Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как изменилась правящая элита в период образования
Московского государства?
В период раздробленности произошла регионализация древнерусской правящей элиты, части которой соответствовали различным политическим системам, сложившимся в русских землях. Правящая элита Московского великого княжества по мере превращения его из удельного княжества в единое Русское государство становилась общероссийской. Этот процесс протекал в различных формах, а объединение русских земель в XVII в. еще не означало централизации государственного управления. Поэтому до конца XVI в. правящая элита Русского государства представляла собой конгломерат различных по системообразующим факторам субэлит и клик, теснимых и ассимилируемых формирующимися управленческими структурами сословной монархии. Суперэлитный слой составляла династия Рюриковичей, потомков Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского, при котором было образовано удельное Московское княжество. Власть и полномочия великого московского князя постоянно укреплялись и расширялись. Свою власть он делил с Боярской думой как аристократическим органом, удельными и служилыми княжатами. Удельные князья — братья великого князя обладали значительными суверенными правами на подвластной территории: судили земельные и «разбойные» дела, собирали таможенные пошлины и другие поборы в удельную казну, имели свои боярские думы, дворцовый аппарат с дьяческой канцелярией, считались главой местного дворянского ополчения. Их права и обязанности определялись договорами с великим князем. Участие удельного князя в общегосударственных делах было ограничено и находилось под контролем великого князя. Верховная власть, опасаясь династической борьбы, последовательно осуществляла курс на ликвидацию удельной системы. Видную роль в правящей элите играли служилые князья. В отличие от удельных они не имели прав на занятие великокняжеского престола. Они владели наследственными вотчинами, обусловленными несением военной службы московскому государю. Их положение определялось условиями перехода на службу и близостью к великому князю, месторасположением и величиной владений. Служилые князья — это региональные суперэлиты периода раздробленности, включенные в состав общероссийской элиты. В большинстве случаев это происходило безболезненно. Например, переезд в Москву князей западнорусских земель по мере перехода Литвы в католицизм (Милославские, Одоевские, Глинские, Трубецкие и др.). Даже насильственная ликвидация Тверского княжества, разрушение его политической системы не помещали более или менее добровольному переходу основной части местной элиты на службу московскому великому князю, что позволило ей сохранить свое положение. Исключение составляла боярская элита Новгорода, которая пыталась сохранить свою «старину», была полностью разгромлена и потеряла свой социальный статус. Особую категорию составляли перешедшие на сторону великого князя татарские царевичи, которые получали в кормление города и практически не имели на Руси прочных связей. Они принимали православие и были быстро ассимилированы — в русском дворянстве многие фамилии имели тюркское происхождение (Аксаковы, Карамзины, Юсуповы и др.). Выдающуюся роль в объединении русских земель сыграла духовная элита: митрополиты Алексий, Макарий, духовник Руси Сергий Радонежский и др. В соответствии с православным пониманием сущности власти церковь, как правило, не вмешивалась в светские дела, но в периоды малолетства князей митрополиты играли решающую роль в Боярской думе, а русская государственность строилась как православная государственность, понимавшаяся до XVII в. в поздневизантийском варианте, когда в симфонии властей, т. е. двуединстве светской и духовной властей, ведущая роль отводилась царю.
Были ли альтернативы в развитии |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |