Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Команды управления движением курсора




Первое знакомство с системой

Программирования Турбо Паскаль

 

Турбо Паскаль появился на рынке программных продуктов в 1984 году и совершил настоящую революцию в программировании. До этих пор при обучении программированию предпочтение чаще всего отдавалось Бейсику − простому, дешевому и легко осваиваемому. Паскаль же был аппаратно зависимым, дорогим и сложным. С появлением Турбо Паскаля положение измени­лось. Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды, которая обеспечивает удобную и производительную работу. Изучение Паскаля как языка программирования идет вместе с изучением всей системы Турбо Паскаль.

Язык программирования Паскаль был разработан Н.Виртом в 1968−1970 годах и получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости изучения. Он послужил основой для разработки других языков программирования (например, Ада, Модула−2).

Первая версия Турбо Паскаля использовалась не очень долго − она появилась в 1983 году, а уже в 1984 году ее заменила вторая версия, которая получила широкое распространение. К осени 1985 года появляется третья версия, еще более удобная в работе.

Четвертая версия (1988 год) представила Турбо Паскаль в новом виде (появилась новая среда, компилятор стал встроенным). Осенью этого же года вышла пятая версия, в которой появился встроенный отладчик. А в 1989 году появилась версия 5.5, позволившая перейти к объектно−ориентированному программированию.

Шестая версия уже обеспечивала многооконный и многофайловый режим работы, использование мыши, применение объектно−ориентированного программирования, обладала встроенным ассемблером и имела другие возможности.

В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования на языке Паскаль − это Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0.

Пакет Turbo Pascal 7.0 использует новейшие достижения в программировании. Он может использоваться практически на любой машине и относительно дешев. Язык этой версии обладает широкими возможностями, имеет большую библиотеку модулей. Среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить и исправлять ошибки, компоновать программы из отдельных частей, использовать модули, отлаживать и выполнять программы.

 

Основные элементы языка

 

Язык Турбо Паскаль состоит приблизительно из 80 зарезервированных слов и специальных символов. Алфавит языка составляют буквы латинского алфавита, цифры, а также специальные символы, такие, например, как +, -, *. Специальными символами языка являются и некоторые пары символов. Зарезервированные слова, такие как Program, Begin, End, Writeln, Readln и т. д., в языке Паскаль могут применяться только по своему прямому назначению, то есть в качестве имен операторов, названий операций и т. д.

Кроме зарезервированных слов в программах на языке Паскаль используются как отдельные символы, так и пары символов, которые имеют специальное назначение. Перечень таких символов:

:= Присваивание переменной значения выражения.

; Разделитель операторов в программе.

( )Скобки для арифметических и логических

выражений.

: Разделитель в описаниях переменных и формате

операторов вывода.

.. Многоточие для списков.

+ Бинарные операции (не только арифметические).

-

*

/

= Логическое равенство, элемент описания констант

и типов.

<> Логическое неравенство.

< > Отношения «меньше чем» и «больше чем».

<= Отношение «меньше или равно».

>= Отношение «больше или равно».

. Конец программы или модуля.

' Ограничители константы строкового типа.

{ } Пары скобок для комментариев.

(* *) Пары скобок для комментариев.

, Разделитель элементов списка.

[ ] Скобки для ссылки на элемент массива или

указания диапазона значений индекса.

Из символов алфавита строят более сложные конструкции – слова, словосочетания, предложения. Слово – это некоторая минимальная единица языка самостоятельного значения, представляющая собой образованную в соответствии с некоторыми правилами последовательность символов. В языке Паскаль под словом понимают число, строку, имя. Словосочетание – это группа слов, имеющая некоторый смысл. В языке программирования эта конструкция, состоящая из слов и символов и задающая правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль есть предложение. Предложение либо задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, и называется оператором, либо описывает структуру и организацию данных – объектов языка, над которыми эти действия производят, и называется описанием. Совокупность описаний и операторов, объединенная единым алгоритмом, образует программу. Для того, чтобы научиться писать программы, необходимо изучить синтаксис языка (правила записи его конструкций) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций).

Числа в языке Паскаль записываются в десятичной системе счисления и могут быть целыми и действительными (вещественными), положительными и отрицательными. Положительный знак числа (+) может быть опущен как для целых, так и для действительных чисел.

Действительные числа изображаются в естественной и экспоненциальной форме. В естественной форме число должно содержать десятичную точку, применяемую вместо десятичной запятой, причем число не может начинаться и оканчиваться точкой. Примеры правильной записи действительных чисел в естественной форме:

4.7 -0.71 +151.75  

150.0 0.00067  0.0

Примеры неправильно записанных чисел:

15. – оканчивается точкой;

.65 – начинается с точки;

155.27.54 – содержит две точки.

Экспоненициальная (полулогарифмическая) форма записи используется для представления очень больших и очень маленьких чисел, которые нелегко изобразить обычной десятичной записью. Например, масса покоя электрона приблизительно равна        9,1*10-31кг. При записи таких чисел в языке Паскаль часть числа, которая читается как "умножить на десять в степени", обозначается буквой Е и число в программе выглядит следующим образом: 9.1Е-31. Цифры, предшествующие букве Е, образуют мантиссу числа, цифры, следующие за буквой Е, - порядок. Следует помнить, что при написании числа мантисса не должна отсутствовать или начинаться и оканчиваться точкой.

Примеры правильно записанных чисел в экспоненциальной форме:

-0.131Е5 50Е7 -5Е-02 123.7Е-5

Примеры неправильно записанных чисел в экспоненциальной форме:

Е-05 – отсутствует мантисса;

-5.Е02 – мантисса числа оканчивается точкой;

-Е12 – отсутствует мантисса.

Строка – это последовательность символов языка, заключенная в апострофы (одиночные кавычки). Если в строку необходимо включить сам апостроф, то его записывают дважды.

Примеры строк: 'A', 'Таблица значений', 'контрольная работа по курсу информатики', 'XYZ', '575', '0.5+17E-5'.

Примеры неверно записанных строк:

'CONST – нет конечного апострофа;

PROGRAM – отсутствуют апострофы;

'15.8'E5 – апостроф стоит не в конце строки;

'+*.;" – не хватает еще одного апострофа в конце строки.

Используются строки для работы с текстами, например для вывода текстов и комментариев на печать. Максимальная длина строки определяется конкретной реализацией языка.

Имена (идентификаторы) служат для обозначения различных объектов и конструкций программы и отличаются от служебных слов программы тем, что выбираются (назначаются) самим программистом по следующему правилу: имя должно состоять из букв и цифр, но первым символом может быть только буква. Длина имени во многих реализациях языка не ограничивается, однако рекомендуется, чтобы она не превышала 6−8 символов.

Выбор имени следует осуществлять исходя из логической или физической сущности обозначаемого объекта, при этом рекомендуется придерживаться следующих правил:

1) в пределах области определения имя должно быть уникальным (каждому имени должен соответствовать лишь один обозначаемый объект и наоборот), в противном случае соответствие между именем и обозначаемым объектом будет неоднозначным;

2) в качестве имен не разрешается использовать служебные слова;

3) в языке определен некоторый набор заранее предопределенных имен, их называют стандартными; программист может переопределить эти имена (использовать не по стандартному назначению), но делать это не рекомендуется;

4) длинные имена или имена, состоящие из нескольких слов, следует сокращать;

5) следует избегать схожих по виду имен (АХ1 и AXI), подобных по написанию символов в пределах одного идентификатора (DO20, где второй символ – буква О, последний – цифра 0);

6) если в имени нужно использовать цифры, то лучше писать их в конце идентификатора (А32, REG15).

Имена используются для обозначения данных – величин, над которыми производятся некоторые действия. Постоянные величины, значения которых не меняются в процессе выполнения программы, называются константами. Константы в программе могут быть представлены либо непосредственно своим значением (числом, строкой), либо именем. Для некоторых констант в языке определены стандартные имена: FALSE, TRUE, MAXINT,

Величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы, называются переменными. Переменные в программе могут быть представлены в программе только именем. В ЭВМ каждой величине отводится определенная область памяти, где хранится ее значение.

Имена также используются для обозначения всей программы и отдельных ее частей (процедур и функций), дающих описание некоторого сложного действия или группы действий, производимых над данными и имеющих некоторое самостоятельное значение.

 

Команды редактора

Команды управления движением курсора

− перемещение курсора на символ вправо;

 

− перемещение курсора на символ влево;

 


− перемещение курсора на строку вверх;

 

− перемещение курсора на строку вниз;

 

[Home] − перемещение курсора в начало текущей строки;

[End] − перемещение курсора в конец текущей строки;

[Page Up] − перемещение курсора на страницу вверх;

[Page Down] − перемещение курсора на страницу вниз;

Примечание. Страница − это один экран (21 строка).

[Ctrl^Home] − перемещение курсора в левый верхний угол экрана;

[Ctrl^End] − перемещение курсора в левый нижний угол экрана.

Команды вставки и удаления текста

[Insert] − включение и выключение режима вставки;

Примечание. Если режим вставки включен, то курсор имеет вид горизонтальной мигающей черточки. В режиме вставки набираемый символ вводится в позицию, в которой стоит курсор, а все символы (начиная с символа, стоявшего в позиции курсора), расположенные правее, сдвигаются вправо. Если режим вставки выключен, то набираемый символ заменит тот символ, который находился в позиции курсора, таким образом можно старый текст заменить на новый.

[Delete] − удаление символа, стоящего в позиции курсора;

[Back Space] − удаление символа, стоящего слева от курсора;

Примечание. Иногда на этой клавише написано <BS>, а иногда это стрелка [←], расположенная над клавишей ввода [Enter]).

 

[Ctrl^N] − вставка пустой строки над строкой, в которой находится курсор;

[Ctrl^Y] − удаление строки, в которой находится курсор.

 


Первая программа

 

Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид;

Program <имя программы>;

За ним идут разделы описаний, в которых должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе.

После разделов описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного словаBegin и заканчивается служебным словом End. В этом разделе задаются действия над объектами программы, объявленными в разделе описаний. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.

Разбор примера

Program Proizvedenie_1;

Var a,b,rez: Integer;

Begin

Writeln('Введите два числа через пробел');

Readln(a, b);

rez:=a*b;

Writeln('Их произведение равно ',rez);

Writeln('Нажмите <Enter>');

Readln;

End.

Пояснения к программе

Имя этой программы Proizvedenie_1. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых специальных символов (в нашем примере использован символ "подчеркивание"). Из разделов описаний имеется лишь один − раздел описания переменных. Он начинается со служебного слова Var, после которого идет последовательность объявлений переменных, разделенных точкой с запятой. В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных. В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer), то есть значения переменных этого типа − целые числа.

После раздела описаний переменных идет раздел операторов, начинающийся со служебного словаBegin, после которого расположены операторы языка. Первый оператор − это Writeln('текст') − записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами, Ln добавляется в конце этого оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил в начало следующей строки.

Следующий оператор − Readln(a,b) − читать данные с клавиатуры. В данном случае необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной а присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу. Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда а=12, а b=45. В конце этого оператора также можно ставить Ln.

После этих двух операторов стоит оператор присваивания: rez:=a*b; (:= − это знак присваивания в языке Паскаль). При выполнении этого оператора переменная rez получит значение, равное произведению числа а на числоb. Так как в результате умножения двух целых чисел получается целое число, то переменная rez описана как целая (integer).

Следующий оператор − это снова оператор вывода Writeln('текст', rez) − он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за ним значение переменной rez. Затем следующий оператор − Writeln− выведет на экран сообщение <Нажмите [Enter]>, а оператор Readln будет ожидать нажатия указанной клавиши. В конце раздела операторов стоит служебное словоEnd, после которого ставится точка.

Сделаю замечание по поводу записи текста программы, так как это вопрос не только эстетический, но и вопрос эффективности труда программиста. При наборе текста программы ее операторы следует располагать таким образом, чтобы понятной была логика работы программы. Для этого используются пробелы между операторами или элементами операторов, а также отступы. Каждый программист имеет свой стиль использования пробелов и отступов. Пробелы и отступы помогают читателю программы определить уровень подчиненности каждой строки. Компьютерные программы содержат большое количество информации в концентрированном виде, и хорошее форматирование может оказаться очень полезным. Надо иметь в виду, что вряд ли вновь созданная программа сразу будет работать правильно. На отладку программы может уйти больше половины времени ее разработки. Должное внимание к хорошему форматированию, тщательному выбору имен переменных и других объектов программы, разумное документирование программ может значительно увеличить производительность труда. Не следует размещать в одной строке более одного−двух операторов. При записи программы на Паскале допускаются пустые строки, которые можно использовать для выделения логически связанных групп операторов.

Важной частью исходного текста программы являются комментарии. Комментарий представляет собой текст, который находится между фигурными скобками { } или между парами символов, состоящими из круглой скобки и звездочки (* *). Комментарии позволяют включить подробное описание программы и пояснения к ней прямо в исходный текст. Грамотное и уместное применение комментариев упрощает понимание программы, облегчает жизнь ее автору и программистам, работающим с уже готовым текстом. У фигурных скобок есть и нестандартное применение - во время отладки программы часто возникает необходимость временно убрать из программы какие-то операторы, сохранив, тем не менее, их запись. Простейший способ − заключить соответствующий фрагмент программы в фигурные скобки.

Запуск программы

Для того чтобы запустить программу, необходимо выйти в главное меню (например, посредством клавиши [F10] и выбрать режим Run. После запуска программы на экране появится сообщение:

Введите два целых числа через пробел

Курсор окажется в следующей строке. Затем надо ввести два целых числа через пробел и нажать клавишу [Enter]. Появится сообщение:

Их произведение равно...

Вместо точек будет напечатано значение переменной rez, то есть число, равное произведению первого введенного числа на второе. Это сообщение останется на экране до тех пор, пока не будет нажата клавиша [Enter].

Сохранение программы

Для того чтобы сохранить программу, необходимо выйти в главное меню и выбрать пункт File. Затем в появившемся вертикальном меню надо выбрать пункт Save as... Появится окно, в котором можно ввести имя файла. Например, а:\prim1_1. pas; здесь а: − это название диска, "\" − каталог (корневой), prim1_1 − имя файла (оно может содержать не более 8 символов), .pas − расширение, указывающее, что файл содержит программу, написанную на языке Паскаль.

Примечание. Следует знать список символов, которые нельзя употреблять в именах файлов:

* = + [ ] \ | ;:,.<>/?.

Также не следует использовать в именах файлов символ пробела и буквы русского алфавита.

После того как имя файла набрано, нажмите клавишу [Enter].

Примечание. Для быстрого сохранения файла можно воспользоваться командамиSave илиSave all меню File.

Для того чтобы закончить работу, необходимо выбрать пунктQuit в менюFile или просто набрать комбинацию клавиш Alt^X.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...