Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диагностика профессиональной направленности старшеклассниковСтр 1 из 2Следующая ⇒
Утверждения. 1) Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1). 2) Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1). 3) Люблю ходить в музеи, театры, художественные выставки (IV-1). 4) Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-1). 5) Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1). 6) Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1). 7) Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чем-то (V-1). 8) Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах, (III-1). 9) То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2). 10) Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2). 11) Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1). 12) Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1). 13) Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1). 14) Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-2). 16) Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2). 16) Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2). 17) Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2). 18) Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2). 19) Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2). 20) Я почти никогда не ссорюсь (V-1). 21) Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1). 22) Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1). 23) Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2). 24) Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.) (IV-1). 25) С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1). 26) Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1). 27) Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1). 28) Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1). 29) Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2). 30) Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1). КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТИПА ПРОФЕССИИ I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются: 1) животные, условия их роста, жизни; 2) растения, условия их произрастания. Специалистам в этой области приходится: а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); б) выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы). Психологические требования профессий этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, Должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в Трудных погодных условиях, в грязи и т. п. II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы Делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы Хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать Машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с Профессиями «человек-техника». Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); 2) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); 8) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их). Одно и то же техническое устройство может быть предметом труда для разных специалистов, например, см в табл.
Психологические требования профессий «человек-техника» к человеку: хорошая координация движений; точ ное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетичес кое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность. III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения» если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек-знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор). Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление. IV. «Человек-художественный образ». Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник). Психологические требования профессий этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей. V. «Человек-человек». Большинство профессий этого типа связано: 1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек-человек». Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей. ОБРАЗ ПРОФЕССИИ Возможно, вы еще не выбрали себе будущую профессию, но какое-то представление о том, что и как вам хотелось бы выполнять на работе, у вас имеется. Ответив на поставленные вопросы, вы можете уточнить для себя те части образа профессии, которые пока видите не очень отчетливо или не думали о них. 1. Мне бы хотелось на своей работе: 1) оценивать, проверять, различать, распознавать, но не создавать новый продукт (гностические профессии); 2) придумывать, изобретать, находить новый способ решения, создавать новый продукт (изыскательские профессии); 3) оказывать активное воздействие, обслуживать, обрабатывать, упорядочивать, преобразовывать, организовывать (преобразующие профессии). 2. Мне бы хотелось, чтобы в моей работе контакты с людьми были: 1) немногочисленными, не отнимающими много времени (с сотрудниками, с начальством); 2) частыми, многочисленными (с сотрудниками); 3) частыми, многочисленными (с посетителями, с клиентами); 4) частыми, многочисленными (с группой, аудиторией слушателей). 3. Мне бы хотелось выполнять свою работу с помощью: 1) рук и простейших инструментов (ручные орудия труда); 2) интеллекта, речи, мимики (функциональные орудия труда); 3) приборов и измерительных устройств (измерительные орудия труда); 4) механического машинного оборудования, различных видов транспорта (механизированные орудия труда); 5) станков, автоматизированного оборудования. В процесс:3 работы хотелось бы быть: 1) исполнителем, работать по указаниям начальства; 2) организатором работы других людей; 3) организатором собственной деятельности, хотелось бы самостоятельно планировать свою работу, распределять рабочую нагрузку, изменять способы выполнения работы. 4. Мне бы хотелось работать преимущественно: 1) в помещении; 2) на открытом воздухе; 3) в необычных условиях (в горах, под водой, в лесу, под землей). 5. Мне бы хотелось, чтобы по характеру деятельности моя работа была: 1) четко определена правилами, инструкциями, когда нет неожиданных ситуаций; 2) достаточно четко определена, но иногда могли бы быть ситуации, требующие" принятия самостоятельных решений; 3) часто возникали бы новые задачи, требовалась бы творческая активность. 6. Мне бы хотелось отвечать: 1) за сохранение имущества, оборудования, денег, продуктов (повышенная материальная ответственность); 2) за воспитание людей, соблюдение законности, руководство людьми (повышенная моральная ответственность); 3) за жизнь и здоровье людей (повышенная ответственность). 7. После работы мне бы хотелось: 1) отключаться от нее до следующего рабочего дня; 2) продолжать думать о работе и дома; 3) работать вечерами дохла. 8. Меня не пугает, если моя работа будет связана: 1) с опасностью и риском; 2) с возникновением сложных ситуаций, требующих быстрой оценки ситуации, принятия решения; 3) с определенными, четко заданными вынужденным ритмом и темпом ее выполнения; 4) с ночными сменами; 5) с физическими нагрузками; 6) с длительным пребыванием в одном положении; 7) с общением с правонарушителями, психически больными людьми; 8) с наличием специфических условий труда (шум, запахи, температура воздуха и т. п.). Если ваш образ желаемой профессии стал более четким и целостным, вам легче будет выбрать из всего многообразия мира профессий ту, которая больше всего вам подходит. А может быть вам любопытно, какую профессию советует вам выбрать гороскоп?
Диагностика профессиональной направленности старшеклассников Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии — одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит: а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных на-, мерений и их динамики; б) определение социальных установок и помощь в их формировании; в) определение мотивации выбора и ее структуры; г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; д) определение выраженности и структуры способностей; е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.); ж) осуществление профподбора, при необходимости — первичного профотбора; з) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся; и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии»1. Схема индивидуальной профориентационнной беседы с учащимися2 |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |