов логического позитивизма, согласно к-рому истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными. При этом различается непосредственная верифицируемость утверждений, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения к.-л. положения к прямо верифицируемым утверждениям. Явная философская и методологическая несостоятельность В. п., сводящего знание о мире к «непосредственно данному», лишающего познавательного значения научные утверждения, непосредственно не проверяемые опытным путем, вынудила логических позитивистов принять ослабленный вариант этого принципа в виде требования частичного и косвенного опытного подтверждения научных положений. В этой форме он выражал лишь общее методологическое требование согласования теоретических положений о эмпирическими фактами, к-рое должно сочетаться с др. факторами и критериями приемлемости теоретического знания (его эвристическая сила, логическая простота и пр.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...