Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностика профессиональной направленности старшеклассников




Утверждения.

1) Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).

2) Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чи­нить (II-1).

3) Люблю ходить в музеи, театры, художественные выставки (IV-1).

4) Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растени­ями и животными (I-1).

5) Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).

6) Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1).

7) Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чем-то (V-1).

8) Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах, (III-1).

9) То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2).

10) Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).

11) Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).

12) Активно участвую в художественной самодеятель­ности (IV-1).

13) Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).

14) Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ре­бусы, трудные задачи (III-2).

16) Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).

16) Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).

17) Результаты моего художественного творчества одоб­ряют даже незнакомые люди (IV-2).

18) Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).

19) Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).

20) Я почти никогда не ссорюсь (V-1).

21) Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1).

22) Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1).

23) Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2).

24) Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.) (IV-1).

25) С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1).

26) Люблю разбираться в устройстве механизмов, ма­шин, приборов (II-1).

27) Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1).

28) Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1).

29) Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2).

30) Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТИПА ПРОФЕССИИ

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются: 1) животные, ус­ловия их роста, жизни; 2) растения, условия их произрас­тания. Специалистам в этой области приходится: а) изу­чать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотех­ник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); б) выращи­вать растения, ухаживать за животными (лесовод, поле­вод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); в) проводить профилактику заболеваний расте­ний и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мыш­ление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые приро­дные факторы; поскольку результаты деятельности выяв­ляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью,

Должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в Трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лаборатор­ные работы по физике, химии, электротехнике, если вы Делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы Хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать Машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с Профессиями «человек-техника». Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, кон­струируют технические системы, устройства, разрабатыва­ют процессы их изготовления. Из отдельных узлов, дета­лей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); 2) с эксплуатацией технических ус­тройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); 8) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распозна­ют неисправности технических систем, приборов, механиз­мов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Одно и то же техническое устройство может быть предметом труда для разных специалистов, например, см в табл.

 

Техническое устройство Монтаж, сборка Эксплуатация I Ремонт
Станок с числовым программным управлением Слесарь механо­сборочных работ Оператор стан­ков с ЧПУ, наладчик стан ков с ЧПУ Слесарь по ре­монту промыш­ленного обору­дования
Энергетичес­кая установка Электро­монтажник Оператор электропульта Слесарь по ре­монту электро­оборудования
Прибор Радиомонтажник Радиотехник Слесарь по ре­монту радио- ап паратуры
Фотокино­аппаратура Слесарь -сб орщик кинофото­аппаратуры Киномеханик, фотограф Слесарь по ре­монту кинофото­аппаратуры

 

Психологические требования профессий «человек-тех­ника» к человеку: хорошая координация движений; точ ное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетичес кое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концен­трировать внимание; наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система». Если вы любите вы­полнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения» если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статис­тикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «чело­век-знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копироваль­щик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на от­влеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ». Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, проектиро­ванием художественных произведений (писатель, худож­ник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, жур­налист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гра­вер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с раз­множением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: художественные способности; развитое зритель­ное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; зна­ние психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек». Большинство профессий этого типа связано: 1) с воспитанием, обучением людей (воспи­татель, учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, офици­ант, вахтер); 4) с информационным обслуживанием (биб­лиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужа­щий). Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор связаны с работой с людь­ми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа «чело­век-человек».

Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; спо­собность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, орга­низовывать их взаимодействие; способность мысленно ста­вить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

ОБРАЗ ПРОФЕССИИ

Возможно, вы еще не выбрали себе будущую профес­сию, но какое-то представление о том, что и как вам хотелось бы выполнять на работе, у вас имеется. Ответив на поставленные вопросы, вы можете уточнить для себя те части образа профессии, которые пока видите не очень отчетливо или не думали о них.

1. Мне бы хотелось на своей работе: 1) оценивать, проверять, различать, распознавать, но не создавать но­вый продукт (гностические профессии); 2) придумывать, изобретать, находить новый способ решения, создавать новый продукт (изыскательские профессии); 3) оказывать активное воздействие, обслуживать, обрабатывать, упоря­дочивать, преобразовывать, организовывать (преобразую­щие профессии).

2. Мне бы хотелось, чтобы в моей работе контакты с людьми были: 1) немногочисленными, не отнимающими много времени (с сотрудниками, с начальством); 2) часты­ми, многочисленными (с сотрудниками); 3) частыми, мно­гочисленными (с посетителями, с клиентами); 4) частыми, многочисленными (с группой, аудиторией слушателей).

3. Мне бы хотелось выполнять свою работу с помощью:

1) рук и простейших инструментов (ручные орудия труда);

2) интеллекта, речи, мимики (функциональные орудия труда); 3) приборов и измерительных устройств (измери­тельные орудия труда); 4) механического машинного обо­рудования, различных видов транспорта (механизирован­ные орудия труда); 5) станков, автоматизированного оборудования.

В процесс:3 работы хотелось бы быть: 1) исполните­лем, работать по указаниям начальства; 2) организатором работы других людей; 3) организатором собственной дея­тельности, хотелось бы самостоятельно планировать свою работу, распределять рабочую нагрузку, изменять способы выполнения работы.

4. Мне бы хотелось работать преимущественно: 1) в помещении; 2) на открытом воздухе; 3) в необычных ус­ловиях (в горах, под водой, в лесу, под землей).

5. Мне бы хотелось, чтобы по характеру деятельности моя работа была: 1) четко определена правилами, инструк­циями, когда нет неожиданных ситуаций; 2) достаточно четко определена, но иногда могли бы быть ситуации, требующие" принятия самостоятельных решений; 3) часто возникали бы новые задачи, требовалась бы творческая активность.

6. Мне бы хотелось отвечать: 1) за сохранение имущес­тва, оборудования, денег, продуктов (повышенная матери­альная ответственность); 2) за воспитание людей, соблюде­ние законности, руководство людьми (повышенная моральная ответственность); 3) за жизнь и здоровье людей (повышенная ответственность).

7. После работы мне бы хотелось: 1) отключаться от нее до следующего рабочего дня; 2) продолжать думать о работе и дома; 3) работать вечерами дохла.

8. Меня не пугает, если моя работа будет связана: 1) с опасностью и риском; 2) с возникновением сложных ситу­аций, требующих быстрой оценки ситуации, принятия решения; 3) с определенными, четко заданными вынуж­денным ритмом и темпом ее выполнения; 4) с ночными сменами; 5) с физическими нагрузками; 6) с длительным пребыванием в одном положении; 7) с общением с право­нарушителями, психически больными людьми; 8) с нали­чием специфических условий труда (шум, запахи, темпе­ратура воздуха и т. п.).

Если ваш образ желаемой профессии стал более чет­ким и целостным, вам легче будет выбрать из всего мно­гообразия мира профессий ту, которая больше всего вам подходит.

А может быть вам любопытно, какую профессию сове­тует вам выбрать гороскоп?

 

 

Диагностика профессиональной направленности старшеклассников

Участие в профориентации и помощь учащимся в обо­снованном выборе профессии — одна из важнейших сто­рон работы школьного психолога. В содержание этой дея­тельности входит:

а) выявление интересов, склонностей учащихся, на­правленности личности, первичных профессиональных на-, мерений и их динамики;

б) определение социальных установок и помощь в их формировании;

в) определение мотивации выбора и ее структуры;

г) формирование готовности к самоанализу и самооцен­ке, реальному уровню притязаний;

д) определение выраженности и структуры способнос­тей;

е) определение уровня развития различных сторон лич­ности, динамики и вариативности проявлений, жизненно­го стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчи­вость и настойчивость, целеустремленность и т.п.);

ж) осуществление профподбора, при необходимости — первичного профотбора;

з) определение степени соответствия «профиля личнос­ти» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;

и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии»1.

Схема индивидуальной профориентационнной беседы с учащимися2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...