Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5 Человеческий капитал как экономическая категорияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Планы семинаров по курсу «Человеческий капитал» для бакалавров направления подготовки «Управление персоналом» Тема 1 Проблема человеческого капитала и его место в экономической и социальной теории План: Семинарское занятие – дискуссия 2 часа Вопросы: 1. Понятие капитала и его свойства. 2. Формы капитала: экономический, физический, культурный, человеческий, социальный, административный, политический, символический и др. 3. Понятие человеческого капитала и неоклассическая экономическая теория. 4. История возникновения и развития концепции человеческого капитала. 5. Подходы к изучению человеческого капитала. 6. Теории человеческого капитала. 7. Классификация видов человеческого капитала. 8. Классические представления о человеческом капитале (А. Смит, В Петти, А. Маршалл). 9. Работы Т. Шульца, П. Бурдье и Дж. Коулмена. 10. Г. Беккер и его теоретическая схема человеческого капитала.
Дополнительные вопросы для обсуждения: 1. Каковы причины появления концепции человеческого капитала? 2. С чем связано усиление внимания к данной концепции западных экономистов в последние 40 лет? 3. Каковы теоретические принципы, на которых основывается теория человеческого капитала? 4.В каких сферах экономических исследований могут быть использованы подходы, развиваемые концепцией человеческого капитала?
Тема 2 Человеческий капитал: понятие, сущность, основные подходы План: Семинарское занятие – дискуссия 2 часа Вопросы: 1. Человеческий капитал как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения потребностей человека и общества. (Теодор Шульц, Гэри Беккер авторы идеи). 2. Обоснование эффективности вложений в человеческий капитал. 3. Экономический подход к человеческому поведению. 4. Человеческий капитал, человеческий потенциал, трудовые ресурсы. 5. Индивидуальный человеческий капитал. 6. Человеческий капитал фирмы. 7. Национальный человеческий капитал.
Тема 3 Исторический обзор подходов к концепции человеческого капитала План: Семинарское занятие – дискуссия 4 часа Вопросы: 1. Методологические основы концепции человеческого капитала. 2. Обзор дискуссии среди экономистов XIX-XX веков по теоретическим подходам к анализу человеческого капитала. 3. Развитие методов количественной оценки человеческого капитала.
Темы рефератов (первая часть): 1. Дискуссионные вопросы в теории человеческого капитала. 2. Практические приложения концепции человеческого капитала. 3. Методы денежной оценки человека и его способностей. 4. Метод настоящей ценности потока будущих доходов и оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал. Темы рефератов (вторая часть):
1.Категории "стоимость рабочей силы" и "цена рабочей силы" в теории К.Маркса. 2.Факторы, определяющие структуру и динамику стоимости рабочей силы. 3. Сходство и различие в анализе воспроизводства рабочей силы (человеческого капитала) в теории К.Маркса и современной теории человеческого капитала. 4. Чем различаются инвестиции в человеческий капитал и затраты на воспроизводство рабочей силы?
Дополнительные вопросы для обсуждения (первая часть): 1. Каковы исторические причины появления концепции человеческого капитала? 2. Можно ли трактовать человеческий капитал как нечто отличное от самого человека? 3. Назовите наиболее ранние сферы практического применения понятия ”человеческий капитал” и объясните причины его успешного использования. 4. Можно ли говорить о расширении сферы практического использования концепции человеческого капитала? Приведите конкретные примеры и объясните причины этого. 5. Проведите сравнительный анализ различных точек зрения на человеческий капитал. Дополнительные вопросы для обсуждения (вторая часть): 1. Находятся ли взгляды К. Маркса в непримиримом противоречии с западной концепцией человеческого капитала? 2. Имеет ли подход К. Маркса к анализу воспроизводства рабочей силы практическое и теоретическое значение сегодня? 3. Сохраняет ли актуальность деление труда К. Марксом нанеобходимый и прибавочный и есть ли аналогичные понятия в современной теории человеческого капитала? Дополнительная литература ко второй части 1.Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23. - 907 с. 2. Маркс К. Капитал. Т.2 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 24. - 648 с. 3. Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 25, ч.1. - 545 с.; ч.2. - 551 с. 4. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Ч.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 26, ч.1. - 426 с. 5. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Ч.2 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 26, ч.2. - 658 с. 6. Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 гг. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12. – С. 709-738. 7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. ( Первоначальный вариант "Капитала"). Ч.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 46. 8. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. (Первоначальный вариант "Капитала"). Ч.2 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 46, ч.2. - 496 с. 9. Маркс К. Экономические рукописи 1861-1863 гг. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 47. - 614 с.
Контрольная работа по сущность теории человеческого капитала и особенностям ее современных направлений Тема 4 Теоретические основы современной концепции человеческого капитала План: Семинарское занятие – дискуссия 2 часа Вопросы: 1. Исходные положения концепции современной концепции человеческого капитала. 2. Человеческий капитал и проблема распределения доходов 3. Факторы дифференциации заработков 4. "Альтернативные" теории человеческого капитала 5. "Случайные" причины неравенства доходов 6. Теория "фильтра" - трактовка образования как средства отбора или средства сигнализации 7. Концепция радикальных экономистов Темы рефератов
1. Структура инвестиций в человеческий капитал и её эволюция. 2. Факторы дифференциации трудовых доходов. 3. Роль и значение наследуемых способностей людей в формировании доходов и их дифференциации.
Дополнительные вопросы для обсуждения: 1. Чем можно объяснить рост интереса ученых-экономистов к исследованию процессов производства и использования человеческого капитала в современных условиях? 2. Каковы особенности и достоинства неоклассического подхода к анализу человеческого капитала? 3. На чем строят критику неоклассической концепции сторонники теории "фильтра"? 4. Имеет ли практическое значение критика неоклассических методик оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал радикальными экономистами и сторонниками теории "фильтра"? 5. Какие практические рекомендации по формированию экономической политики правительства можно сделать на основании неоклассической концепции (теории "фильтра", радикальной концепции)?
Тема 5 Человеческий капитал как экономическая категория План: Семинарское занятие – дискуссия 2 часа Вопросы: 1. Методы оценки человеческого капитала. 2. Система показателей оценки человеческого капитала. 3. Качественные и количественные характеристики человеческого капитала. Измерение человеческого капитала. 4. Индекс человеческого развития. 5. Основные виды инвестиций в человеческий капитал. 6. Эффективность использования человеческого капитала. 7. Мировой рынок труда и конкурентоспособность человеческого капитала России. Перспективы развития человеческого капитала и глобальные процессы. 8. Глобализация мировой экономики и человеческий капитал. 9. Проблемы сохранения человеческого капитала России. «Утечка мозгов». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |