Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1.2 Бытие и его смысл.




Содержание.

 

Стр.

Введение................................................................................................. 3

 

Глава 1. Метафизика Аристотеля......................................................... 5

1.1 Четыре причины............................................................................ 7

1.2 Бытие и его смысл......................................................................... 8

1.3 Субстанция, акт, потенция............................................................ 9

1.4 Сверхчувственная субстанция...................................................... 10

Глава 2. Логика Аристотеля................................................................. 12

2.1 «Диалектика» Аристотеля............................................................. 12

2.2 Теория достоверного познания. Определение и доказательство 14

2.3 Индукция........................................................................................ 17

Глава 3. Гносеология Аристотеля........................................................ 19

Заключение............................................................................................ 24

 

Список использованной литературы.................................................... 25

 

 


 


Введение.

Целью реферата является раскрытие, изучение и обоснование интересной темы по философии: «Метафизика, логика и гносеология Аристотеля». Эта тема по праву считается интересной, потому что Аристотель пример великой, выдающейся личности в истории философии, но и в истории человечества. Он гений. Но мы редко слышим про Аристотеля, что он гений. Но это слово подходит ему, потому что этот человек обладал такими способностями, которые дали ему возможность выполнить миссию философа: раздвинуть границы познания, установленные до него и добиться большего. Аристотеля мы проходим не только по философии, но и в школе по биологии, где одним из его достижений является теория самозарождения живых существ. По физику, где сам термин был введён Аристотелем, мы проходили прямолинейное движение, гравитацию и многое другое, что выявил Аристотель. Аристотель – великий человек.

В своём реферате я рассматривала: метафизику, логику и гносеологию Аристотеля. Метафизика – это наука, основание которой являются практические и изобразительные науки. Аристотель не называл философию «Метафизикой», потому что это не его термин, этот термин выдвинул Андроник Родосский. Он называл её «первой философией», то есть это то, что идёт после физики. Это учение об основных вопросах онтологии и гносеологии. Для изучения этой темы использованы словари по философии, книги «Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии», учебник по западной философии Джованни Реале и Дарио Антисери, учебник по Античной философии А.С.Богомолова.

Так же интересна и логика Аристотеля, которая составляет различные законы, так как: закон мышления, закон исключённого третьего и других; в различных формах мышления, учении о силлогизмах. Изучая тему, были использованы слова по философии, учебник по философии Древнего мира Г.И. Иконникова, Античная философия В.Ф Асмуса в двух изданиях.

И третья под-тема моего реферата: гносеология или теория познания Аристотеля. Это вторая сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира. В своей гносеологии Аристотель колеблется между сенсуализмом и рационализмом, так и не будучи в состоянии однозначно определить соотношение того, что мы называем чувственной и рациональной ступенью познания. А стремится к единству чувства и разума, но не обретает их. По гносеологии были использованы основы философии Н.А. Селиверстовой и античная философия В.Ф.Асмуса.

 

 


 


Глава 1. Метафизика Аристотеля.

Первая философия, которая имеет своим предметом первые начала и причины, изложена она в сочинении, получившим название «Метафизика». Слово это возникло случайно – из того, что в собрании Андроника Родосского[1] это сочинение следовало «за физикой». Однако с течением времени за этим словом закрепился особый смысл: учение о «за природных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых ещё «физикой», имеющих дело с этими принципами в той форме, как они проявляются в чувственных вещах и их движении. Сопоставляя первую философию с другими дисциплинами, Аристотель писал, что «естествоиспытатель (физик) занимается всем тем, что составляет деятельность и состояния такого-то тела и такой-то материи, неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состоянием определённого тела и берутся в абстракции,[2] изучает математик; поскольку, же они отделены от всего телесного, из изучает метафизик. Отсюда видно, что Аристотель рассматривает первую философию как учение не об отдельных от вещей началах вроде идей Платона, но абстрагирует эти начала от существующих вещей, вне и без которых сами начала не существуют. Причём это даже более высокая степень абстракции, чем в математика.[3]

«Метафизика» в принятой форме[4] начинается с определения первой философии («мудрости») и далее развёртывается в ходе критики предшествующих философов. Исследование и критика учений прошлого имеют для него служебное назначение, подводя к собственной его концепции, предварительно её обосновывая. Так, Аристотель пишет, что если «первые философы» считали началом всех вещей материю, то Анаксагор[5] вводит разум в качестве причины «благоустройства мира и всего мирового порядка». А, следовательно, Анаксагор и Эмпедокл[6], с его Любовью и Враждой, вводят в философию «действующую причину». Пифагорейцы добавляют к этому утверждение, что ограниченное, неограниченное и единое, т.е. компоненты числа, являются не свойствами физических реальностей, но их сущностью, «вследствие чего число и составляло сущность всех вещей». Таким образом, возникает понятие такого начала, как «сущность и суть бытия». Наконец, Платон признал, что «нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно меняются. Идя указанным путём, он подобные реальности назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них речь всегда идёт отдельно от идей, но в соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одноимённым сущностям. Но во многом Аристотель возражал Платону.

Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых – производство определённых объектов.[7]

Аристотель даёт четыре определения метафизике:

а) Исследование причин, первых, или высших начал;

б) Познания «бытия, поскольку оно бытие»;

в) Знание о субстанции;

г) Знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

А зачем нужна метафизика? Метафизика - наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Другие же науки подчинены этим целям, а потому ни одна их них не самоценна и значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведет. Метафизика имеет сама в себе свое тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Метафизика, не связанная с материальными запросами, всё же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающаяся ото лжи. Это радикальная необходимость ответствования на "почему", и особенным образом, на "последнее почему".

Поэтому, - заключает Аристотель, - "все прочие науки более необходимы людям, но, ни одна из них не превзойдет эту" - метафизику.

Глава 1.1. Четыре причины.

Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырём: 1) причина формальная, 2) причина материальная. 3) причина действующая, 4) причина финальная.

Первые две причины есть ничто иное, как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично-оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир. Причина, по Аристотелю, - это условие и основание. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически.[8] Так же необходимы последние две причины: двигательная и финальная. Двигательная причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Финальная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.[9]

Глава 1.2 Бытие и его смысл.

Второе определение метафизики, как мы уже видели, дано Аристотелем в онтологическом[10] ключе: бытие как таковое. В этом метафизика не совпадает ни с одной из частных наук: ведь ни одна из них не знает бытия в его универсальности, но, ограничив себя частью его, каждая из них изучает характеристики этой части. Метафизика идет к первопричинам бытия как бытия, к такому "почему", которое дает основание реальности в его тотальности[11].

Аристотель реформирует и преодолевает онтологию элеатов[12]. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое. Но множественность и разнообразность смыслов бытия не ведут к чистой омонимии[13], одноименности, ибо каждый из них имеет общую связку, т.е. структурно соотнесен с субстанцией[14]. Ведь бытие есть либо субстанция, либо ее аффект, либо активность субстанции, в любом случае, нечто имеющее отношение к субстанции.

Аристотель ищет некую схему, которая собрала бы все возможные смыслы бытия, группируя их по четырем позициям: 1) бытие как категории. 2) бытие как акт и потенция, 3) бытие как акциденция, 4) бытие как истина.

В первой позиции: категории представляют главную группу значений бытия, или, как говорит Аристотель, высшие роды бытия. Их десять: 1. Субстанция, или сущность. 2. Качество. 3. Количество. 4. Отношение. 5. Действие. 6. Страдание. 7. Место. 8. Время. 9. Иметь. 10. Покоиться.

Вторая группа значений бытия - потенции и акта - весьма существенна. Они и в самом деле изначальны, ибо их нельзя определить через другое, но только взаимообразно, через связь их между собой.

Бытие акциденций - это бытие случайное и непредвиденное, т.е. тип бытия, который не связан с другим бытием существенным образом этот тип бытия является таковым "не всегда и не по преимуществу ", но иногда, по случаю.

Бытие как истина - это тип бытия, который принадлежит собственно человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие реальности, либо как не соответствующие ей. Небытие как ложь имеет место тогда, когда разум соединяет с реальностью несоединимое, а разъединяет то, что не подлежит разобщению.

Последний тип бытия изучает логика. По поводу третьего типа бытия не существует науки, ибо лишь необходимое, а не случайное, может быть его предметом. Первые две группы значений образуют предмет метафизики, в особенности, проблему субстанции: что такое бытие? - какова субстанция? - вот вечный вопрос метафизики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...