Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вечные вопросы» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»




Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова он сумел создать рус.политич. комедию на бытовом материале, с широким изображением современных нравов и характеров. С необыкновенной силой Г.обрушился на крепосническое общество. Создал образ Чацкого-один из самых ярких и героических во всей рус.лит19в.Формирование его реализма как худ.метода раскрывается во взаимосвязи с декабристским движ.

Г.родился в дворянской семье. Учеба: Московский университетский пансион, Московский универ.Был участником Отечественной в..Служба в коллегии иностранных дел, секретарь рус.дипломатической службы.

Борьба двух общественно-полит.лагерей-нового со старым, революционного с реакционным, антикрепоснического с крепосническим-вот основное содержание комедии. Он показал процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу со своим классом. Г.сумел увидеть передового героя в самой жизни. В выборе жизненного конфликта и проявился прежде всего реализм Г. Этот конфликт он осмыслил не в отвлеченной, аллегорической форме, как романтики, а перенес в комедию характерные черты общественной и бытовой жизни. Комедия показывает накаленную атмосферу в дворянском обществе на кануне восстания 1825. Большинство дворян испытывают ненависть к вольнодумцам. На первый план выдвигается сталкновение героев на идейной почве. «Горе от ума»-комедия двух параллельных интриг. Но соц.интрига – более широкая, она как бы обрамляет любовную. В образе Чацкого воплотились черты передового человека. Это первый в реалистич.рус.лит образ дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей сословной поры. В своих монологах Чацкий выступил с резким обличением пороков и развернул целую полит.программу. Все выводы Чацкого против дворянского общества согреты любовью к угнетенному народу. Чацкий – романтик. Но вместе с тем он нарисован без романтической отвлеченности, к-рая присуща поэтам декабристам. Он-реалистический образ. Он человек страсти.

 

9.Поэты «пушкинской плеяды».

«Пушкинская плеяда»-группа поэтов, в том или ином отношении примыкавших к Пушкину как к своему учителю и вождю.

Баратынский– самый крупный поэт пушкинского круга. Родился в небогатой дворянской семье, воспитывался в Пажеском корпусе. В начале творческой деятельности сблизился с передовыми лит. кругами – Пушкиным и будущими дек-ми, что сразу же отразилось на его поэзии прогрессивными мотивами: утверждением свободной чел. личности, признанием ценности независимой мысли, культа возвышенной дружбы, служения высокому искусству. в некот. стихах начинают звучат полит. мотивы. Однако у Б. была не очень прочная связь с освободительным движением. Хоть он и принадлежал к лагерю прогрессивных романтиков, все же имел с ними глубокие расхождения. Например его отрицание крепостничества носило пассивный характер, и к активным действиям он не переходил. Его гражданская скорбь не порождала у него нестроений полит. протеста. Но Б. не ограничивается элегическим раздумьем о бренности славы, а утверждает как высшую ценность чел. личность, бесстрашие перед судьбой, любовь к жизни. После подавления декабристов у Б. случился творческий кризис. Он сблизился с любомудами и перешел в область философской лирики. Ее основная тема – судьба поэта-мечтателя в новой обществ. обстановке, характеризующейся ростом «промышленных интересов». Он осуждал капит тенденции. Ему казалось, что новый обществ. уклад принесет гибель духовной культуре человечества.

Дельвиг-еще один поэт Пушкинской плеяды. Его творчество сложилось на традиции «легкой жизни». Вместе с Пушкиным он издавал альманах «Северные цветы» и «Литературную газету». Занимался разработкой жанра идиллии, воссоздавая мир античности. Сильно старался Д. в жанре «рус. песни». В этих песнях идеология дворянства нередко вступают в противоречие с мироощущением и поэтикой нар. творчества, на кот. ориентировался Д., но уже нет ни сентиментальности, ни пасторальности. Д. уже приближается к романтическому пониманию этого жанра. Долго работал над разработкой сонетов, к-рые входят в состав его камерной лирики.

Давыдов: Принимал активное участие в войне 1812, был одним из инициаторов партизанского движения. Свою творческую карьеру начал с басен. Как поэт пришел в лит-ру со своим лирическим героем, жанром и стилем. Основная тема – военная, но он подошел к ней с необычной стороны. В эмоциональной поэзии раскрываются быт и психология воина. Опираясь на свой жизненный опыт, он создает образ гусара. Это «гусарство» определило и особые формы его поэзии – жанр «гусарской» песни, свободной от официальной героики и декламационно-патриотического стиля. Нарочитая простота в трактовке военной тематики открывала в его песни доступ просторечию, военному фольклору.Этот демократический стиль сближал произведения Давыдова и Крылова. Д. работал и над элегиями и дружескими посланиями, все в той же манере «гусарства».

Вяземский: обращается к общественно-полит. темам. В своих критич. статьях выступал защитником и истолкователем прогрессивного романтизма в рус. лит. Способствовал сближению поэзии с реальностью, с миром конкретных чел. переживаний. Хоть он и был участником романтического движения, в своей поэзии стоял на позициях прогрессивного, но не рев. романтизма.

Языков:наиболее близок к поэзии революционных романтиков. Ввел в рус.лит образ студента-гуляки,но к-рый любит и чтит свою родину. Писал и антипровительственные стихи. Значительное место занимает жанр истор.баллады. Им были свойственны черты высокого гражданского стиля. Знакомство с Пушкиным повлекло за собой создание цикла стихов, запечатлевших дружбу.Знакомится со славянофилами и становится их ярым защитником.

Творчество Е. Баратынского

Баратынский-выходец из небогатой дворянской семьи. Воспитывался в Пажеском корпусе. С товарищами создал «общество мстителей» и стали придумывать рискованные проказы. Материальные затруднения заставили начали военную службу. Пять лет в качестве офицера пробыл в Финляндии. При вступлении в лит.сближается с декабристами и Пушкиным. В поэзии утверждает свободу личности, культ дружбы. Однако у Б. была не очень прочная связь с освободительным движением. Хоть он и принадлежал к лагерю прогрессивных романтиков, все же имел с ними глубокие расхождения. Например его отрицание крепостничества носило пассивный характер, и к активным действиям он не переходил. Его гражданская скорбь не порождала у него нестроений полит. протеста. Но Б. не ограничивается элегическим раздумьем о бренности славы, а утверждает как высшую ценность чел. личность, бесстрашие перед судьбой, любовь к жизни. После подавления декабристов у Б. случился творческий кризис. Он сблизился с любомудами и перешел в область философской лирики. Ее основная тема – судьба поэта-мечтателя в новой обществ. обстановке, характеризующейся ростом «промышленных интересов». Он осуждал капит тенденции. Ему казалось, что новый обществ. уклад принесет гибель духовной культуре человечества.

Творческий путь:

1818-1824-ранний период, преобладает жанр-элегия-от любовной до медиативной лирики

1824-1827-кризис жанра элегии и переход от описательной поэмы к романтическим поэмам: «Эда»

1827-1839-освоение новых поэтических тем и лирических жанров, угасание жанра поэмы: «Цыганка»

Язык Б. отличается «высоким» словарем, архаические слова и обороты, неологизмы на архаический лад.

Свойственны:

-темы философского характера

-темы великой скорби

-одиночества

-прославление смерти как разрешение всех целей

11.Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой…» в начале XIX века.

Полемика о языке началась в 1803 году, когда не было еще ни «Беседы...», ни «Арзамаса». Повод - выход в свет трактата Шишкова «Рассуждения о старом и новом слоге Российского языка». Этот том был направлен против карамзинских европеизированных нововведений в русском языке. Шишков предлагал отказаться от заимствованных слов и оборотов, введенных «карамзинистами». Между тем, слова эти привились, стали понятны и естественны в русской речи. Требования Шишкова - держаться в русском литературном языке старославянских корней и форм - оказались смехотворными.  Предпринятые Шишковым разыскания имели целью сохранить жанры и стили высокой патетики. Споры между «Арзамасом» и «Беседой» повлияли на полемику «славянофилов» и «западников». В позиции «Арзамаса» был уъязвимый момент – чрезмерное прекланение перед западными образцами. Борьба между «Арзамасом» и «Беседой...», хотя и велась под флагом «карамзинизма», но сам Карамзин стоял в стороне, а в центре оказывалось творчество Жуковского. Жуковский систематически оспаривает узкий подход Шишкова к языку, т.к. Шишков путает понятия «знать» и «употреблять» язык. С точки зрения «шишковистов» уъязвимым местом является его переводной характер творчества. Борьба имела плодотворные результаты, которые были зафиксированы в словарях.

 

12.Литературное движение 1830-1840-х годов. «Западники» и «славянофилы».

Как общественно-лит.течение славянофильство возникает в 1838-1839 в спорах Кириевского и Хомякова по вопросам религии, о путях развития России. К этому времени в Европе происходит усиление славянского нац-освободительного движения. В Рос.одной из предпосылок славянофильства являлась нерешенность крестьянского вопроса: славянофильство выступает как форма оппозиции правительству. Первоначально у них не было нетерпимости к западникам. Начало резкому размежеванию положили выпадаы Хомякова и стих.Языкова «К ненашим», оскарбительное для западников. Своего постоянного издания славянофилы не имели и печатались в ж. «Москвитянин». Славянофилы противопоставляли Восток Западу, Москву Петербургу, «петербургскую» литературу «Московской». Они критиковали фальшивое, «маскарадное» изображение народа в лит. Из «новых» писателей наиболее высокую оценку у славянофилов получил Гоголь, за к-рого Аксаков вел борьбу с Белинским. Славянофилы полагали, что проникновение в Россию западных идей способствует угнетению русского народа. Утверждали, что для того, чтобы поднять уровень образования, необходимо вернуться к народу, как к единственному хранителю преданий, верований. Поэтому славянофилы выступали за опрощение, сами носили бороды, кафтаны. Интересовались философией( философия народности, истории). Обрушивались на идеалы революции и социализма; преверженцы православия; идеализация рус.крестьянства; отрицали нац.авторов(Пушкина, Гоголя, Лермонтова). Все ненормальное возникло после реформ Петра 1. восхищались старыми обычаями; было характерно: обращение к старине, убеждение в нац.исключительности народа. Собираение произведений нар.поэзии, выступали против крепосичества, требовали мер по просвещению народа. Были состредоточены в Москве: Солон Елагиной (Хомяков, Аксаковы,Кириевские, Самарин)

Если славянофилы были сосредоточены лишь в Москве, то лагерь западников был не столь компактен.В Москве западники группировались вокруг Грановского при Московском универе: Крюков, Редкин, Соловьев, Катков,Леонтьев. Вокруг Белинского в Петербурге группировались-Тургенев, Панаев, Некрасов,Языков. Западничество не являлось идеологически цельным и организационно оформленным.

Западники:считали, что революция пойдет по общеевропейскому прогрессивному пути развития. Белинский отвергал идею космополитизма, утверждал право каждого народа на нац.,непиятие крепосничества, стремление ориентироваться на евр.тип гос.развития и принципы демократич.просветительства(Белинский, Герцен,Грановский,Кавелин).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...